Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2008
Александра КРЫЛОВА  05 ноября 2008

Время получать деньги

В отличие от телеком-рынка на рынке интернет-контента публичных компаний не так уж много. Самыми емкими в денежном выражении оказались сегменты контекстной и медийной рекламы. Особенно отрадно, что на третье место вышел сегмент платных сервисов. Это свидетельствует об успехах таких проектов, как сообщества и социальные сети на ниве монетизации аудитории.

 Прогноз результатов 2008 г. более чем благоприятный. По экспертной оценке А. Беляева («Интернет и бизнес»), рынок вырастет на 50%, а темпы прироста в сегменте платных сервисов могут быть даже выше. Совокупный объем доходов контента в Рунете достигнет $1,5 млрд. 

У  Е. Соломатина («Коминфо Консалтинг») оптимизма относительно темпов роста доходов несколько меньше. Он ожидает, что к концу 2008 г. объемы бизнеса в Рунете вырастут на 20–30%. При этом прирост аудитории составит 30–40%, а прирост трафика в Сети – 250–300%.
В начале были… цифры

В отличие от телеком-рынка на рынке интернет-контента публичных компаний не так уж много: «Рамблер», РБК, Google, Ozon.ru и некоторые другие. А это означает, что далеко не во всех секторах Рунета игроки объявляют финансовые показатели. Непрозрачность таких сегментов, как оптимизация и рынок трафика, признана самими участниками рынка в лице ассоциации «Интернет и бизнес».

Согласно оценкам этой ассоциации, по сравнению с 2006 г. совокупный объем доходов различных сегментов контентного и сервисного Рунета в 2007 г. вырос на 200% и превысил $1 млрд.

Самыми емкими в денежном выражении оказались сегменты контекстной ($210 млн) и медийной ($190 млн) рекламы. Особенно отрадно, что на третье место вышел сегмент платных сервисов (см. рисунок). Это свидетельствует об успехах таких проектов, как сообщества и социальные сети на ниве монетизации аудитории.

Правда, как считает С. Кузнецов (SmartUs), пока в контентном бизнесе достаточно серьезного потока денег от конечных пользователей нет. Он возникает только от столичных жителей (по данным интернет-магазина Ozon.ru, несмотря на то что заказы доставляются по всей России, 75% его покупателей – москвичи и петербуржцы).

Оценки объема российского рынка электронной коммерции в 2007 г. М. Ятковский (Ozon.ru) прокомментировал так: «Этот сегмент достаточно закрытый. Приблизительно 65–70% компаний, занимающихся электронной коммерцией, работают «в серую». В ассоциации «Интернет и бизнес», членом которой мы состоим, объем рынка электронной коммерции в 2007 г. оценивают в $1,5–1,7 млрд. Национальная Ассоциация участников электронной торговли, членом которой Ozon тоже состоит, считает, что он в 2 раза больше – около $3,5 млрд. Истина, по всей вероятности, где-то посередине».

Бизнес-модели

Надо признаться, вопрос о бизнес-модели, которая, определяя место того или иного проекта в цепочке создания ценностей, описывала бы, как он зарабатывает деньги, часто ставил его представителей в тупик.

«Модель в Интернете – неважно в России или за рубежом – ОДНА, – считает Е. Соломатин («Коминфо Консалтинг»), – колоссальное количество социальных сетей наряду с ростом широкополосного доступа привлекает в Интернет не только профессиональную и молодежную аудитории, но и простых обывателей. Именно эта аудитория и интересна рекламодателям».

«Бизнес-моделей в классической трактовке не так уж и много, – частично соглашается с ним А. Басов («Бегун»). – В их числе рекламная бизнес-модель, модель платного доступа к контенту, модель дополнительных платных услуг к основному бесплатному сервису (ее используют сегодня социальные сети) и модель электронной коммерции».

