Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2008
Игорь МАСЛЕННИКОВ  11 ноября 2008

Телеком и Интернет: конвергенция или дивергенция?

В орбиту Интернета втягиваются все новые и новые бизнесы, рынки и сферы жизни – музыка, видео, торговля, связь, аналитика, общение и т.п. По сути, Интернет становится конвергентной средой… В контекстах употребления термина «конвергенция» применительно к телекому и Интернету помогает разобраться модель развития отрасли ИКТ Игоря МАСЛЕННИКОВА, директора по развитию «МФИ Софт».

Игорь МАСЛЕННИКОВ, МФИ СофтНаиболее часто встречающийся контекст употребления термина «конвергенция» связан с перемещением центра тяжести услуг телефонии из традиционных телефонных сетей в сотовые. Количество абонентов мобильной связи в мире уже в разы превышает число абонентов фиксированной связи, а абонентская база традиционной телефонии сокращается в абсолютном выражении. Одна из сторон этого процесса – 

Конвергенция сетей фиксированной и мобильной связи (FMC)

FMC – это также инструмент конкурентной борьбы операторов между собой, средство «привязывания» абонентов к одному «универсальному» оператору. Как операторский рынок мобильная связь отличается от традиционной фиксированной тем, что изначально развивалась в конкурентных условиях. Ни в одной стране мира не было монополии на мобильную связь, и число операторов-сотовиков всегда было больше одного.

В результате сегодня, в условиях насыщения рынка и исчерпания возможностей наращивания абонентской базы (уровень проникновения мобильной связи в развитых странах близок к 100%), одна из главных проблем мобильных операторов – низкий уровень лояльности абонентов. Поэтому идея «привязывания» абонентов к мобильному оператору под лозунгом предоставления комбинированного (мобильно-фиксированного) пакета услуг с созданием общего номерного поля столь привлекательна для операторов. Ведь смена такого пакета (оператора) будет связана со сменой проводной инфраструктуры – делом гораздо более сложным, хлопотным и дорогим, нежели смена SIM-карты в сотовом телефоне.

Конкуренция толкает и к бизнес-конвергенции – консолидации рынка. Крупные операторы по всему миру становятся все огромнее, процессу слияний и поглощений не видно конца. Очень симптоматична в этом смысле «реинкарнация» AT&T. Телекоммуникационный монополист, лет двадцать назад принудительно разделенный на десяток независимых компаний, опять «собрался» в гиганта-оператора, только уже не чисто телефонного, а универсального, оказывающего своим абонентам все возможные ныне услуги – и традиционной телефонии, и мобильной связи, и 3G, и кабельного телевидения, и широкополосного доступа в Интернет, и еще массу других.

Конвергенция услуг (приложений)

– обычно связывается с разнообразием способов и видов коммуникаций в современном мире, а также с многообразием видов и типов абонентских терминалов. Как правило, в качестве иллюстрации такого типа конвергенции приводится телефонный разговор, начавшийся в офисной корпоративной сети, продолжающийся в автомобиле по мобильному телефону по дороге домой и заканчивающийся уже дома – и все это бесшовно для абонента. Другой пример – прослушивание музыки или просмотр телепередачи в таком же режиме (за кадром, правда, остается вопрос: а каково количество чудаков, которые способны и хотят так себя вести?..).

Лучше всего, на мой взгляд, этот подход описал А. Фелижанко (Cisco Systems): «Конвергенция... – это предоставление потребителям услуг голоса, данных и видео через все доступные типы сетей инновационными методами».

Конвергенция голоса и данных

Строительство сетей NGN (в последнее время – IMS) также часто происходит под лозунгом конвергенции. Основной тренд технологического развития отрасли связи сегодня – IP-технологии. Собственно, смена парадигмы, происходящая в телекоммуникациях, и есть переход от господствующей уже более 100 лет парадигмы коммутации каналов к парадигме коммутации пакетов. Она обусловлена появлением и развитием индустрии ИТ, многосторонним процессом информатизации жизни и деятельности людей.

