Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2005
В. М. БЕЛЕНКОВИЧ  Светлана БЕЛОВА  01 мая 2005

Контент на спирали бизнес-развития

– Какую роль в бизнесе ISP играют дополнительные сервисы?

С. Б. В настоящее время все наши усилия по формированию дополнительных сервисов направлены на увеличение клиентской базы и формирование сообщества пользователей, заинтересованных в потреблении локальных сервисов wall garden services, сформированных на сервисной платформе «МТУ-Интел» самостоятельно или в кооперации с партнерами.

– Рассматриваются ли сервисы, предоставляемые ISP своим пользователям, как дополнительные источники дохода?

С. Б. Сегодня они приносят главным образом косвенный доход в виде роста абонентской базы, повышения ее лояльности. Программа коммерциализации дополнительных услуг рассматривается как следующий шаг в развитии отношений с пользователями базовых услуг доступа и является естественным продолжением маркетинговых исследований абонентских предпочтений на базе предоставления нетарифицируемых дополнительных услуг. «МТУ-Интел» принципиально стоит на позиции оператора легального и централизованного сервиса. Эти два принципа неразрывно связаны с рыночной и технологической позициями компании: централизация источников услуг обеспечивает управляемость, а контроль является гарантией легальности услуг (контента). Схема Peer2Peer-взаимодействия, допускаемого и широко распространенного в домовых сетях, непредсказуемо влияет на загрузку опорной сети и способствует распространению нелегального контента. К сожалению, пока процессы внедрения механизмов управления абонентскими сессиями в сетях передачи данных находятся на начальном этапе развития и не обеспечивают адекватных инструментов управления трафиком.

Формы, сроки, конкретные схемы коммерциализации пока не определены. Могу только сказать, что планов по созданию новых сервисов много. И очевидно, в будущем часть из них будут для пользователей бесплатными, часть – условно-бесплатными, а часть – платными.

– Как планируется использовать программный продукт X-Stream, или, как его еще называют, «толстый клиент» ?

С. Б. «Толстый клиент» – это своего рода адаптер, позволяющий донести до наших абонентов дополнительные сервисы, множество которых, как мы ожидаем, возникнет вокруг «МТУ-Интел». Он обеспечит их перевод в формат СТРИМ-х, будет служить навигатором услуг. Создание «толстого клиента» – еще один последовательный шаг «МТУ-Интел» в реализации стратегии сервисной компании, ориентированной на создание новых ценностей для клиента.

– Кто создает контент для ресурсов ISP?

С. Б. Особые ожидания мы связываем с предстоящим стартом мультимедийного проекта ООО «Система Мультимедиа», в котором «МТУ-Интел» отведена роль оператора транспортной сети и агента по обслуживанию абонентов. Создание и предоставление в комплексе с традиционными услугами доступа принципиально новых услуг интерактивного цифрового телевидения на платформе ООО «Система Мультимедиа» обещает возможность использования нового формата коммуникаций с абонентами.

– Означает ли это, что в отличие от сотовых операторов, вынужденных внедрять контент-сервисы с целью повышения ARPU, для ISP эти вопросы в повестке дня не значатся?

С. Б. Это актуально не только для мобильного оператора, но и для ISP. Ситуация, которую переживают мобильные операторы, воспроизводится сегодня и в мире ISP.

– О том, что «МТУ-Интел» будет участвовать в проекте «Системы Мультимедиа» «СтримТВ», ясно уже из его названия. Какая роль в нем отводится ISP?

С. Б. В соответствии с имеющимся набором лицензий мы, используя партнерство с ОАО «МГТС», будем доставлять своим абонентам ТВ-контент, в роли агрегатора и производителя которого выступит ООО «Система Мультимедиа».

– А как при этом будут строиться отношения «Системы Мультимедиа» и «МТУ-Интел» ?

