Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2005
Лилия ПАВЛОВА  01 мая 2005

«Связьинвест» объявляет о намерениях



НОВЫЕ УСЛУГИ на полях традиционной телефонии прорастали не один год под воздействием множества факторов. Исторически основная деятельность компаний холдинга «Связьинвест» связана с предоставлением услуг сети ТфОП, и на этом рынке они безусловные лидеры: достаточно сказать, что общая монтированная емкость сетей МРК составляет 34,5 млн номеров, около 90% всей емкости фиксированной телефонной связи в России. Однако во всем мире (и отечественная связь – не исключение) год от года крепнут тенденции снижения темпов роста трафика в фиксированных сетях и увеличения трафика в мобильных; усиления роли IP-телефонии; существенного снижения темпов роста клиентской базы операторов фиксированной связи и сокращения доли традиционных услуг связи в доходах компаний. Клиентам требовались дополнительные возможности – высокоскоростной доступ в Интернет, кабельное ТВ, видеоконференции, информационные сервисы и другие мультимедийные приложения.

Последние несколько лет стали для операторов периодом поступательного освоения новых телекоммуникационных услуг, что обусловлено и объективными тенденциями, необходимостью изыскивать новые источники доходов в условиях госрегулирования тарифов на телефонную связь.

Широко востребованными оказались услуги интеллектуальных сетей связи (в 2004 г. доходы МРК от IN-услуг возросли на 50% в сравнении с 2003 г.). Сегодня каждая МРК предоставляет такие сформированные на основе IN сервисы, как универсальная карта предоплаты, Интернет и IP-телефония, справочные службы, бесплатный вызов и др. ОАО «Ростелеком» предлагает интеллектуальные услуги на всей территории страны и имеет возможность организовывать общероссийские «горячие линии», телеголосование. В 2004 г. на федеральном уровне проводились мероприятия по дооснащению 21 АМТС функциями SSP/IP, до конца текущего года планируется завершить модернизацию интеллектуальной платформы «Ростелекома», после чего появится возможность предложить рынку единый пакет IN-услуг для всей России.

В 2004 г. доходы компаний «Связьинвеста» от интернет-услуг IP-телефонии составили 4,7 млрд руб. (в 2003 г. – 2,8 млрд руб.). На фоне общей суммы выручки в 185,5 млрд руб. это не так много, но уже в нынешнем году показатель планируется поднять до 7,3 млрд руб.

Внедрение новых технологий позволило операторам приступить к созданию широкополосных сетей доступа. В эту работу вовлечены все МРК, и в некоторых регионах участки инфраструктуры уже сданы в эксплуатацию. К примеру, при модернизации сетей Екатеринбургского и Пермского филиалов ОАО «Уралсвязьинформ» сразу применялись ши-рокополосные решения. Абонентам компании уже сейчас доступны многие современные сервисы. По словам генерального директора «Уралсвязьинформа» А. Я. Уфимкина, на телекоммуникационном рынке решающее значение приобретает борьба не за состав пакетов услуг, а за «последнюю милю» для оказания этих услуг абоненту. Таким образом, обладание широкополосной «последней милей» становится мощным конкурентным преимуществом традиционных операторов.

Постоянно растет число пользователей услуг кабельного ТВ в сетях операторов холдинга (587 тыс. абонентов в 2004 г. против 435 тыс. в 2003 г.). Если еще два года назад услуги кабельного ТВ в компаниях «Связьинвеста» позиционировались как «отдельные решения» и считались малоэффективным направлением, то с внедрением широкополосных решений появился импульс для дальнейшего развития. Сегодня услуги КТВ оцениваются операторами как прибыльный и весьма перспективный бизнес. Компаниями «Связьинвеста» предоставляются услуги или строятся сети КТВ уже в 24 региональных филиалах (данные на 1 января 2005 г.). Лидеры – ОАО «ЦентрТелеком», ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Уралсвязьинформ». Специальные программы по развитию этих услуг разработаны либо разрабатываются во всех МРК.

