Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2008
Сергей ПЛУГОТАРЕНКО  11 ноября 2008

Россияне генерируют контент, который не монетизируется

На привычные вещи взгляды могут быть различными, зачастую отличающимися от устоявшихся. Своими взглядами на сегодняшний Рунет делится Сергей ПЛУГОТАРЕНКО, исполнительный директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ).

Сергей ПЛУГОТАРЕНКО, РОЦИТО «своем пути» Рунета

На одной конференции сидевших в президиуме представителей наших ведущих интернет-компаний из зала попросили привести пример ориентированного на бизнес интернет-проекта, придуманного в России и не имеющего западных аналогов. Лидеры рынка не смогли этого сделать. Какой отсюда вывод? Россия просто с отставанием на два-три года копирует западные бизнес-модели. Стоило Google принести в Россию свои технологии и сервисы, как их начали копировать.

Зато Россия вносит очень заметный вклад в общемировые запасы контента. Это наша национальная особенность. Российская блогосфера, русскоязычная Википедия поражают объемом созданного пользователями контента. Взять хотя бы веб-ресурсы «Стихи.Ру», «Проза.Ру». Ежедневно десятки тысяч человек готовы там читать, писать, рецензировать, ругаться, отстаивать свою позицию, причем совершенно бесплатно. И как результат, уже накоплены, например, десятки миллионов стихотворений.

Сегодня все думают, как заработать деньги на такой массе пользователей. Возлагаются надежды на продажу сервисов, но проектов, в которых дополнительные услуги приносили бы сверхприбыль, пока нет. Так что Россия генерирует контент, который не монетизируется.

А копирование западных моделей приводит к успеху.

О роли маркетинга

Оглушительный успех проекта «Одноклассники. Ру» свидетельствует о важности маркетинга. Этот бренд знает каждый, кто хотя бы раз бывал в Интернете. По данным TNS Gallup Media, 50% интернет-пользователей раз в месяц заходят на «Одноклассники». Неудивительно, что этот веб-ресурс – 40-й в мире по посещаемости. На вопрос: «В чем секрет вашего успеха?» создатель проекта А. Попков ответил: «Маркетинг, чистый маркетинг».

Думаю, что секрет успеха интернет-проекта – его правильное позиционирование.

О конкуренции

Конкуренция на интернет-рынке сегодня очень жесткая. Все началось с того, что «Рамблер» вышел на IPO, следом – РБК. Размещение обеих компаний было всеми признано очень удачным. Это привело к обострению конкуренции между остальными крупными игроками: все смотрят друг за другом, скрывают информацию о своих оборотах.

Потом началась борьба за пользователя, за ней – борьба с Google и другими транснациональными игроками. И хотя Google выходил на рынок очень аккуратно, без какой-либо агрессии, сегодня у него, по разным оценкам, от 20 до 25% поискового трафика. Теперь Google делает ход конем и покупает «Бегун»*, а заодно и объявляет о планах по установке своего поискового движка на «Рамблер».

Так что сейчас конкуренция вышла на новый этап: если раньше это были игры программистов, выросших в директоров, то теперь это игры инвесторов, которые стоят за компаниями.

О саморегулировании

После ряда встреч представителей интернет-сообщес-тва с госструктурами РОЦИТ пришел к выводу, что модель саморегулирования для Рунета устарела и на смену ей приходит саморегулирование через общественные организации. Очень показательный круглый стол прошел осенью 2007 г. в МВД; он был посвящен борьбе с детской порнографией. РОЦИТ и фонд «Сопротивление» пригласили ведущих игроков интернет-рынка, каждый из которых пытался ответить на вопрос: существуют ли какие-то правила саморегулирования в рамках его веб-ресурса и сможет ли он договориться со своими коллегами. И выяснилось, что рунетчики не могут договориться ни друг с другом, ни с милицией.

Так что когда представители веб-ресурсов говорят: «Не надо нас регулировать, контролировать, мы сами разберемся», на деле они не всегда могут это сделать, хотя бы потому, что они конкуренты. И это, конечно, отталкивает от Рунета и инвесторов, и рекламодателей, и отдельных пользователей.

О прогнозах и подсчетах

В августе прошлого года, когда по данным ФОМ количество интернет-пользователей впервые за всю историю наблюдений снизилось, его аналитики сочли необходимым пересмотреть прогноз развития Рунета с оптимистичного на пессимистичный.

Что такое оптимистичный сценарий развития, по мнению аналитиков ФОМ? К 2013 г. Рунет распространится настолько же широко, как лампочки и шариковые ручки, и почти 100% населения будут иметь выход в Сеть. Пессимистичный же прогноз таков: Интернет в России никогда не будет доступен больше чем трети населения, и на этот рубеж мы выйдем к 2010–2011 г.

Думаю, что истина где-то посередине. Уровень насыщения не будет равняться ни на 100%, ни на 30%, и если исключить из рассмотрения неблагополучные слои нашего населения (алкоголиков, беспризорщину и т.п.), то окажется, что проникновение 50% – это очень много.

Однако кого считать интернет-пользователем? Методики, по которой считают пользователей Интернета, единой для рекламодателей, бизнеса, государства и общественных организаций, у нас пока нет.

В настоящее время РОЦИТ и «Рамблер» обсуждают реанимацию проекта «Руметрика», с тем чтобы сделать из него беспристрастный ресурс, который собирал бы аналитику всех исследователей, сводил бы ее по всем параметрам, сопоставлял с показателями SpyLOG, ТopMail, Google и др.

В ходе этой работы мы выработаем некие стандарты учета интернет-пользователей в России и в 2009 г. сможем представить первые результаты.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!