Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2005
Наталия КИЙ  01 мая 2005

«Экстенсивный путь исчерпал себя. Надо переходить к интенсивному развитию»

Впрочем, экстенсивный, по определению министра, путь в очередной раз привел к неплохим результатам, подтвердив статус отрасли как передового отряда экономики. Темпы развития инфраструктуры связи в несколько раз выше, чем темпы роста национальной экономики (30%-ный ежегодный рост ИКТ против 7,1% роста ВВП и 6,1% роста промышленной продукции России в 2004 г.). При этом, по словам Л. Д. Реймана, наши телекоммуникации растут почти в 4 раза быстрее аналогичных отраслей в США, Восточной Европе и Восточной Азии (с учетом разницы стартовых позиций). Правда, при этом, по замечанию замруководителя Федерального агентства связи А. В. Бескоровайного, мы в 5 раз отстаем от Бразилии по числу пользователей Интернета.



Причину роста доходов (например, от услуг связи на 38%) руководство ведомства видит прежде всего в притоке инвестиций: за последние 5 лет организации отрасли направили на развитие ИКТ 320 млрд руб., а иноинвесторы – 100 млрд руб.; в 2004 г. отечественные вложения составили $4,1 млрд (рост за год на 24,6%), зарубежные – около $1,4 млрд (рост на 100%).

Качество и количество роста

За 2004 г. в 1, 5 раза выросла доля сектора ИКТ в ВВП страны – с 3,2% в 2003 г. до 5% в 2004 г. (прогноз на 2006 и 2008 годы – 6,2 и 8,1% соответственно), электросвязь «прибавила в весе» на 38%, IT и почта – на 20% каждая.



«Качество роста очень хорошее, рост услуг генерирует вокруг себя цепочки добавленной стоимости, – считает заместитель министра МЭРТ А. В. Шаронов. – Специфическое отраслевое регулирование должно постепенно уходить, регулирование должно осуществляться на основе универсальных принципов. Количество монопольных видов деятельности должно сокращаться».

Фиксированная связь пополнилась 3,6 млн новых телефонных номеров (против 3,4 млн в 2003 г. ), цифровизация сетей достигла этапных 50% (против 43,8% в 2003 г. ), телефонная плотность – 28, 8 аппарата на 100 человек (против 26,6 ТА в 2003 г.). На селе цифры скромнее, несмотря на 71% ный рост в 2004 г., – 600 тыс. введенных в эксплуатацию телефонов (об итогах деятельности «Связьинвеста»). Очередь на установку телефона сократилась с 4,1 млн человек в 2003 г. до 3 млн в 2004 г. (правда, льготников в очереди немного – всего 14 тыс.) – поле для работы все еще необъятное, да еще с учетом год от года остающихся 46 тыс. населенных пунктов без всякой связи.

Здесь надежды по-прежнему возлагаются на универсальную услугу (подробнее см. «ИКС» №4’2005, с. 34 – 36), в фонд которой, по словам директора Департамента экономической политики и финансов Мининформсвязи Л. С. Тимошенко, отчисления операторов составят 1, 5%от доходов, за исключением доходов от пропуска трафика и присоединения. Резерв фонда будет формироваться через федеральный бюджет, убытки поставщикам универсальной услуги будут возмещаться раз в полгода в течение 20 дней после подачи документов, а несвоевременные отчисления в новый фонд грозят операторам отзывом лицензии.

Средняя по стране абонентская плата за проводной телефон – 160,9 руб. Увеличившись на 14% для населения и на 6% для организаций, тарифы для разных категорий абонентов идут на сближение. Задачи в сфере тарифообразования: ликвидация перекрестного субсидирования, доведение тарифов до уровня экономически обоснованных затрат и переход к предельному ценообразованию.

Б. Д. Антонюк, замминистра IT и связи, не поддержал сетования главы «Связьинвеста» на низкие тарифы ($6, 1 в месяц в среднем по МРК): «Средний доход на абонента у вас 4 тыс. руб. в год, что в пересчете на месяц выше, чем ARPU сотовых операторов». «Уровень тарифов только-только достиг себестоимости, и то не во всех регионах, – комментирует Л. Д. Рейман. – Но нельзя допус-тить и их резкого повышения».



