Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 10 2008
Валерий Петрович ЛОХИН  16 октября 2008

Магистраль ведет в регионы. Сотрудничество – обязательное условие работы в регионах

Потребитель рынка IP-услуг – и активный продавец на этом рынке. Так характеризует «РТКомм.РУ» генеральный директор компании Валерий ЛОХИН.

Валерий Лохин, РТКомм.РУВалерий Петрович, в чем особенность бизнес-модели компании?

– РТКОММ является продавцом и покупателем услуг передачи данных в одном лице. Покупателем – поскольку компания реализует национальные программы и крупные проекты для госпредприятий и корпоративных заказчиков, в первую очередь банковских структур. Основное направление нашего бизнеса – создание выделенных частных сетей по технологии VPN, поэтому мы покупаем услугу «последняя миля». Создавая почву для продвижения своих сервисов, мы одновременно выступаем и продавцом наших традиционных услуг – магистрального доступа в Интернет, создания VPN для региональных операторов.

– Как обеспечивается совместимость магистральной сети РТКОММ с региональными сетями?

– Сегодня РТКОММ заключил более 360 договоров о присоединении, в рамках которых компания, с одной стороны, предлагает местным операторам услуги, а с другой – покупает у них услуги по организации последней мили.

Еще два года назад спрос на услуги магистрального доступа в Интернет и построения межрегиональных VPN формировали Москва и Санкт-Петербург – сейчас драйвером спроса стали регионы, что, в частности, подтверждает распределение доходов компании от реализации своих услуг. С формальной точки зрения доля продаж РТКОММ в регионах составляет 60–65%, поскольку многие клиенты зарегистрированы в Москве, а услуги им мы предоставляем в регионах. Если же говорить о фактических объемах бизнеса РТКОММ непосредственно в регионах, то порядка 90% нашего дохода мы получаем за счет предоставления услуг за пределами МКАД.

Ресурсов на всех не хватит?

– Каковы основные тенденции развития регионального рынка?

– Главный тренд, определяющий погоду на телеком-пространстве России, – широкополосный доступ. В прошлом году проникновение ШПД по стране, в зависимости от региона, составляло 5–10% от потенциального числа пользователей – сегодня число пользователей высокоскоростного доступа в Интернет значительно выросло.

В то же время в регионах есть ограничения, связанные с инфраструктурой сети на последней миле. Ведь строительство собственной сети – это большие затраты. Использовать ресурсы естественных монополистов – МРК? Они не очень охотно идут на это, потому что у них самих остро стоит задача наращивания мощностей, о чем говорит интенсивность реализации наших заказов. Те же 52 тыс. подключенных общеобразовательных учреждений существенно сократили свободные ресурсы на последней миле – как правило, это включения по медным окончаниям.

Спутниковый ресурс тоже заметно уменьшился: 7,5 тыс. школ подключены по спутниковой технологии. Не только на Дальнем Востоке, а совсем рядом, в Конаковском районе Тверской области, 14 школ подключены по спутниковым каналам – наземной инфраструктуры там просто нет. Спутниковые мощности, появляющиеся сегодня на рынке, быстро раскупаются операторами. Ресурсов катастрофически не хватает.

– Проблема как-то решается?

– По имеющимся у нас сведениям, вопрос обсуждался на уровне Минкомсвязи. Никто не ожидал такого бурного роста, и момент был упущен, а запуск спутников – это сложные, дорогостоящие проекты. Как было объявлено на заседании президиума Госсовета в июле этого года в Петрозаводске, в ближайшие годы спутниковая группировка должна быть существенно усилена.

Использовать ресурсы разумно

– Каковы особенности сотрудничества и конкуренции основных сил, работающих на региональных рынках?

– Мы обречены на сотрудничество. По отношению к региональным операторам мы скорее партнеры, нежели конкуренты, – может быть, еще и потому, что не претендуем на рынок конечных пользователей, поскольку спрос на услуги компании стабильно высокий. Местные операторы больше всего боятся, что магистральные операторы зайдут на их территорию, – и не без оснований: компания ТТК, например, заявила о намерении идти, начиная с Дальнего Востока, к конечному пользователю. При этом структура межоператорских взаимоотношений, естественно, претерпит изменения.

