Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 11 2008
Андрей РОМАНОВ  11 ноября 2008

Регистрация доменов должна быть комплексной услугой

Аккредитация регистраторов доменов в зоне RU и выработка правил, на основании которых они ведут бизнес, – прерогатива Координационного центра национального домена RU. Андрей РОМАНОВ, его директор, рассказывает о национальных особенностях бизнеса регистрации доменов.

Андрей Романов, – Каковы бизнес- и социальные аспекты деятельности Координационного центра национального домена?

– Грань провести непросто. С одной стороны, разработку правил, на базе которых работают регистраторы, можно считать бизнес-функцией, с другой стороны, это задача обеспечения общественного блага – соблюсти интересы всех сторон, работающих на рынке. Или, например, поддержка технической системы, обеспечивающей функционирование национального домена. Можно ли ее считать бизнес-функцией?

Пожалуй, к таковым можно отнести взаимодействие с регистраторами. Оно строится на основе хозяйственных договоров, согласно которым мы предоставляем этим компаниям платную услугу. Средства, выручаемые при этом, направляются прежде всего на развитие технической системы.

Если же говорить об общественной роли Координационного центра национального домена, то присутствие большого количества экспертов и в органах управления, и в комитетах центра позволяет ему участвовать в решении вопросов, способствующих развитию российского сегмента сети Интернет.

– Бизнес регистраторов прибыльный?

– Любой бизнес прибылен настолько, насколько хорошо он организован. Прибылен ли бизнес регистрации доменов на больших объемах? Я считаю, что да. Впрочем, величина нормы прибыли зависит от схемы, по которой выстроен бизнес той или иной компании. Она может быть достаточно высокой за счет предложения комплексной услуги, включающей в себя и технологическую часть, и удобный интерфейс, и информацию, и юридическую часть, и сервисы поиска свободных доменных имен, их подбора.

Сам по себе сегмент регистрации доменов достаточно узкий. По моим оценкам, годовой объем этого сегмента – около $20 млн на все 18 аккредитованных компаний.

– Чем отличаются правила регистрации доменов второго уровня в России от правил, установленных другими национальными регистратурами?

– В разных национальных регистратурах правила разные. В одних странах, как и у нас, принята процедура аккредитации компаний-регистраторов. В других – координатор национального домена заключает с такими компаниями формальный договор. А потом каждая из них уже сама доказывает на рынке свою способность вести бизнес.

В России регистратором доменов в зоне RU становятся компании, прошедшие серьезную процедуру аккредитации. Для обеспечения непредвзятого подхода Координационный центр привлекает к ее проведению независимых экспертов, которые проверяют, как у потенциального регистратора решены юридические, технические вопросы, как обеспечивается безопасность системы. По результатам проверки готовится отчет, который согласуется с заявителем. Поскольку мы стараемся проверить компании со всех сторон, не всем удается аккредитоваться с первого раза.

– Какие проблемы чаще всего выявляются экспертами?

– Иногда оказывается, что компания-претендент не очень понимает бизнес-процессы, из которых строится бизнес регистраторов доменов, и не готова вести регистрацию доменов как некую полновесную услугу. Ведь в нее должны входить и технологическое обеспечение регистрации, и поддержка интерфейса, предоставляемого клиентам, и поддержка системы защиты, и безопасность клиента при работе с системой регистрации, и юридические консультации, и получение платежей, и рассылка документов. Непонимание этого вызывает недостаточно тщательную проработку всех процессов и является основной причиной отказов в аккредитации, потому что технически систему сделать достаточно просто.

– Тем не менее и аккредитованные компании сегодня не ограничиваются только услугой регистрации доменов в зоне RU

– Действительно, практически все регистраторы предлагают своим клиентам или услуги хостинга, или разработку информационных систем, сайтов и т.д. Диверсификация – это способ обеспечения безопасности любого бизнеса. Благодаря ей обязательства компаний по отношению к клиентам становятся более обеспеченными по всем направлениям их деятельности.

– Какие новые тенденции, на ваш взгляд, проявляются сегодня в сегменте регистрации доменов?

– Одна из основных тенденций – активное выстраивание регистраторами партнерских схем для работы с конечным пользователем. Процент регистраций, которые проводятся по договору с партнерами (ими могут быть самые разные компании – хостинг-провайдеры, веб-разработчики, оптимизаторы и т.д.), растет.

– Увеличивается ли число доменных споров?

– Да, доменных споров становится больше, поскольку домен RU – один из самых быстро развивающихся в Европе: в прошлом году он вырос на 61%, в этом году ожидается рост на 63–64%.

Одна из самых распространенных причин таких споров – недобросовестное использование служебного положения отдельными гражданами. И поскольку задача регистратора – защищать владельцев доменных имен при передаче доменов между компаниями, он старается удостовериться, что желание передать домен исходит от правомочной стороны. Это немножко усложняет процедуру, но зато делает ее более надежной и безопасной для владельцев доменных имен.

Что касается разбирательств с киберсквоттерами, которые пытаются извлечь выгоду из владения доменными именами, повторяющими чьи-то торговые марки, то такие дела рассматриваются в судах. Мы же только выдаем запрашиваемые судом данные.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!