Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2008
Леонид ДЕЛИЦЫН  11 ноября 2008

Чтобы поднять аудиторию, надо уронить цены

На основе данных опросов Фонда «Общественное мнение» Леонид ДЕЛИЦЫН, эксперт-консультант инвестиционной компании «Финам», строит среднесрочные прогнозы численности пользователей Интернета в России.

Лернид Делицын, ФинамШкольный Интернет –  драйвер прироста аудитории?

Пока российскому Интернету удавалось превосходить прогнозы роста аудитории, как экспертные оценки, так и расчеты, основанные на классической модели диффузии нововведений: в опубликованных прогнозах потенциал рынка оказался существенно занижен. По данным ВЦИОМ, в сентябре 2008 г. уровень распространения Интернета среди россиян составил 31%, а в возрастной группе 18–24 года – 63%.

Здесь уместно вспомнить, что в рамках национального проекта «Образование» в 2007 г. все российские школы были подключены к Интернету. И надо полагать, что уже в ближайшие годы российские выпускники будут вступать во взрослую жизнь, обладая навыками использования Интернета. В благоприятных экономических условиях от применения этого нововведения они вряд ли откажутся.

Чтобы прогнозировать распространение Интернета в России, следует принимать во внимание сегодняшнюю возрастную структуру общества, рождаемость и смертность. Прогноз с учетом этих факторов был построен осенью 2007 г. автором совместно с Э. Юриной («Интернет-маркетинг» № 1’2008, с. 2–15) на основе данных опросов Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) о распространении Интернета в различных возрастных группах.

Первый из построенных прогнозов (рис. 1) учитывал интернетизацию школ, но не предполагал снижения цен на доступ в Интернет. Для упрощения оценок считалось, что с осени 2007 г. все подростки в возрасте от 12 до 18 лет становятся пользователями Интернета и, более того, начинают позитивно влиять на взрослых.

Несмотря на то что при таком сценарии уровень распространения Интернета в возрастной категории 18–24 года достигнет 100% уже в 2014 г., на средний уровень распространения Интернета среди взрослой части населения это почти не влияет.

Проект интернетизации школ удался не на все 100%, однако рост аудитории Интернета в 2008 г. систематически превышал наши прогнозы, хотя и ненамного. Наиболее заметно это превышение в возрастных группах 25–34 и 35–44 года. Одна из возможных причин – недооценка степени влияния подключенных школьников на родителей.

Однако расхождения не столь велики, чтобы рапортовать о значительных успехах. Скорее следует искать

Новые возможности для роста

Несомненно, рост благосостояния населения сделал Интернет доступнее. Однако уповать на то, что в ближайшие годы темпы этого роста сохранятся, не приходится. Как подсказывает микроэкономика, при постоянном уровне благосостояния относительное снижение цен на доступ в Интернет способно существенно увеличить потенциал распространения Сети.

При снижении скорости распространения своих услуг операторы ищут пути их удешевления для конечных пользователей, чтобы увеличить потенциал рынка и сохранить темп прироста числа пользователей. Например, в 1999 г., когда мобильной связью в России пользовались в основном обеспеченные слои населения, крупные операторы сотовой связи, ощутив замедление роста своих абонентских баз, приняли решение о выводе услуги мобильной связи на массовый рынок и радикально снизили стоимость минуты разговора. В результате рост числа пользователей возобновился, их доля в 2000 г. достигла 2%, а сейчас личными сотовыми телефонами владеют более 70% взрослых россиян.

То же и с широкополосным доступом в Интернет: волна снижения цен на ШПД прошла в Москве, а начиная с 2007 г. целый ряд провайдеров выступили с такими же инициативами и в регионах.

При снижении стоимости доступа в Интернет рост численности его пользователей заметно ускорится (рис. 2). По нашемуA прогнозу, если начиная с осени 2008 г. доступ будет дешеветь на 5% в квартал, то половина взрослых россиян станет пользоваться Интернетом уже к концу 2011 г. Отметим, однако, что апробированных моделей ценовой эластичности потенциала рынка для интернет-индустрии нет, поэтому полученную оценку нельзя считать вполне надежной.

В то же время некоторые интернет-провайдеры грозятся снизить цены в разы, а не на 20% в год, как в нашей модели. Однако это не произойдет одновременно во всех городах России. Более того, даже самые смелые анонсы провайдеров не выходят за рамки крупных городов с населением не менее 100 тыс. человек. Уровень проникновения в таких городах не так уж и низок – 40–45%, по данным ВЦИОМ и TNS. Если цены удастся снизить до «уровня московских» (с учетом разницы в доходах), общероссийский уровень проникновения возрастет до 39% (с нынешних 31%). Неплохо, но недостаточно! Для достижения хотя бы 50% стоимость доступа придется снижать повсеместно.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: