Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 11 2008
Александра КРЫЛОВА  11 ноября 2008

Как не стать лишним звеном?

За высокоскоростной доступ в Интернет пользователи готовы платить – и платят, но, как показала 9-я международная конференция АДЭ «Состояние и перспективы развития Интернета в России: от сетей к сервисам», провайдерам ШПД этого недостаточно.

Векторы диверсификации их бизнеса, бизнес-модели периода перехода от телекоммуникаций к инфокоммуникациям, назревшие изменения в нормативной правовой базе – далеко не полный перечень вопросов, по которым представителям смежных телеком- и интернет-рынков, а также регулирующих органов сегодня необходимо сблизить свои позиции.

Если еще десять лет назад две трети пользователей Интернета проживали в США, то сейчас их доля в общемировой базе сократилась до одной пятой. А в 2009–2010 гг. ожидается, что Россия обгонит Германию по числу пользователей и станет крупнейшим рынком в Европе – эти данные привел А. Акопьян, на момент проведения конференции и.о. гендиректора «Рамблер Интернет Холдинг».

Очевидно, что выйти на этот уровень можно, только активно привлекая массового пользователя в регионах. И не исключено, что крупнейшие игроки рынка ШПД, как в свое время операторы сотовой связи, начнут решать эту задачу за счет ценовой конкуренции, следствием чего и станет снижение показателя доходности на одного абонента.

Подобная ситуация наблюдалась в прошлом году в Москве: тарифы на базовые услуги доступа стремительно снижались, ARPU падал и ведущим игрокам пришлось приложить максимум усилий для стабилизации ситуации.

Бизнес-модели с Запада

Вопрос, как выжить телеком-бизнесу в новых условиях, волновал многих. А. Тихонов, вице-президент Alcatel-Lucent по странам СНГ, привел примеры новых бизнес-моделей, подтвердивших свою жизнеспособность на сетях крупных операторов в Западной Европе. Одна из них, базирующаяся на управлении контентом, подразумевает предложение клиентам анонсов видеопередач и видеофильмов, построенных с учетом их потребительских предпочтений и истории просмотров, в динамическом режиме. В основе второй бизнес-модели (ее активно использует виртуальный оператор Virgin) – монетизация оператором своих знаний об абоненте для предоставления услуги целевой контекстной рекламы рекламодателям.

Третью успешную бизнес-модель выработала компания British Telecom. Она предоставляет в распоряжение компаний малого и среднего бизнеса свой портал для использования его в качестве торговой площадки. Имя «большого» оператора помогает им в продвижении и продаже продуктов и услуг, а оператор, в свою очередь, сохраняет лояльность малых и средних корпоративных клиентов.

Магистральный оператор готов работать с виртуальным

В условиях переходного периода даже у крупнейших операторов дальней связи возникает потребность в самоидентификации. И это неудивительно. За последний год цены на межоператорском рынке передачи данных в регионах уменьшились на порядок, и на межоператорском рынке присоединения и пропуска трафика никакого роста голосового трафика не предвидится.

Понимая это, «Ростелеком», по словам Р.  Левочки, директора департамента продуктов и маркетинга компании, устремил свой взор в сторону рынка услуг с добавочной стоимостью для конечного пользователя и задался вопросом: можно ли реализовать модель виртуального оператора на фиксированных сетях. Анализ международного опыта показал, что можно, и цепочка участников в этом случае не отличается от той, что действует в сетях сотовой связи и включает в себя оператора домашней сети (HNO), «промежуточное звено» в лице Virtual Network Enabler (VNE) и самого виртуального оператора (VNO).

Проанализировав эту бизнес-модель, «Ростелеком» решил, что способен совместить роли HNO и VNE. При этом провайдеры, готовые выступить в роли виртуального оператора, получат возможность предлагать абонентам новые высокотехнологичные сервисы на базе его ИТ-инфраструктуры, а магистральный оператор сможет стать участником рынка услуг с добавленной стоимостью, выход на который иными путями ему недоступен.

В следующем году «Ростелеком» собирается проверить эффективность данной бизнес-модели на практике в организованной для этих целей пилотной зоне.