А. Беляев (ассоциация «Интернет и бизнес») подчеркивает, что лидеры рынка работают сейчас по рекламно-портальной модели: «Причем эти порталы разные. Это может быть и поисковик, как «Яндекс», и сервисный портал, как Mail.ru, и медийный портал, как «Рамблер» или РБК. А объединяет их то, что каждый из них – точка входа для множества пользователей, которые получают здесь все, что им требуется в Интернете». Социальные сети, хоть и имеют многочисленную аудиторию, порталами не являются, поскольку удовлетворяют не все, а только одну потребность пользователей – коммуникационную.

Реклама – двигатель контента?

Мало того что реклама, как контекстная, так и медийная – самый быстрорастущий сегмент Рунета, так она оказывает влияние практически на все основные сегменты контентного рынка: доходы от рекламы получают и крупные порталы, представляющие собой рекламную площадку, и проекты, работающие в других сегментах рынка.

«От массовой аудитории конечных пользователей, – убежден С. Кузнецов, – почти никогда нельзя получить много денег. Продавая рекламу, всегда заработаешь больше, чем оказывая услуги широкому кругу пользователей».

По этой простой причине на рекламе в Интернете стараются заработать игроки всех сегментов: и интернет-магазины, и игровые порталы, и социальные сети, и контентные проекты. Например, компания «Мамба», которая одной из первых в Рунете предложила модель монетизации аудитории, основанную на дополнительных платных услугах, тоже объявляет о росте доли рекламных доходов в общей структуре доходов компании.

Впрочем, даже имеющие не очень высокие аудиторные показатели веб-сайты могут зарабатывать, разместив на своей странице код одной, а может, и двух систем контекстной рекламы или став участником партнерской программы любого из крупных игроков Рунета.

От размеров рекламных бюджетов, которые рекламодатели выделяют на такой медиаканал, как Интернет, зависят доходы в сегментах оптимизации и интернет-трафика. Более того, необходимость разработки веб-ресурсов под растущие потребности рекламодателей ведет к увеличению количества первичных регистраций доменов, росту спроса на «красивые» доменные имена на вторичном рынке и потребностей в услугах хостинга.

Модель или инструмент?

По вопросу, можно ли рассматривать схему работы через партнеров как отдельную бизнес-модель, мнения участников интернет-проектов разошлись. «Для нас партнерская программа – это маркетинговый инструмент. А для наших партнеров из числа контент-проектов, которых сегодня у нас около 2,5 тыс., – это возможность заработать, получив процент от покупки, которую совершил покупатель, перейдя с их сайта на сайт Ozon.ru», – считает М. Ятковский. Точно так же расценивает свою партнерскую программу, объединяющую около 1700 компаний, и «Бегун».

Но очевидно, что те веб-ресурсы, для которых участие в партнерской программе этих или других интернет-проектов – источник дохода, вполне могут назвать его бизнес-моделью.

«Конечно, хотелось бы сказать, что партнерская программа, – отмечает С. Кузнецов, – это отдельная бизнес-модель. Однако в Рунете есть бизнесы, которые много лет работают и без них. Хотя с партнерскими программами живется намного лучше».

Промежуточный слой

В число сегментов, которые ассоциация «Интернет и бизнес» включает в понятие «контентного и сервисного Интернета», веб-разработка и сервисы регистрации доменов и хостинга не входят. «Веб-разработка сегодня, как правило, неотъемлемая часть создания фирменного стиля, – объясняет такой подход А. Беляев, – поэтому вычислить, какая доля затрат заказчика пришлась именно на проекты в Интернете, часто не представляется возможным».

Данными по сегменту веб-разработки поделился РОЦИТ, который вместе с компанией Tagline создает рейтинг веб-студий. К концу 2007 г. объем этого сегмента оценивался в $60–70 тыс. Такой же объем, по словам А. Бахтиарова (Infobox), имеет и российский рынок хостинга.

Что касается рынка регистрации доменных имен в зоне RU, то максимальную его оценку – $24 млн – дал А. Лесников (Ru-Center). А. Романов (Координационный центр национального домена RU) придерживается цифры в $20 млн. А А. Кондаков («Наунет СП») считает, что рынок регистрации не превышает и $10 млн.