С. Б. С этой компанией у нас выстраивается простая и достаточно распространенная схема взаимодействия, предполагающая использование наших ключевых компетенций в обеспечении услуг доступа, привлечения и обслуживания абонентов. ООО «Система Мультимедиа» обладает правами на предоставление телевизионных услуг, имеет договоры с правообладателями ТВ-контента, дающие право дистрибуции, в свою очередь «МТУ-Интел» действует в рамках лицензий на услуги передачи данных и телематики и берет на себя ответственность за доставку контента конечному потребителю. Коммерческий старт мультимедийного проекта может дать новый импульс росту клиентской базы абонентов широкополосного доступа. Можно предположить, что особый интерес зрителей вызовут тематические каналы собственного производства и уникальные спортивные программы, входящие в пакеты услуг и предлагаемые для формирования персональных профайлов. Проект предусматривает предоставление контента по запросу – VoD и PPV. Кроме ТВ-вещания наши партнеры разрабатывают планы предоставления сервиса «Игры на экране телевизора» и других развлекательных услуг, адресованных индивидуальным пользователям. Отличительная особенность предоставления услуг платного ТВ в формате ООО «Система Мультимедиа» – возможность персонализации услуг с использованием системы управления услугами, разработанной на основе уникальных маркетинговых требований заказчика. «МТУ-Интел» намерен принять активное участие в продвижении комплексных интерактивных услуг и рассчитывает расширить свою клиентскую базу за счет предложения «СтримТВ».

– Может ли совокупность услуг, которые будет предоставлять «МТУ-Интел» своим абонентам, рассматриваться в перспективе как triple play (тройная услуга) ?

С. Б. Вряд ли такая формулировка имеет смысл применительно к ситуации «МТУ-Интел». Следуя идее создания новых потребительских ценностей для клиента, мы готовы доставить по наложенной IP-сети, оператором которой являемся, любые легальные сервисы «МТУ-Интел» и партнеров, адаптируемые к передаче по широкополосным интернет-каналам.

В. Б. Я хотел бы здесь предложить возможные методы реализации такой идеи. Термин triple play появился для описания метода доставки пользователям (как правило, домашним) трех разных типов услуг по единой распределительной сети. Насколько я знаю, «МТУ-Интел» не является оператором распределительной сети в том смысле, в каком им являются МГТС и «Комкор-ТВ». Здесь речь идет о другой фазе процесса предоставления услуг – о сборке пакета услуг. А для этого процесса есть другие способы описания. Самый модный из них – это термин «сервисная шина» (Enterpise Service Bus – ESB). С его помощью можно описать совершенно другую потребительскую ситуацию, которая подразумевает разные методы доступа к одному и тому же контенту, к единой пользовательской среде, к индивидуальному или групповому информационному пространству потребителя. При таком описании не возникнет вопроса, объединяет контент операторов или разъединяет. Получается, что сегодня – скорее разъединяет.

– Такая ситуация не слишком хороша для деятельности крупного телекоммуникационного холдинга, такого как «Система Телеком». А как ее можно изменить?

С. Б. Наблюдения за ходом развития мирового телекоммуникационного сообщества в части развития услуг и стандартизации протоколов и систем (проект ВТ «21С», Vodafone и р. ) подсказывают возможный путь изменений, состоящий в переходе к построению систем с сервисно-ориентированной архитектурой. Характерные требования к системам такого рода – наличие единого каталога услуг с возможностью подписки и персонализации, управление единым лицевым счетом, организация единой системы абонентского обслуживания и независимость от метода организации доступа. Важно, что при решении задачи интеграции операторов крупных холдингов отдельные компании сохраняют свою административную и финансовую независимость, но при этом связаны единством усилий в удовлетворении всех возможных запросов пользователей. Такой формат кооперации внутри крупного холдинга обеспечивает безусловное конкурентное преимущество на рынке и лояльность абонентов.

В. Б. К вопросу объединения и разъединения. Крупные холдинги имеют возможность изменить ситуацию, стоит им только по-другому взглянуть на контент, не делить его на мобильный, вещательно-резидентный, бизнесовый, разделив вместо этого методы и способы интеграции, права доступа клиента к любому контенту из разных сред. Таких сред для пользователя существует всего четыре: из дома, с работы (как правило, проводная связь), из общественных мест (например, Wi-Fi) и из «чистого поля» (сотовая связь). Как видите, эти 4 среды связаны с 4 вариантами организации доступа к одному и тому же контенту.

На следующем этапе эти методы доступа следует начать различать по типам существующего и, что очень важно, возможного контента. Здесь уже надо говорить о формировании среды, которую можно представить в виде разных «кабинетов», по которым «разложены» разные сущности одного и того же потребителя как человека работающего, человека частного, человека публичного и, скажем, человека путешествующего. Строение нашего личного информационного пространства определяется набором групп, к которым мы себя относим или хотели бы отнести. Для построения этого пространства его надо, во-первых, проинтегрировать по методам доступа, а вовторых, обустроить под разные типы контента и разные методы его потребления. Эти две стороны процесса потребления услуг (доступ откуда угодно – к чему угодно) «связаны-развязаны» через правильно построенную сеть.

На стороне доступа сервисная шина должна обеспечивать пропуск клиентов из одной сети в другую, поскольку источники сервиса (места основного, вспомогательного и случайного потребления) находятся в разных сетях. В этом случае надо смотреть, кто и за что платит. Возможен, например, договор публичного оператора с корпоративным провайдером. В этой роли может выступать сетевая организация корпорации, которая оказывает услуги не только подразделениям организации, но и каждому работнику в отдельности. Например, по договоренности между публичным оператором и корпоративным провайдером сотрудник компании может подписаться на видеонаблюдение за домом с работы.

Взаимодействие по компоновке индивидуального или группового пространства, где разложен весь контент, – другая система отношений и вторая сервисная шина. Дальше надо подумать, могут ли эти две сервисные шины быть организованы по единой технологии, работать в одном технологическом пространстве, или нет. Прежде чем объединяться, нужно проинтегрировать каждую из шин и посмотреть, могут ли быть унифицированы методы взаимодействия, потом выделить унифицированного сервис-брокера, который выполнит интеграцию и методов доступа, и видов контента.

– При ориентации большого холдинга на «сквозную» (end-to-end) услугу, на базе какого сетевого ресурса разумнее создавать интеграционную платформу – мобильного или проводного?

С. Б. Ответ на этот вопрос можно найти в вашем журнале, в статье проф. Л. Е. Варакина (см. «ИКС» №12’2004, с. 76). «Фиксированная связь, – пишет он, – уступит сотовой первенство в области абонентской базы, зато возьмет реванш в нише больших массивов передачи данных». Успех мобильного оператора конечен, потому что достигается наращиванием клиентской базы, а достижения фиксированного строятся на гораздо более мощной ресурсной базе.

В. Б. Мы часто забываем о том, что весь бизнес-контент лежит в корпоративных сетях, обслуживаемых проводными операторами. Именно они строят распределенные корпоративные сети, которые фактически налагаются на сети публичных операторов. И в этом смысле для большого холдинга логичным выглядит перенос центра тяжести с мобильного оператора на фиксированного с классически спланированными голосовыми сетями и правильно построенными СПД и IP-сетью. Все, что надо делать, это заниматься внутренней конвергенцией голоса и данных и планировать ресурс под размещение контента внутри этих сетей, потому что у них есть естественная среда для хорошего планирования доставки этого контента. Показателен пример сети ТфОП МГТС, которая выдерживает много больше и много дольше, чем от нее можно было ожидать. Помимо этой крупнейшей городской телефонной сети, оператор сформировал отдельную сеть передачи данных и вывел ее на сверхуспешный уровень потребления ее ресурсов. Сейчас оператор правильно выбрал курс на конвергенцию ресурсов опорной телефонной сети, опорной СПД и наложенных коммерческих сетей типа «Комстар ОТС». Движение в эту сторону очевидно. И оно вынесет на следующий виток спирали услуги контента. Для этого многое должно произойти в выстраивании самих операторов в соответствии с их ключевой компетенцией. Они должны в первую очередь заниматься сетями. А дальше – поверх созвездия их правильно организованных сетей – будет работать популяция сервис-провайдеров, MVNO и т. д. Для оптимального разделения компетенции необходимо найти разумную бизнес-модель взаимодействия.

– Можно ли говорить, что речь идет о создании универсального оператора?

В. Б. В лексиконе управляющих менеджеров это уже появляется: говорят про интегрального оператора, про интегральную услугу, про интегрируемую услугу, про интеграцию методов обслуживания. Смысл понятен – курс на объединение. Впрочем, я думаю, что, пока мы говорим о создании сервисной шины расширенного предприятия, ее функции возьмет на себя новая среда, которая уже формируется, – семантический web.

– На каких рынках, кроме телекоммуникационного, концепция сервисной шины может найти применение?

В. Б. Я думаю, в отраслях, для которых территориальная распределенность и необходимость интеграции участников принципиальны, в энергетике например. Вся реформа РАО ЕС работает на сервисную шину. Она может управлять всеми процессами взаимодействия производителей, транспортировщиков и распределителей электроэнергии по такой модели. Сегодня, насколько я знаю, они используют для этого портальную технологию. С введением в эксплуатацию портала для закупки электроэнергии цена на рынке упала в два раза за счет исключения посредников. Замечу, что портал – это шина, сведенная в точку. Когда мы поймем, что он может быть распределенным, когда появятся другие сервисные функции, кроме B2B, тогда появится и пространственная модель.


Сервисы по имени «Стрим»

Во второй половине 2004 г. «МТУ-Интел» начала активно разрабатывать дополнительные сервисы для пользователей канала «Стрим», избрав для этого три основных направления – игровое, служебное и информационно-развлекательное.

Первым в сентябре был представлен сервис СТРИМ. Драйв, ориентированный на пользователей, хранящих свои файлы удаленно. Все желающие получили по 500 Мбайт дискового пространства и возможность помещать свои файлы в публичный доступ, делая их доступными для всех в тематических каталогах, в частный доступ, где они защищены от любопытных глаз логином и паролем, или же в разделенный доступ (нечто среднее между первыми двумя возможностями), ограниченный узким кругом знакомых. У абонентов «Стрима» сервис весьма популярен: в первые же 10 дней у него появилось 10 тыс. пользователей.

Игровой портал СТРИМ. Арена был запущен в середине декабря. Подписчикам «Стрима», которые приобрели ПО у официальных дистрибьюторов, стали доступны самые популярные лицензионные многопользовательские online-игры. В момент запуска клиенты «МТУ-Интел» могли заключить специальный контракт и получить диск суперпопулярной игры Half-Life. Для абонента, подключенного с помощью специального логина, или префикса, трафик не тарифицируется.

Третьим в семействе пользовательских сервисов стал СТРИМ. Музыка, созданный «МТУ-Интел» в партнерстве с известными музыкальными порталами – All of MP3 и MP3 SPY. Абоненты компании получили возможность бесплатно получать 100 Мбайт музыки в месяц, а сверх этой нормы закупать на этих порталах понравившиеся им мелодии в любых объемах, производя оплату из своего личного «кабинета» на сайте Stream. ru или пользуясь скретч-картами «МТУ-Интел».

В ближайшее время в созвездии сервисов «МТУИнтел» появится новое имя – СТРИМ. Фото. Это будет одноименный сайт, где пользователи смогут ознакомиться с информационным наполнением, разместить свои цифровые фотографии, разложить их по тематическим альбомам и, что особенно ценно, заказать печать своих фотографий с доставкой по Москве курьером в течение дня. Печатать фотографии будут, естественно, партнеры «МТУ-Интел», которым ISP предоставит механизм получения заказов.

Для работы с пользовательскими сервисами «МТУИнтел» создан комплексный клиентский программный продукт X-Stream, о начале публичного тестирования которого было объявлено в конце марта. Основная идея этого ресурса – создание пользовательского пространства, объединяющего пользователей ISP и дающего им некое чувство общности. На первом этапе X-Stream может использоваться для быстрого соединения с игровыми серверами СТРИМ. Арена, получать доступ ко всей своей игровой статистике, общаться с игроками, находящимися в этот момент на игровом портале. Помимо рядовых пользователей, этот продукт может представлять интерес для отечественных разработчиков компьютерных игр и компаний, специализирующихся на локализации зарубежных игр в России.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!