Value оператора без инфраструктуры

Специализация Tario Communications – IP-телефония, и потому никакой сетевой инфраструктуры у нее нет. Впрочем, это не мешает проекту SIP-net иметь средний показатель ARPU в районе $11.

Ведущий специалист компании Tario Г. Мызовский не скрывал своих надежд на появление сетей 3G. «В мобильном телефоне экранчик маленький, подавать на него нечего, – сказал он, – а вот микрофон в нем хороший, и потому услуга голосовых коммуникаций через Интернет уже сегодня интересует операторов сотовой связи, например  ”Скай Линк”».

Впрочем, хотя в SIP-net на сегодняшний день и регистрируются сотни тысяч пользователей, далеко не все из них являются пользователями услуг ШПД. Для того чтобы расширить аудиторию, Tario Communications реализует ряд проектов с крупнейшими в Рунете интернет-порталами. В числе таких проектов – VoIP-агент Mail.ru, мессенджер Quip, реализованный совместно с РБК, а также совместный проект для единой службы знакомств Mamba.

Г. Мызовский мечтает создать собственный программный продукт – готовый технический интерфейс к серверу, поддерживающему Instant Messenger Communication и голосовые коммуникации, совместимый с мессенджером Google Talk, чтобы потом дарить его интернет-компаниям вместе с оборудованием.

На чем заработать оператору?

С. Алимбеков, «АКАДО-Столица»Проникновение широкополосного доступа в Интернет в Москве сегодня более 65%, а по итогам года этот показатель может вырасти и до 75%. И тем не менее С. Алимбеков, управляющий директор «АКАДО-Столица», верит в то, что ARPU будет повышаться.

Напомним, что компания «АКАДО», добавившая после ребрендинга к своему названию слово «Столица», в 2005 г. первой предложила пользователям услуги цифрового ТВ и широкополосного доступа в Интернет в одном пакете. Практика показала, что ARPU подписчика комплексной услуги на 240 руб. больше аналогичного показателя пользователя услуги ШПД.

Именно пакетирование должно быть заложено в идеологию мультисервисного оператора. «Имея несколько основных услуг и много дополнительных сервисов, – сказал С. Алимбеков, – мультисервисный оператор должен научиться комбинировать их так, чтобы любой абонент мог найти тот пакет, который ему нужен, а потом добавлять к нему новые».

Что касается проектов в области электронной коммерции – продажи музыки и программного обеспечения, то в компании ожидают, что в 2009 г. это позволит им увеличить ARPU на $1–2.

Сейчас, когда московский рынок платного ТВ входит в активную стадию роста, «АКАДО-Столица» планирует «вернуться к истокам»: сфокусироваться на новых услугах операторского класса – телевидении высокой четкости, видео по запросу, персональном видеомагнитофоне, всевозможных интерактивных сервисах, которые будут приносить ей дополнительные доходы. Впрочем, управляющий директор «АКАДО-Столица» не исключает возможности, что в 2010 г. оператор «поборется с МГТС за телефонных абонентов».

Лишнее звено?

К сожалению, последовать примеру «АКАДО-Столица» могут не все операторы, предоставляющие видеоуслуги по широкополосным сетям, поскольку не все они имеют опыт предоставления услуг кабельного ТВ.

По мнению С. Беловой, бизнес-директора компании «Мобикс», возможность передавать видео через Интернет нарушает привычную схему взаимодействия участников цепочки вещательного мира. В новой модели правообладатель, поставщик контента и конечный пользователь могут взаимодействовать напрямую минуя оператора. «Если раньше деньги равномерно делились между участниками цепочки, – заметила она, – то теперь оператор теряет свой доход».

Для преодоления наблюдающегося сегодня разлада и дисбаланса рынка нужно выработать новую систему отношений между правообладателями, операторами и пользователями – цепочку, каждый участник которой получал бы свою долю дохода, а не конкурировал с ее другими «звеньями».

С. Белова призвала операторов, предоставляющих услуги IPTV, объединить усилия для совместных поисков новых бизнес-моделей и предложила операторам создать консорциум или ассоциацию, в которой бы, опираясь на международные стандарты TMF или IP Sphere, можно было разработать новые модели, которые позволят сохранить доходность их бизнеса.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!