Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2005
Сергей ЕЗЫК  01 мая 2005

Путь к новым услугам лежит через «супермаркет»

– Сергей, насколько успешен для оператора проект мобильного портала?

– Портал SkyBiz был создан для пользователей КПК и довольно популярен среди этой категории абонентов. На первом этапе не предусматривается предоставлять премиум-контент и услуги, поэтому абоненты «Скай Линк» на всей территории действия сети имеют бесплатный доступ к порталу, оплачивая только передачу данных.

– Есть ли у оператора планы дальнейшего развития этого проекта?

– Мы выбрали путь развития, предполагающий построение портального решения, которое обеспечивает абонентам, пользующимся телефонами, КПК, ноутбуками, доступ к наборам услуг и сервисов, поставляемых независимыми сервис-провайдерами. Идея оператора связи, действующего по принципу «супермаркета услуг» разных поставщиков, сегодня активно реализуется западными компаниями. В качестве примера можно привести порталы Live!и Telia Go. Здесь пользователям Vodafone и TeliaSonera предлагается как бесплатный контент, в частности проморолики новых фильмов, так и премиальный, например музыка в формате mp3. В этом направлении планируем развиваться и мы.

– Какие специфические проблемы в области обеспечения абонентам услуг стоят перед «Скай Линком» сегодня?

– С одной стороны, сети CDMA-450 обладают таким бесспорным преимуществом, как высокая скорость передачи данных, что дает оператору техническую и технологическую возможность предоставлять абонентам целый ряд услуг, не имеющих аналогов в GSM-сетях. А с другой – у нас совершенно иная целевая аудитория. Подавляющее большинство в ней – активные бизнесабоненты: либо частные лица, использующие телефон для ведения бизнеса, либо корпоративные клиенты. Между тем услуги, предлагаемые сегодня контент-провайдерами, в основной своей массе ориентированы на «розничных» абонентов массовых GSM-сетей. Контента, полезного для деловых людей, корпоративных клиентов совсем немного. В качестве примера приведу услугу «Локатор» от Race Сommunications, пользуясь которой компании отслеживают местонахождение мобильных телефонов персонала, работающего вне офиса (продавцы, водители, ремонтники) и тем самым совершенствуют логистику. Справедливости ради замечу, что похожая ситуация сложилась и за рубежом, где операторы, запустившие сети нового поколения, столкнулись с нехваткой услуг для корпоративных пользователей. Еще одна серьезная проблема связана с тем, что нет медиаконтента, который бы пользовался спросом у абонентов сетей нового поколения. То есть технологически мы можем передавать абонентам на телефоны видеоролики, а какого они должны быть содержания, вопрос открыт. В Англии оператор Hutchison (торговая марка 3) позиционируется как «видеомобильная сеть», предлагая видеоконференции, а также премиальный видеоконтент: договорившись с продюсерами и певцами, он предоставляет своим абонентам на мобильные телефоны видеоролики одновременно с выходом релизов новых песен. Но мы не считаем такую деятельность своим бизнесом – это должны делать сервис-и контент-провайдеры.



– Однако сегодня большинство крупных игроков этого рынка связывают свое ближайшее будущее скорее с развитием услуг именно для массового абонента…

– То, что контент-провайдеры делают сейчас основной бизнес на массовых игрушках, вовсе не означает, что они не думают о более сложных вещах. О готовности разрабатывать услуги для корпоративных пользователей заявляет большинство крупных поставщиков контента и услуг. Это разумные люди, хорошо понимающие, что конкуренция на рынке «розничных» услуг, например мелодий звонков, обостряется. Кроме того, падает прибыль от подобного рода услуг, поскольку рекламировать их приходится, используя такие дорогостоящие носители, как ТВ.



– Тогда скажите, взаимодействие с какими поставщиками контента и сервис-провайдерами вписывается в вашу концепцию «супермаркета услуг»?

– Мы отдаем себе отчет в том, что нашим клиентам нужны будут и услуги, предлагаемые сегодня в GSM-сетях, те же логотипы и рингтоны. Однако технология высокоскоростного доступа в Интернет позволяет нам предлагать сервисы, которых нет в сетях других операторов. Если исходить из этого, нам интересны три категории партнеров: во-первых, контент-и сервис-провайдеры, работающие с операторами GSM; во-вторых, интернет-сервис-провайдеры и интернет-разработчики; в третьих, системные интеграторы. Последних должна интересовать возможность выноса своих технологических информационных решений в любую точку по желанию клиентов. Например, видеоконференцсвязь с сотрудниками, находящимися далеко от офиса, в разъездах, или доступ к корпоративным ресурсам (базы данных, ERPсистемы) можно обеспечить с использованием мобильных телефонов стандарта CDMA.

– Готова ли компания-оператор участвовать в продвижении услуг, выводить их под своим брендом?

– Одна из стоящих сегодня перед нами задач – развить этот бизнес, привлечь провайдеров и контентные ресурсы и во взаимодействии с ними и другими участниками рынка создать инфраструктуру, позволяющую интегрировать мультимедийные сервисы в деловую практику и стандарты общения наших абонентов. Предоставление оператором услуг третьих компаний под собственным брендом возможно в случаях, если услуга: а) уникальна для рынка и предоставляется только в сети данного оператора; б) логично дополняет продуктовый портфель оператора и соответствует его позиционированию на рынке; в) компания-партнер соответствует требованиям оператора по качеству предоставления услуги и уровню сервиса.

– «Скай Линк» заявлял о скором внедрении технологии BREW. Что она может дать партнерам из вышеперечисленных категорий?

– BREW не только и не столько технология, сколько концепция предоставления абонентам премиальных, т. е. платных дополнительных услуг. Технологически она обеспечивает соблюдение авторских прав на цифровой контент – ее использование исключает имеющуюся в сетях GSM возможность получить игру на свой телефон, а потом переслать ее ругу и гарантирует, что загруженное в терминал приложение будет работать только на нем. Еще одно достоинство BREW – гибкий механизм ценообразования. Встроенный в нее механизм тарификации обеспечивает взимание однократной платы за пользование услугой, ежемесячной абонентской платы, предоставление абоненту услуги для ограниченной по времени тестовой эксплуатации и т. д.



– Повлечет ли переход к концепции «супермаркета услуг» изменение сегодняшней бизнес-модели предоставления дополнительных услуг?

– Этот вопрос актуален для каждого оператора. С ростом рынка дополнительных услуг операторы обнаружили, что во взаимоотношениях абонент – оператор – контент-провайдер существует целый ряд проблем, сдерживающих развитие этого рынка. Проблемы эти лежат в правовой плоскости и связаны с порядком предоставления дополнительных услуг конечному пользователю. Юридически именно оператор предоставляет абоненту услуги, хотя фактически он является лишь посредником между абонентом и контент-провайдером. При этом именно оператор отвечает за качество и юридическую чистоту этих услуг. Так что каждый раз, запуская новый сервис, он вынужден проверять, обладает ли контент-провайдер правами на предоставляемый контент, является ли этот контент качественным, поддерживается ли он продвижением, соответствующим имиджу оператора. Все это приводит к увеличению срока запуска новых услуг. Зарубежные операторы – Vodafone или NTT DoCoMo – при заключении договора с клиентом ограничивают свои функции предоставлением доступа к услуге сервис-провайдера и биллингом абонента, переводя тем самым отношения с клиентами из плоскости «оператор предоставляет услуги» в плоскость «оператор является агентом по предоставлению услуг сервис-провайдеру». В этом случае взаимоотношения с клиентом в большей части перекладываются на плечи сервис-провайдера. Фактически такая бизнес-модель легко вписывается в концепцию «супермаркета услуг», в котором оператор выступает в роли провайдера доступа к контенту разных поставщиков, а также служит своего рода фильтром, задерживающим некачественные услуги на подступах к абоненту.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!