Мы стремимся к равноправному партнерству. В регионах рынок магистрального доступа в Интернет уже сформировался, а рынка услуг по организации последней мили до сих пор нет. Он формируется очень медленно: есть некое противоречие между падением стоимости на услуги, которые предоставляем мы, и застывшими ценами на ту же последнюю милю. Вместе ищем компромиссное решение. И тут трудно сказать, кто кому диктует условия.

Мы стараемся грамотно выстраивать партнерские отношения, разумно использовать ресурсы, на которые есть монополия. Приведу пример из практики предоставления услуги построения выделенной частной сети. С потребительской точки зрения она не является критичной – в отличие от ситуации, когда в офисе, например, нет телефона или доступа в Интернет. Поэтому, получив от партнера по последней миле высокие расценки на эту услугу и учтя их в нашем предложении заказчику, в ответ мы нередко слышим, что его эти цены не устраивают и подключать офис в выделенную частную сеть он пока не будет, обойдется услугами публичного Интернета. В результате и партнер не зарабатывает ничего, и мы не можем удовлетворить клиента.

Спрос надо воспитывать

 Тренды развития магистрального рынка передачи данных в регионах

- Увеличение объема интернет-трафика, потребляемого в регионах: рост за 2007 г. в 2,5 раза и за 7 месяцев 2008 г. – еще в 2 раза.

- Дефицит ресурсов магистральных сетей.

- Увеличение удельной скорости на единичное включение. Еще год-полтора назад актуальными были скорости подключения 128 и даже 64 кбит/с – сегодня наименьшая скорость подключения 256 кбит/с.

- Значительное (в разы) падение стоимости магистрального доступа. Теперь в регионах уже не говорят, что магистральные операторы держат заградительные тарифы.

- Активное строительство магистральных МГ-сетей компаниями, специализировавшимися на телефонии или универсальных услугах, с целью получения лицензии на МГ/МН-связь для удовлетворения в первую очередь потребностей собственных клиентов. Возможность их выхода на конечных пользователей в будущем.

- Движение магистральных операторов к конечному пользователю.
– Как вы используете компетенции, наработанные на проекте «Образование»?

– Вложив много сил и средств в этот проект, мы тиражируем апробированные на нем решения, такие, например, как технологии учета состояния проекта на этапах строительства и сопровождения через веб-интерфейс.

Но мы продвигаем в регионах и новые сервисы: услуги видео- и аудиоконференцсвязи, информационной защиты операторских сетей от всевозможных атак, в первую очередь от DDoS-атак. Мы предлагаем в аутсорсинг операторам наш софтсвич, позволяющий операторам создавать виртуальные IP-АТС и на их базе предлагать услуги уже собственным клиентам.

Одно из перспективных направлений – дата-центры. У нас размещается порядка 30% самых востребованных информационных ресурсов Рунета: «Одноклассники», сайты налоговых и таможенных служб и т.д. Небольшие дата-центры организованы и в регионах на площадках наших дочерних предприятий.

– Потребность региональных компаний в услугах дата-центров так же велика, как в столице?

– Они развиваются не так активно, как в Москве. Данный сегмент рынка в регионах, я считаю, еще не оформился, заинтересованность региональных операторов в дата-центрах имеет некий оттенок «по аналогии»: в столице есть, и у нас тоже должно быть. Известны примеры, когда оператор, запустив дата-центр в регионе, не очень понимал, что с ним делать дальше. Все-таки востребованность этой услуги в регионах еще не столь высока.

Думаю, пройдет еще года два, прежде чем произойдет взрывной рост – по крайней мере на уровне столиц федеральных округов. Потребность усилится, когда станут на ноги межрегиональные, а может быть, и межнациональные корпорации, когда в регионы придут серьезные информационные ресурсы вроде «Рамблера», Google, «Яндекса» и т.д.

– Как коррелирует уровень потребления услуг в столице и регионах?

– Структура запросов в регионах медленно, но все же меняется: от клиентов, которым раньше хватало пропускной способности сети 128 кбит/с, мы получаем заказы на развитие сети с полосой пропускания уже на уровне 2 Мбит/с и больше. И госзаказчики, и корпоративные пользователи сегодня настаивают на заключении SLA, причем число их за последние полтора года выросло с нуля до 50%. SLA входит в активный оборот, это на слуху – все хотят иметь гарантию качества. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: