Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2005
Оксана ПАНКРАТОВА  01 мая 2005

Большая контент-игра началась на рынке мобильной связи России

Одна из причин популярности контент-услуг – стремление операторов увеличить свои доходы за счет формирования новых потребительских ниш. Особенно это становится актуальным на рынках, приближающихся к стадии зрелости: уровень проникновения услуг сотовой связи там уже достаточно высок и притока новых абонентов ожидать не приходится, а средний доход на одного абонента постепенно снижается. Ярким примером того, как новые мультимедийные услуги помогают операторам увеличить или хотя бы удержать ARPU от падения, могут служить зрелые рынки сотовой связи Западной Европы и Канады.

На других развитых рынках уменьшение среднего дохода на одного абонента в 2004 г. тоже наблюдалось, однако оно было незначительным и не превысило 2,8%, как, например, в Польше.



В России новые услуги, в том числе и контент, пока еще не оказывают заметного влияния на ARPU. В отличие от развитых западных рынков, российский рынок находится на стадии роста и еще есть простор для развития обычных голосовых услуг – абонентами сотовой связи в стране могут стать еще 40 млн человек. Однако низкий показатель среднего дохода на одного абонента (в три раза меньше, чем в западных странах) и его падение вследствие региональной экспансии и освоения массового рынка (в 2004 г. ARPU снизился на 21% по сравнению с 2003 г. ) уже сегодня заставляет операторов задумываться о дополнительных услугах.

Российский рынок контент-услуг

Российский рынок контент-услуг для абонентов сетей сотовой связи начал активно формироваться в 2002 г. Лавинообразный рост этого сегмента пришелся на 2004 г., когда объем рынка контент-услуг вырос более чем на 200% по сравнению с предыдущим годом и составил $297 млн.



В 2004 г. оля контент-услуг в структуре доходов от дополнительных услуг сотовой связи выросла до 29%, а в общих доходах от услуг сотовой связи – до 3,6%. Несмотря на то что по относительным показателям (доле контент-услуг в общих оходах) российский рынок не так уж значительно отстает от развитых рынков сотовой связи, разрыв между абсолютным значением контентARPU в России и западных странах все еще достаточно велик. Это объясняется более низким ARPU в нашей стране.

Игроки на рынке контент-услуг

На протяжении трех последних лет около 98% всех доходов от контент-услуг генерировали операторы «большой тройки». Лидировал среди федеральных операторов по итогам последних двух лет «ВымпелКом», сумевший обогнать своего основного конкурента – МТС – благодаря:
  • запуску программы BeePartner, обеспечившей равный доступ всем контент-провайдерам к абонентам «ВымпелКома»;
  • активному развитию собственных контент-ресурсов, включая развлекательный портал «БиОнЛайн»;
  • архитектуре сети, способствующей более равномерному, чем у МТС, развитию контент-услуг в регионах страны (контент-провайдерам нет необходимости подключаться к каждому региональному оператору).
В отличие от рынка традиционных (базовых) услуг по передаче голоса, рынок дополнительных услуг сотовой связи не ограничивается только операторами сотовой связи. Все более существенную роль играют на нем контент-провайдеры и, как следствие, контент-агрегаторы. В настоящее время в России насчитывается более 130 контент-провайдеров (как российских, так и представителей зарубежных компаний).

Популярность контент-услуг и лавинообразный рост этого сегмента привлекают внимание многих компаний, до сего дня не имевших к нему отношения. На российском рынке появился новый тип игроков,

пожелавших войти в число крупнейших контент-провайдеров/контент-агрегаторов России. Это розничные сети, специализирующиеся на продаже мобильных телефонов и другой цифровой техники. По сравнению с другими контент-провайдерами они обладают огромным преимуществом – развитыми каналами продаж и узнаваемым брендом. Это производители сетевого и терминального телекоммуникационного оборудования и ПО, а также производители компьютерных игр, в настоящее время диверсифицирующие свою деятельность за счет производства игр для мобильных телефонов.



Какие контент-услуги востребованы в России?

На сегодняшний день существует множество вариантов классификации контент-услуг, оказываемых абонентам сотовой связи. Одной из часто применяемых до последнего времени оставалась классификация услуг в зависимости от транспортной среды, используемой для доставки контента абоненту. Однако структурировать доходы в соответствии с этой классификацией довольно сложно, поскольку для оказания некоторых видов услуг применяется сразу несколько технологий (например, для получения полифонической мелодии на свой телефон абонент использует SMS для первоначального запроса, а затем WAP для скачивания самой мелодии).

Довольно распространенной и удобной классификацией является классификация контент-услуг по содержанию/назначению услуги.

В 2004 г. наибольшие доходы – свыше $130 млн – принесли услуги по кастомизации мобильных терминалов: логотипы и рингтоны, причем на долю рингтонов пришлось около 80% выручки от услуг этой группы. Растет доля цветных логотипов и полифонических мелодий, а доля черно-белых картинок и одноголосных рингтонов постепенно сокращается. Бурный рост сегмента услуг по кастомизации телефонов обострил конкуренцию на рынке, что, в свою очередь, привело к резкому увеличению рекламных расходов и снижению рентабельности бизнеса по предоставлению логотипов и мелодий. Игроки рынка все чаще обращают внимание на другие сегменты.

Интерактивные проекты с участием средств массовой информации, а также услуги мобильного маркетинга, начавшие свое развитие во второй половине 2003 г. и сегодня переживающие настоящий бум, в 2004 г. принесли около $60 млн. За два года доля этих услуг практически с нуля выросла до 22%.

Общение и знакомства – еще одна быстро растущая группа услуг, доходы от которой в 2004 г. составили около $40 млн.

Бурный рост демонстрируют и доходы от SMS, WAP и Java-игр, пока занимающие сравнительно небольшую долю в общей структуре доходов от контент-услуг. В 2004 г. они сгенерировали около $18 млн.

Несмотря на рост доходов в абсолютном выражении, доля информационных и развлекательных услуг в общей структуре доходов от контент-услуг постепенно сокращается. В 2004 г. услуги этой группы принесли операторам около $42 млн. Доля бизнес-и других приложений, включая услуги, основанные на автоматическом определении местоположения абонентов (LBS), не превышает 1% в общей структуре доходов от контент-услуг.

Контент-будущее

По прогнозам «iKS-Консалтинг», в 2005 г. доходы от контент-услуг вырастут по сравнению с 2004 г. более чем на 100% и приблизятся к $600 млн. Среди контент-услуг наиболее быстро будут расти такие сервисы, как игры, проекты с участием СМИ, а также общение и знакомства. Доля услуг по кастомизации телефонных аппаратов, как и доля информационно-развлекательных услуг, начнет постепенно снижаться. С развитием технологий и появлением новых востребованных услуг будет расти доля бизнес-приложений, правда, незначительно.

Ожидается, что уже в 2005 г. на российском рынке контент-услуг появятся крупные международные контент-провайдеры, что должно положительно сказаться на развитии этого сегмента. В свою очередь, российские контент-провайдеры усилят экспансию своих услуг за пределы России.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: