Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2008
Елена КРЫЛОВА  16 октября 2008

Есть ли ТВ за МКАДом?

Принято считать, что программа цифровизации телевидения призвана решить в том числе и проблему с телевещанием в регионах, где до сих пор существуют населенные пункты, принимающие лишь два эфирных канала. Так ли все плохо в регионах?

Елена Крылова, iKS-КонсалтингЯ живу в 500 метрах от МКАДа. В моем 16-этажном доме в Химках нет ни одного оператора платного ТВ. Недавно, правда, один интернет-провайдер предложил IPTV по «смешным ценам» – 300 руб. в месяц за 68 каналов (а Viasat входит в расширенный пакет за 450 руб.!) и 4500 руб. за STB (в аренду не предоставляется). Заключить договор можно только в офисе оператора в рабочее время, а кроме того, надо стать его абонентом широкополосного доступа, т.е. потребуется сменить своего интернет-провайдера.

Мне жаль: а) времени, б) денег, в) старого провайдера и к тому же, я подозреваю, цена на STB завышена. В общем, на мой, аналитика, взгляд, напрасно оператор запускает IPTV.

Мои родственники живут в Самаре в 5-этажной «хрущевке». Расширенный пакет телеканалов им предлагают сразу три оператора – по цене от 125 руб. за 70 каналов. Даже социальный пакет, в который входит 21 канал, у них стоит 30 руб. (для сравнения: «Мостелеком» берет 61 руб. за 11 каналов).

Поволжье

Сегодня это, пожалуй, самый интересный российский регион с точки зрения развития ТВ-технологий. Именно здесь, в Мордовии, находится экспериментальная площадка, на которой впервые в России было реализовано цифровое эфирное телевещание. Сегодня в любой точке республики можно принимать 24 программы и 6 радиостанций со стереозвуком за 100 руб. в месяц.

В городах Поволжья действуют несколько крупных кабельных операторов, в том числе федеральных: «Стрим-ТВ», «ЭР-Телеком», «Мультирегион». В Татарии сильны позиции ТВТ; один из самых высоких в России уровень проникновения платного ТВ обеспечила Уфе конкуренция между «Кристаллом» и «Уфанетом».

Почти все эти компании, начинавшие как операторы ТВ, сегодня предлагают и услугу широкополосного доступа, а некоторые («ЭР-Телеком», АБВ-ТВ) уже внедряют комплексное предложение triple play (табл. 1).

Число абонентов платного ТВ в Поволжье продолжает расти, что связано с вводом в эксплуатацию новых участков кабельных сетей (например, емкость сетей «ЭР-Телекома» ежемесячно увеличивается в среднем на 100 тыс. домохозяйств). Там, где нет кабельных сетей (в основном это сёла), жители подключаются к спутниковым операторам: более 50 тыс. семей в Поволжье подключены к НТВ+, менее состоятельные граждане решают проблему двухэфирных каналов, устанавливая на крышах домов «тарелки» «Триколора».

На рынок начинают выходить операторы фиксированной телефонии с IPTV. Летом 2008 г. сразу несколько филиалов «ВолгаТелекома», а также самарская компания АИСТ начали тестовое вещание интерактивного ТВ. Следует отметить, что внедрение IPTV сопряжено с рядом трудностей: это проблемы с поставками и качеством пользовательских STB, с приобретением прав на контент, со сложным процессом отладки услуги.

Конкурентным преимуществом IPTV является интерактивность, однако для формирования библиотеки фильмов для услуги VoD (видео по запросу) требуются значительные средства. А для ввода таких сервисов, как Network PVR (сетевой видеомагнитофон), TimeShifted TV (отложенный просмотр), необходимы договоренности с правообладателями.

