Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2008
Станислав КОКОРЕВ  11 ноября 2008

В преддверии «часа пик»

Буквально через несколько лет во всем мире должна закончиться миграция сетей к All-IP. Российские компании находятся в самом начале этого пути, но вскоре неизбежно столкнутся с резким ростом трафика и нагрузки на сети. А значит, нужно уже сейчас задуматься об эволюции транспортных сетей, которая позволит операторам устоять на ногах в «час пик».

Станислав Кокорев, HuaweiОдной из ключевых тенденций мирового телекоммуникационного рынка, определяющей его развитие и расстановку сил основных игроков, является конвергенция (Internet Telecom Convergence – ITC). Она влияет на бизнес крупнейших операторов связи, производителей и контент-провайдеров, медиагигантов и интернет-корпораций (таких, как Google и Yahoo!).

Благодаря конвергенции устройства становятся все более компактными и мобильными, подключение к Интернету – все более доступным, скорость передачи данных все больше соответствует требованиям абонентов. Производители предлагают мультифункциональные терминалы с поддержкой Wi-Fi, MP3, ТВ и т.д., ориентированные не только на передачу голоса, но и на удобную навигацию по Всемирной паутине. Создатели медиаконтента стремятся продавать его в Интернете, а мобильные операторы пытаются осваивать нетрадиционный для них рынок фиксированных услуг, делая шаги в сторону FMC и FMS. При этом крупные игроки заходят на чужое поле, что обостряет конкуренцию в отрасли.

Эти тенденции в той или иной мере проявляются во всех сегментах телекоммуникаций, в том числе на уровне транспортных сетей. На нем также наблюдаются изменения, связанные с переходом к All-IP и FMC.

Конвергентную эволюцию мобильных операторов можно свести к трем последовательным этапам:

 - передача голоса, SMS-сообщений и TDM-трафика, внедрение услуг узкополосной передачи данных GPRS/EDGE;

 - предоставление услуг третьего поколения, широкополосной передачи данных, рост доли IP-трафика в сети;

 - предоставление услуг фиксированной связи, переход к модели Multi-Play, подразумевающей использование единой сети доступа и транспортных сетей при организации как фиксированных, так и мобильных сервисов.

В то время как игроки европейского рынка уже активно действуют в рамках третьего этапа, отечественные компании все еще находятся в начале второго. Многие российские операторы, конечно, оценили выгоды перехода на инфраструктуру нового поколения, но их технологическая база пока не позволяет догнать европейских коллег. Есть все основания полагать, что в ближайшее время на отечественном рынке сократится число игроков, а крупные лидирующие компании перейдут к модели Multi-Play.

Изменения в отрасли, несомненно, затронут и уровень транспортных сетей, ведь расширение спектра предлагаемых услуг неизбежно повлечет за собой резкий рост трафика и нагрузки на сеть. Подсчитано, что объем IP-трафика увеличивается примерно вдвое каждые 12 месяцев. При этом по закону Мура вычислительные возможности процессоров могут увеличиваться вдвое, а емкость маршрутизаторов – в 2,2 раза лишь за 18 месяцев. Таким образом, одной из основных трудностей, с которыми столкнутся операторы на пути к All-IP, является несоответствие технологических возможностей объему передаваемых данных.

Архитектура сети, ориентированная на модель Multi-Play, включает в себя три основных уровня: сеть доступа с использованием разных технологий (Mobile RAN, DSL, FTTx и т.д.), сервисная платформа с услугами Voice, Video, Data, Online Gaming, Storage и др., единая транспортная сеть All-IP. Предполагаются обязательная поддержка механизмов обеспечения QoS и возможность заключения договоров об уровне обслуживания (SLA) с разными подписчиками. А значит, предъявляются серьезные требования к возможностям сети.

Так, развитие видеосервисов влечет за собой резкое увеличение трафика и нагрузки, поэтому транспортная сеть должна легко масштабироваться. Необходимы высокая степень ее надежности и способность реализовать разные способы защиты на аппаратном и программном уровнях с коэффициентом надежности 99,999%. Наконец, нужна некая интеллектуальная составляющая (например, контрольного уровня), которая уменьшает влияние человеческого фактора и снижает операционные затраты на сеть в целом.

При этом компании, выходящие в сегмент Multi-Play, должны быть готовы к тому, что быстрого экономического эффекта от внедрения новых услуг они не получат. Данный тезис подтверждается зарубежным опытом. Скажем, европейский рынок голосовых услуг уже насыщен, но к использованию новых сервисов готовы далеко не все абоненты. Появление широкополосных сервисов, таких как HSDPA и Mobile TV, привело к тому, что за короткий промежуток времени значительно вырос трафик, однако это пока не отразилось столь же существенно на объеме прибылей. И если на телеком-рынке Японии широкополосные 3G-услуги дают примерно 25% общей прибыли, то в Европе – не больше 10–15%. Остальные доходы формируются традиционными голосовыми сервисами и услугами передачи SMS (рис. 1).

Отечественные операторы тоже вскоре столкнутся как с большими нагрузками на сеть и резким ростом трафика, так и с отсутствием серьезной финансовой компенсации от решения этих проблем. Однако они могут уже сегодня подстраховаться от значительных убытков в будущем, если грамотно подойдут к выбору технических решений для построения и развития сетевой инфраструктуры.

Можно назвать три технологии, отвечающие требованиям к транспортной сети мобильного оператора, которые появятся уже в ближайшем будущем: это IP/MPLS, T-MPLS и PBT (PBB-TE). Выбор одной из них будет связан с ситуацией в сети и потребностями конкретного оператора.

На рис. 2 показано изменение стоимости передачи 1 байта данных в зависимости от объема трафика разного типа и применяемой технологии. Здесь видно, что наиболее низкая цена при использовании PTN (Packet Transport Network) обеспечивается в том случае, если более 70% сетевой нагрузки дает IP-трафик. С появлением емких пакетных сервисов эти 70% достигаются очень быстро, так что задуматься о стратегии перехода к All-IP, о выборе технологии и оборудования оператору стоит заранее.

Выбирая оборудование для транспортных сетей, необходимо обратить внимание на то, сможет ли оно в будущем адаптироваться под растущие потребности передачи данных и «защитить» предыдущие инвестиции. Сейчас MSTP (NG SDH) представляет собой самое популярное и выгодное решение для сетей уровня backhaul. Но очевидно, что в будущем, с увеличением доли IP-трафика в сети, эта технология станет уже не столь привлекательной. Ведущие европейские операторы (Vodafone, Telenor, Telefonica и др.) ищут такое решение и такую технологию, которые позволят экономически эффективно эволюционировать к сети All-IP, сохранив инвестиции в развертывание MSTP-сетей.

Полный переход к пакетному трафику, по прогнозу Vodafone, завершится к 2012–2015 г. Именно в этот период должна закончиться и миграция сетей к All-IP, которая осуществляется уже сейчас. При эволюции к 3G R99–R4 и появлении ATM-трафика, а также при последующем переходе к 3G R5–R6 и пакетному трафику нужно будет использовать техническое решение, которое позволит передавать трафик этих трех типов по одной сети без каких-либо проблем.

Именно на данный сегмент рынка и нацелено решение на базе PTN 1900/3900, активно продвигаемое Huawei в Европе. Например, транспортное оборудование этой компании внедрил в своем испанском филиале крупнейший мировой оператор связи Vodafone. Это позволило ему плавно эволюционировать от MSTP к полностью пакетной транспортной сети, а возможность использования плат оборудования MSTP на платформе PTN помогла сохранить существенную часть инвестиций.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: