Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2005
Кирилл ПЕТРОВ  01 мая 2005

Контент-стратегия: инновации и долгосрочные инвестиции

– Какие, на ваш взгляд, тенденции определяют сегодня развитие рыночной ситуации?Каким будет для контент-провайдеров 2005 год?

– Этап становления индустрии завершается. В минувшем году сложилась основная группа ключевых игроков: это 6 – 7 компаний, которым принадлежит около 70% рынка. С прошлого лета конкуренция между ними предельно обострилась, так что нередко случалось, когда в СМИ публиковалось по 8 – 9 полос с рекламой мобильных услуг, а в рекламных блоках на ТВ могло стоять по 10 – 12 роликов, рекламирующих рингтоны. Такая ситуация практически не оставляла шансов небольшим компаниям, и нам известно, что некоторые из них уже с конца прошлого года работали с отрицательной рентабельностью.

С каждым днем накал конкурентной борьбы усиливается, и новым компаниям все сложнее выходить на рынок. Основные барьеры – подключение коротких номеров для работы с широкой географией и высокие затраты на рекламу. Поэтому у тех, кто только собирается войти в этот бизнес с нуля, шансы на успех невелики.

По нашим прогнозам, 2005 г. станет годом слияний и поглощений. Вряд ли появятся новые лидеры среди российских игроков, однако не исключено, что на рынок придут известные зарубежные бренды, которые для этих целей будут покупать существующие компании.

– Не секрет, что в борьбе за «место под солнцем» отдельные игроки ведут себя нецивилизованно: нередки случаи пиратства и других нарушений законодательства. Сказывается ли это на бизнесе?

– Нарушения законодательства – неважно, сознательно они совершаются или нет, – в целом подрывают репутацию бизнеса. Проблема пиратства сегодня одна из самых болезненных: по нашим оценкам, в России около 20% мобильного цифрового контента распространяется пиратским способом, а убытки индустрии только в 2004 г. составили не менее $60 млн. Это, в частности, стало одной из причин создания профессиональной Ассоциации контент-провайдеров. Инициаторы ее создания – ведущие игроки: компании «Агрегатор», Jippii и i-Free, позднее к ним присоединились «Никита» и некоторые другие контент-провайдеры.

Помимо борьбы с пиратством, ассоциация будет решать и другие задачи: заниматься поиском эффективных моделей взаимодействия различных игроков рынка – контент-провайдеров, сотовых операторов и правообладателей; контролировать качество мобильных услуг; содействовать повышению «образовательного уровня» абонентов, что, на наш взгляд, будет способствовать развитию новых услуг.

– Ведущие игроки рынка объединяются для решения общих задач. И всё же они остаются конкурентами. Что все-таки, на ваш взгляд, может стать залогом успешного существования компании в условиях обострения конкурентной борьбы?



– Залогом успеха сегодня может стать только верно выбранная стратегия. Мы уверены, что занять лидирующие позиции i-Free помогло то, что с самого начала мы прид е р ж и в а л и сь стратегии инноваций и осуществляли серьезные долговременные инвестиции в перспективные направления и технологии, в те, которые, по нашим прогнозам, будут востребованы рынком через 2 – 3 года. Кроме того, наша компания одной из первых стала проводить маркетинговые исследования, выявлять и изучать потребности пользователей, тестировать креативные идеи на представителях целевой аудитории. И, конечно же, важны собственные технические разработки, которые мы постоянно инициируем. В качестве примера могу назвать Jamango – стопроцентно «авторский» проект i-Free, не имеющий мировых аналогов и уже завоевавший успех в России. Это первый в мире SMS-сервис, вплотную приближающийся по своему функционалу к коммуникационным сервисам, доступным через Интернет.

– Как возникла идея такого сервиса, использовались ли для него какие-то оригинальные разработки?

– Идея изначально базировалась на том, чтобы дать возможность людям знакомиться и общаться в удобной виртуальной среде. Проанализировав популярность сервисов знакомств и чатов, доступных через Интернет, мы решили создать новую, более комфортную среду, использовав популярную SMSкоммуникацию.

Jamango позволяет создавать персональную страницу, где могут храниться личные записи пользователя, и давать доступ к этой информации одновременно неограниченному количеству человек. Это у обно для абонентов и уменьшает их затраты по сравнению с обычным механизмом SMS-чатов. Специально для Jamango был создан двухпользовательский SMS-квест, благодаря чему стало возможным обеспечивать одновременную коммуникацию сразу между несколькими абонентами. Кстати, это важный шаг на пути к адаптации сетевых компьютерных игр для мобильных телефонов.

В Jamango применены современные технологические решения и новейшие пользовательские инструменты коммуникации: статусы присутствия, непосредственный обмен сообщениями, списки контактов и управление группами, интеллектуальная система напоминаний, контекстная помощь, индивидуальные ленты событий и др. Платформа, поддерживающая функционирование Jamango, базируется на нескольких мощных серверах и имеет комплексную интеграцию с другими сервисами компании. Продукт продолжает развиваться, в ближайшее время будут запущены WAP-, webи j2Me-версии этого сервиса. Мы работаем и над тем, чтобы обеспечить поддержку технологий MMS и Brew, что позволит создать красочный пользовательский интерфейс на экране мобильного телефона, дополнить индивидуальный профиль абонента личными фотографиями и галереями, в рамках модели непосредственного общения реализовать коммуникационные парадигмы «один ко многим» и «многие ко многим».

Работа над продуктом заняла около 8 месяцев, инвестиции в разработку и первый этап продвижения превысили $1 млн.

– Как вы оцениваете перспективы подобных услуг?

– Уже в первый месяц после федерального запуска стало понятно, что у Jamango большой потенциал, и число его постоянных пользователей быстро растет. Недавно мы запустили сервис на Украине, в ближайших планах – запуск на европейских рынках. Мы уже рассматриваем соответствующие предложения наших западных коллег.

– Jamango относится к сервисам знакомств и общения. Означает ли это, что знакомства в общей структуре услуг сегодня для вас приоритетное направление? Изменится ли, на ваш взгляд, структура услуг в ближайшее время, какие сервисы будут востребованы и почему?



– В этом году картинки и мелодии попрежнему останутся наиболее существенным сегментом, но мы прогнозируем и увеличение продаж Java-игр, активное развитие мобильного маркетинга, в частности медиаинтегрированных проектов, а также услуг, базирующихся на WAP.

В конце 2004 г. мы диверсифицировали направление мобильного маркетинга, так как считаем его весьма перспективным. Только за последние месяцы нами реализовано около 20 проектов в сфере мобильного маркетинга для брендов, крупнейших издательских домов, интернет-ресурсов и ведущих телеканалов.

Собственная ТВ-платформа динамического интерактива позволяет нам осуществлять глобальные интерактивные проекты на ТВ, такие, например, как SMS-голосование в реалити-шоу «Последний герой-5» на Первом канале, в котором приняло участие более 400 тыс. россиян.

– Среди перспективных технологий вы упомянули WAP, однако сервисы на базе этой технологии так и не завоевали большой популярности. С чем вы связываете ее перспективы в ближайшем будущем?

– Подавляющему большинству абонентов абсолютно безразлично, на какой технологии базируются те или иные сервисы. Им важно, чтобы сервис был интересным по сути, простым и понятным по функционалу. И наша задача – такие сервисы им предложить.

Непопулярность WAP можно объяснить несколькими причинами. В их числе недостаточная «образованность» основной массы пользователей и существующий SMS-интерфейс, который большинство абонентов считают если не сложным для восприятия, то по крайней мере недостаточно комфортным. Поэтому одной из своих задач мы считаем создание оригинальных технических разработок, которые в итоге позволят нам реализовать на базе WAP удобные и привлекательные сервисы. И мы уже предприняли в этом направлении ряд шагов: создали, например, уникальный программно-аппаратный комплекс для представления собственной базы контента на партнерских WAP-и web-сайтах, а также новое технологическое решение платформы для WAP-сайтов – CDMS.

– Какие возможности и преимущества у новых технических разработок?

– CDMS поддерживает одновременно версии WAP 1.x и WAP 2.0 и позволяет партнерам, не имеющим специальных навыков в области WAP, осуществлять дистрибуцию контента и управлять базой нашего контента на своем сайте: изменять его объем и перечень, редактировать логику WAP-страниц, элементы оформления и т. д. Конечно, мы предоставляем партнерам ПО, онлайн-доступ к нашей базе и статистику в реальном времени, чтобы они могли самостоятельно проводить анализ и контроль.

Кроме того, CDMS позволяет учитывать технологические нюансы конкретной модели телефона, на которую будет поступать контент: способность телефона загружать полифонию, реал-саунды, анимацию, видео, разрешение экрана и количество цветов, пропускную способность GPRS, особенности WAP-браузера и др. Система осуществляет автоматическое форматирование страниц WAP-сайта под возможности телефона, опираясь на информацию о телефоне, получаемую из единой базы данных. Благодаря этому на каждый аппарат контент поступает в формате, максимально адаптированном под возможности конкретной модели, а значит, конечный пользователь получает продукт высокого качества. Вообще говоря, лучший показатель эффективности CDMS – это то, что за три месяца посещаемость WAP-сайтов, где она была внедрена, увеличилась более чем на 50% и достигла 3 млн человек.

– Каковы приоритеты контент-провайдера?

– Разумеется, мы будем продолжать разработку перспективных идей и создание на их базе новых оригинальных сервисов. Кроме того, мы считаем, что пришло время позаботиться об удобствах пользователей, и создали, например, круглосуточную службу поддержки абонентов. Теперь наши пользователи – от Калининграда до Сахалина – в любое время суток могут получить грамотную и оперативную консультацию.

В текущем году мы планируем еще больше расширить бизнес за пределы страны. Наша компания уже больше года успешно работает на Украине и является там лидером не только по обороту, но и по сложности и разнообразию реализованных сервисов. Конечно, нас интересуют и другие страны ближнего зарубежья, а также рынки Восточной Европы и Юго-Восточной Азии. В самое ближайшее время i-Free начнет работать в Казахстане и в Индии, и, по нашим оценкам, у нас и там есть реальные шансы на успех.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!