И сейчас практически все операторы вынуждены поддерживать и развивать две разные сетевые инфраструктуры – TDM и IP. Из-за этого операторы находятся в состоянии раздвоенности и стремятся к переводу традиционного телефонного бизнеса на IP-рельсы, рассматривая свою IP-сеть как универсальную транспортную среду и делая телефонную сеть наложенной на эту IP-инфраструктуру.

Есть и более широкий контекст.

Конвергенция телекоммуникаций и ИТ

Прежде рынок связи жил по принципу: каждой услуге – своя сеть. Телефонии – сеть телефонная, радио – сеть радиовещания и т.д. В новой парадигме все не так. Сеть становится единой и мультисервисной. При этом она становится Сетью сетей, т.е. Интернетом. И в этой Сети голосовой трафик составляет лишь небольшую часть всего трафика. Доминирует трафик передачи данных.

Этими данными может быть что угодно – от информационного обмена (сетевого обмена разнообразных ИТ-приложений) и неголосовых коммуникационных сеансов связи (ICQ и т.д.) до веб-страничек, социальных сетей, MP3-файлов, видео (как в формате клипов и фильмов, так и в формате потокового вещания – YouTube и разнообразные Internet TV и радио). И этот трафик растет несоизмеримо быстрее трафика передачи голоса. 

Вот тут-то и возникает главная проблема сегодняшних телекоммуникаций –

Cетевая дивергенция,

т.е. дивергенция между Сетью как средством доставки трафика и Сетью как сервисной инфраструктурой, средой, где «живут» услуги. Раньше в телекоммуникациях услуга и сеть были фактически неотделимы друг от друга. Сегодня это не так. У пользователей Skype их оператор доступа в Интернет никакого участия в процессе оказания услуги Skype'ом не принимает. Более того, к этой услуге пользователь (под одним и тем же именем) может прибегнуть в любой точке земного шара – через любого оператора доступа. Это и означает отделение услуги от Сети.

Конечно, можно возразить: а вот triple и даже quadruple play! Есть, в конце концов, конвергенция! Вот же оно – правильное будущее операторов связи! Возможно. Но есть нюанс. Сервисы Интернета, в отличие от сервисов в операторской сети, большей частью для пользователей бесплатны. Они построены на другой, незнакомой для телекоммуникаций бизнес-модели. Это рекламная модель. Поэтому расхождение между миром операторов связи и миром интернет-бизнесов все больше увеличивается. И не случайно сегодня явно выражен «водораздел» между миром телекоммуникаций и миром Интернета. Это разные люди. Они практически не встречаются друг с другом, у них разные тусовки, конференции, интересы...

Мир интернет-сервисов, интернет-бизнесов очень быстро растет, его динамика поразительна! Он развивается волнами, на каждом этапе порождая что-то новое, непривычное. Среднее время жизни на слуху массового интернет-сервиса – год-два. Потом он перестает быть диковинкой и становится просто частью жизни. Вспомните World Wide Web, с которого, собственно, и начался феномен Интернета. Вспомните ICQ, карточки IP-телефонии, интернет-магазины, Napster, MP3, пиринговые сети, Skype, ЖЖ, блоги. YouTube, видео, социальные сети… Трудно поверить, что все это произошло всего за полтора десятка лет! И все это время происходила и происходит конвергенция.

. . .

Мир традиционной связи (традиционной фиксированной телефонии) уходит в прошлое. Мир мобильной связи, пришедший фактически ему на смену, находится на пороге потрясений, связанных с конвергенцией голоса и данных, с начавшимся переходом к 3G-сетям, движущей силой развития которых будет передача данных, а точнее, доступ в Интернет. А значит, все сказанное выше будет продолжать работать. Динамику рынка все больше и больше определяет уже неизвестно кому принадлежащая фраза: Voice is just another application – «Голос – просто еще одно приложение». Между прочим, если взглянуть на экран последнего «великого гаджета», взбудоражившего весь мир, iPhone от Apple, это становится очевидным: иконка телефона на нем – лишь одна из четырех базовых! Вот она, конвергенция в действии...
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!