Сотовая связь – российский феномен, по выражению министра, – продолжает удивлять, продемонстрировав в 2004 г. очередное удвоение абонентской базы (72 млн абонентов и 50%-ное проникновение) и продолжая рост в этом году со скоростью 3 млн пользователей в месяц (по воспоминаниям старожилов, в 1991 г. самые оптимистичные прогнозы сводились к 200 тыс. мобильных телефонов в 2000 г. ). В этом году удвоения не ждут: ставка Л. Д. Реймана – 100 млн абонентов.

Еще один рубеж – вхождение ФГУП «Космическая связь» в десятку ведущих международных операторов спутниковой связи с долей мирового рынка 3, 4% благодаря запущенному в марте 2005 г. ИСЗ связи и вещания «Экспресс-АМ2».

Успехи в области информационных технологий, на которые делается ставка в инновационном развитии экономики благодаря синергии с телекоммуникациями, пока скромные. Рост, как и в прошлом году, составил 20%, проникновение Интернета – 8% (в Москве – 50%) ; на 18,5 млн пользователей Сети, по данным Мининформсвязи, приходится 15 млн компьютеров (подробнее см. «ИКС» №3’2005, с. 30 – 70). Требуется целенаправленная государственная поддержка – делает вывод министр IT и связи. «Узкое горло – регулирование электронных отношений. Мы должны поменять электронное законодательство. Рынок информационных услуг является «серым». Многое есть, но немногое доступно», – считает А. В. Шаронов. По мнению руководителя Департамента информационного общества Мининформсвязи О. В. Бяхова, благоприятное стечение обстоятельств позволит стимулировать рост этого рынка до 30% в год.

Войти в десятку IT-рынков Европы

Событием со структурными последствиями для рынка телекоммуникаций в 2005 г. станет приватизация реструктурированного «Связьинвеста». «Государство уходит из «Связьинвеста», – комменти-рует А. В. Шаронов. – В данном случае выбрана модель приватизации, отличная от энергетики, где государство не вышло из акционеров».

Рынок ждет и воплощения намерений о либерализации дальней связи (см. «ИКС» №2 ’2005, с. 28 – 59). Новый коммерческий директор ОАО «Ростелеком» О. Н. Румянцева осознает, что компании придется работать по новым принципам: предоставлять услуги междугородной и международной связи конечному пользователю и с него же получать доходы; последний имеет возможность выбора поставщика услуг (посредством префикса после набора «8» при наличии договора с оператором) ; зоновый оператор будет получать деньги от оператора дальней связи за инициацию и тарификацию трафика до абонента. Таким образом, меняется схема взаимодействия операторов, участвующих в процессе оказания услуг междугородной и международной связи, и цепочка взаиморасчетов между ними. Скоро изменятся и диспозиции на рынке: «Межрегиональный ТранзитТелеком» подал заявление в Мининформсвязи на получение лицензии на предоставление услуг междугородной и международной связи.

Еще одна объявленная новация года – услуга переносимости номера мобильного абонента при смене оператора, на реализацию которой гендиректор МТТ К. Ю. Солодухин отвел 1,5 – 2 года. Из трех существующих в мире технических воплощений MNP он считает оптимальным централизованное комбинированное решение: на базе IN (если вызов использует маршрутизацию) и на основе OKC №7 (без маршрутизации). Для окончательного выбора необходима организация опытной зоны.



В числе приоритетов года – конверсия радиочастотного спектра, на которую впервые бюджетом выделены средства (30 млн руб.), развитие цифрового ТВ на основе теперь уже национального стандарта DVB, строительство цифровой выделенной сети (ЦВСС) для нужд госуправления, обороны, безопасности и правопорядка, создание для граждан единой службы экстренного оперативного вызова «112».

В цифрах ИКТ-версия-2005 выглядит так: объем рынка услуг связи – более 700 млрд руб. (ввод 5 млн номеров фиксированной и 30 млн номеров мобильной связи), объем IT – более 300 млрд руб.., что позволит России войти в десятку крупнейших европейских IT-рынков. На все эти цели потреб у е тся не менее 140 млрд руб. только отечественных инвестиций.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!