Если учесть, что практически каждый из 18 аккредитованных регистраторов имеет свою сеть партнеров (только у «Наунета» их около 1000), становится понятно, почему все эти компании развивают сразу несколько направлений бизнеса. Как правило, это хостинг, регистрация доменных имен и в зоне RU, и в зонах общего пользования – СOM, NET, ORG, BIZ, и в набирающей популярность зоне SU, где быстро растет количество русскоязычных доменов. Новое направление бизнеса, которое понемногу начинают осваивать сервис-провайдеры этого сегмента, связано с программой Microsoft «ПО как услуга».

«Делай, как я!»

Как отмечает Е. Соломатин, несмотря на бурный рост, выражающийся десятками процентов, российский сегмент сети Интернет пока еще очень мал как по размеру аудитории, так и по количеству ресурсов. При этом более 90% трафика – трафик внутренний, что говорит о самодостаточности российского сегмента.

Впрочем, это не мешает игрокам активно заимствовать из Европы и США идеи для новых интернет-проектов. Так в Рунете появились «Одноклассники.ru», «Вконтакте.ru» и многие другие интернет-сервисы. Однако многомиллионные аудитории вышеупомянутых проектов служат лучшим подтверждением того, что при качественной реализации пересаженные на российскую почву западные модели могут иметь бешеный успех у российской аудитории.

А что же интернет-сервис-провайдеры?

В основе противоречий между игроками рынков интернет-доступа и интернет-контента лежат различия моделей, по которым работают эти бизнесы. Если первым основной доход приносит плата абонентов за услуги доступа, то вторые, как мы уже говорили, живут за счет доходов от размещения рекламы.

Основные игроки операторского рынка сегодня делают серьезные инвестиции в строительство сетей абонентского доступа в российских регионах. В. Слизень («Синтерра») оценил совокупный размер таких инвестиций в $10 млрд. Поэтому операторы связи считают себя вправе рассчитывать на увеличение доходов, а вовсе не на снижение доли услуг доступа в общем ARPU.

И операторам не очень нравится, что подключенные ими абоненты автоматически попадают в аудиторию Mail.ru, «Яндекса», «Рамблера» и проч., что позволяет последним, практически не прилагая никаких дополнительных усилий (не то что денежных средств), увеличивать поступления от рекламы.

Таковы истоки стремления российских операторов расширять спектр предоставляемых абонентам сервисов, выходить на смежные рынки, налаживать отношения с держателями прав на контент, внедряя такие дорогостоящие платформенные решения, как IPTV, окупаемость которых в ближайшей перспективе под большим вопросом.

Позиция крупных игроков контентного рынка, по словам С. Кузнецова, такова: у проектов масштаба «Яндекс» или Mail.ru, есть внутреннее убеждение, что чем больше людей подключится к Интернету, тем больше денег они заработают. Но правила игры на рынке телекоммуникаций довольно жесткие и контент-провайдеры не очень рвутся на него выходить.

Шаги навстречу

Однако есть на рынке и примеры успешного сотрудничества провайдеров доступа и контент-провайдеров. Например, интернет-магазин Allsoft.ru активно работает с ними уже несколько лет. «В результате взаимного интереса, – рассказывает И. Кузнецова, его генеральный директор, – родился ряд совместных проектов. Первым стал интернет-магазин лицензионного софта и игр в сети АКАДО, открывшийся в начале 2008 г. Заказы, оформленные на «АКАДО.Софт», можно оплатить со счета абонента АКАДО, после чего они обрабатываются и доставляются службами Allsoft.ru. Подобные проекты стали запускать и другие крупные провайдеры. Помимо ПО абонентам предлагаются музыка, платные фотосервисы и другие контентные проекты».

Другой пример – сотрудничество портала Mail.ru и компании Tario по созданию сервиса «Mail.aгент» и предоставлению пользователям возможности сделать бесплатный звонок через Интернет по заявленному направлению.

Да и тарифный план компании «Скай Линк», включающий в себя безлимитный доступ к веб-ресурсу «Одноклассники.ru», был встречен абонентами с одобрением.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!