Разумеется, на рынке сотовой связи компании «Связьинвеста» не могут сравниться с операторами «большой тройки». Тем не менее за последние два года на мобильной ниве достигнуты неплохие результаты. Сегодня компании «Связьинвеста» оказывают услуги сотовой связи в 20 субъектах РФ. Холдинг, по словам его гендиректора В. Н. Яшина, ориентирован на дальнейшее их усиление, поскольку МРК и филиалы реализуют политику укрупнения сотового бизнеса. К 1 января 2005 г. количество мобильных абонентов МРК (стандарт GSM) составило 4 млн 800 тыс. (из них в Сибири – 1 млн, в Поволжье – 1 млн 750 тыс., на Урале – 2 млн); услуги сотовой связи в 2004 г. принесли компаниям около 15 млрд руб. (рост по отношению к 2003 г. – около 40%).

Одно из направлений деятельности в сфере новых услуг – организация центров обработки вызовов (ЦОВ) или контакт-центров. Создание распределенных мультимедийных ЦОВ МРК, способных обслуживать клиентов вне зависимости от типа канала (телефон, e-mail, факс, Интернет), позволяет улучшить качество обслуживания клиентов, а также оптимизировать затраты на обслуживание.

Таким образом, новые услуги – это далеко не первые ростки экзотических культур на просторах «Связьинвеста», а скорее набирающая силу молодая поросль, которая со временем станет доминирующей. И хотя сегодняшний уровень телефонной плотности в России (28,8 телефона на 100 жителей) еще не достиг общепринятой точки насыщения (зарубежный опыт показывает, что насыщение происходит при телефонной плотности около 50 аппаратов на 100 жителей), а телефонное неравенство между городом и деревней остается актуальной проблемой, решают которую в последнее десятилетие преимущественно традиционные операторы («ИКС» №4’2005, с. 32 – 72), жизнь показала, что выигрывают те, кто выбрал вектор опережающего роста.

НА ПУТИ К NGN. Для «Связьинвеста» переход на качественно новый путь развития связан с принятием стратегического решения о создании на основе существующих сетей новой, пакетной, инфраструктуры. Предпосылки уже созданы: компании холдинга располагают уникальной телекоммуникационной инфраструктурой и имеют лицензии на все виды услуг, а теоретическое обеспечение перехода на пакетную коммутацию осуществляет отраслевая наука («ИКС» №2'2004, с. 24 – 59). Уже в текущем году, по словам гендиректора «Связьинвеста», будут увеличены закупки оборудования для сетей пакетной передачи, а полностью на NGN-решения планируется перейти в течение ближайших двух лет, что позволит операторам значительно расширить перечень услуг – как голосовых, так и мультимедийных.

Эти приоритетные планы не снимают с традиционных операторов традиционных же задач по телефонизации всея Руси. В преддверии 60-летия победы в Великой Отечественной войне компании холдинга предполагают к 1 мая 2005 г. полностью удовлетворить заявки участников и инвалидов ВОВ на установку телефона. Кроме того, СЗТ представил общественности план по 100%-ному обеспечению очередников в своем федеральном округе до 1 января 2007 г., причем срок установки телефона составит не более 6 месяцев с момента обращения.

НА ПОРОГЕ ПРИВАТИЗАЦИИ. Это предстоящее событие не могло остаться без внимания участников конференции. В частности, содиректор аналитического отдела банка UFG А. Яковицкий отметил, что до последнего времени основным фактором роста стоимости ценных бумаг российских телекоммуникационных компаний было развитие в стране мобильной связи. Однако если приватизация «Связьинвеста» состоится, то локомотивом дальнейшего повышения котировок на российском фондовом рынке в телекоммуникационном сегменте будут компании фиксированной связи. Более того, темпы роста прибылей и свободного денежного потока у российских компаний фиксированной связи в ближайшие несколько лет после приватизации будут опережать рост, показываемый МТС и «ВымпелКомом» (поскольку отечественный сотовый рынок в ближайший год достигнет своего насыщения).



alt="">
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!