Внедрение IPTV требует и совершенно другого подхода к продвижению. Практика показывает, что сегодня IPTV – дополнительная услуга к доступу в Интернет и оператор продвигает ее среди собственных абонентов услуги ШПД. Слагаемые успеха – наличие достаточной технологической базы для качественного предоставления услуги, слабая конкуренция со стороны кабельных операторов, выгодное ценовое предложение (в частности, предоставление пользовательского оборудования в аренду). И как бы привлекательно ни выглядела интерактивность, основной услугой пока все же остается телевидение, т.е. большой набор телеканалов. Интерактивность – это задел на будущее, преимущество при прочих равных условиях. Пренебрежение этими правилами ведет к неуспеху. Так, самарская компания «Самтелеком», в прошлом году поспешившая объявить себя первым IPTV-оператором Поволжья, очень быстро отказалась от предоставления этой услуги, не сумев сформировать на нее спрос.

Вынужденные выживать на конкурентном рынке Поволжья, множество небольших операторов кабельного ТВ зачастую используют приемы, которые не могут себе позволить крупные компании: транслируют телеканалы без договоров с вещателями, занижают абонентскую базу с целью снижения выплат правообладателям контента… В результате их предложение с точки зрения цены и состава пакетов оказывается более привлекательным для пользователей, что вынуждает крупных операторов снижать цены и изыскивать дополнительные возможности: формировать пакетные предложения, предлагать дополнительные сервисы (например, дистрибуцию цифрового контента), повышать качество обслуживания.

Рынок Поволжья развивается активно: проникновение платного ТВ в Кирове – 48%, в Самаре – 40%, в Казани – 39%.

Рынок России развивается неравномерно

На уровень проникновения услуги платного ТВ влияет множество факторов: уровень экономического развития региона, климат, местная специфика ведения бизнеса, особенности потребительского поведения, просто предпринимательская активность отдельных личностей. Практически в каждом федеральном округе есть города, где уровень развития платного ТВ выше, чем в среднем по стране (табл. 2).

В Москве крупнейшие операторы цифрового телевидения – Акадо, «Стрим-ТВ», НТВ+, «Космос ТВ», «Центральный Телеграф») – обслуживают около 650 тыс. абонентов (табл. 3). Проникновение цифрового ТВ составляет 17%. Конечно, можно учесть 1 млн пользователей расширенного пакета «Мостелекома» – в этом случае уровень проникновения платного ТВ в Москве сразу вырастет до 44%. И все-таки 31 канал по цене 95 руб.* – это уже вчерашняя услуга…

Что касается Московской области, то довольно крупные сети КТВ есть в Балашихе и Чехове («Мультирегион»), Электростали (НТК), Королеве («Каскад»), Коломне («Связь-КТВ»). В целом проникновение платного ТВ в области составляет около 20%, однако большей частью это эфирно-кабельное телевидение, возможности которого на сегодняшний день исчерпаны. Предоставлять на этих сетях услуги цифрового ТВ невозможно. В ряде городов ближнего Подмосковья (как правило, отделенных от Москвы лишь МКАДом) в последнее время появились небольшие участки сетей московских операторов (АКАДО, «Центрального Телеграфа»), но они незначительны. Так что жителям Подмосковья остается только подключение к НТВ+ – не самый, как известно, экономичный вариант.

Столичные операторы начинают экспансию в регионы

Видимо, они считают, что московский рынок (логично будет включить в него ближнее Подмосковье) достиг насыщения – это, напомним, 17% только для Москвы. Но для крупных российских городов уже сегодня нормой является 40%! И там такой уровень конкуренции, что услуга почти перестала быть рентабельной. Нужны эти города московским провайдерам?

Есть, конечно, населенные пункты без платного телевидения – но почему, вы думаете, его там нет? Для жителей этих городов и 100 руб. за пакет дорого. Едва ли москвичам интересны такие рынки.

Недавно на мой вопрос «Почему вы не предоставляете услугу телевидения?» представители одного крупного московского интернет-провайдера ответили: «В Москве уже не смотрят телевизор. Здесь масса других развлечений – ночные клубы, кинотеатры, спортивные клубы, Интернет, наконец». Как-то нелогично получается: подавляющее большинство интернет-абонентов этого провайдера на вопрос «Подключились бы вы к телевидению?» ответили положительно…

Может, региональным кабельным операторам стоит присмотреться к московскому рынку? 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

* В предложении по расширенному пакету «Мостелекома» возможность подключения к Интернету отсутствует.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!