Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 5 2005
И. А. ТИШКОВА  01 мая 2005

Стоит ли инвестировать в развитие Интернета?

Модель расчета

Выделять стратегические направления инвестирования средств оператора связи можно путем сопоставления уровней спроса и предложения услуг доступа в Интернет (рис. 1). Модель расчета содержит входящие параметры, собственно расчет и выходные данные (результирующие показатели), к которым относятся максимально возможный объем доходов оператора от предоставления доступа в Интернет при сложившейся платежеспособности конечных пользователей услуг (для оценки спроса) или при достигнутом уровне развития техники/технологий связи передачи данных (для оценки предложения).



Интернет-аудитория. В качестве входящих параметров для оценки и прогнозирования уровня спроса на услуги доступа учитываются прежде всего экстенсивные показатели объема аудитории пользователей Интернета. Системы технологического мониторинга компаний позволяют получить достаточно точные (95%) данные об объеме интернет-аудитории, однако их недостаток – отсутствие информации о социальных и демографических характеристиках пользователей. Составить полный портрет нтернет-аудитории можно только после традиционного социологического исследования. Результаты таких исследований, проведенных разными компаниями (табл. 1), различаются количественными оценками, однако совпадают в выводе: Интернетом пользуются самые обеспеченные, образованные и активные граждане.

Подобные оценки позволяют предполагать наличие связей между темпами роста доходов телекоммуникационных компаний от предоставления доступа в Интернет и характеристиками численности, образованности и возраста пользователей. Поэтому в расчетную модель вошли следующие статистические показатели: численность постоянных жителей региона, в том числе городского населения; число работающих в экономике и их распределение по регионам; население в возрасте до 40 лет из числа работающих в экономике региона.

Следует отметить, что в российской интернет-аудитории крен в сторону молодежи и людей с высшим образованием выражен сильнее, чем в странах Западной Европы (где, по данным исследовательской корпорации MASMI Research Group, 55% пользователей моложе 35 лет и 48% всех пользователей имеют высшее образование). За счет более низкого уровня проникновения доступ в Интернет в России попрежнему сконцентрирован в верхних социальных стратах, в то время как в некоторых европейских странах и США Интернет широко распространен практически во всех слоях общества.



Платежеспособность. Молодость и образованность интернетаудитории в сочетании с существующим неформальным имущественным цензом для доступа в Сеть привели к преобладанию в среде пользователей относительно обеспеченных людей. По статистике, 67% пользователей службы рассылки Subscribe. ru оценили свой уровень доходов как средний и 12% (с месячным доходом на 1 члена семьи более 2 тыс. руб.) – как высокий или выше среднего. (Остается удивляться жизнелюбию наших людей. – Ред. )
  • Для оценки платежеспособности населения использовались следующие показатели:
  • средняя заработная плата крупных и средних предприятий/организаций;
  • доход на душу населения;
  • доля населения с доходом 2 тыс. руб. выше;
  • розничный товарооборот;
  • число собственных легковых автомобилей на душу населения;
  • жилая площадь на одного человека.
Эффективность бизнеса. По данным различных опросов, 45 – 50% интернет-аудитории составляют руководители и специалисты. Согласно интернет-статистике компании SpyLOG, 58% пользователей входят в Сеть из офисов. С учетом этого фактора в расчетную модель введены показатели эффективности предпринимательской деятельности: валовой региональный продукт; объем промышленной продукции; внешнеторговый оборот; инвестиции в основной капитал; количество предприятий и организаций; финансовый результат предприятий и организаций; число прибыльных предприятий.

Построение модели расчета



Анализ спроса и предложения. В качестве определяющего параметра приняты доходы региональных операторов связи от услуг доступа в Интернет. По результатам корреляционно-регрессионного анализа (модель парной корреляции) выявлены расчетные зависимости показателя уровня доходности от предоставления доступа в Интернет традиционными операторами и групповых оценок региона. В итоге отобрано 7 характеристик платежеспособного спроса, которые оказывают наибольшее влияние на доходы оператора от услуг доступа (табл. 2). Множественная регрессия для этих показателей определила зависимость с уровнем аппроксимации 87% (рис. 2). Анализ спроса и прогнозирования доходов от Интернета позволил выявить избыточный и неудовлетворенный спрос населения на услуги доступа путем расчета разницы между спрогнозированным и фактическим доходом.



Прибыль, получаемая операторами от услуг доступа в Интернет, почти не зависит от доходов и средней заработной платы пользователей. То же можно сказать и о показателях, косвенно отражающих скрытые от официальной статистики доходы (число автомобилей, жилплощадь на одного человека): их влияние оценивается в 5 – 15% . Не имеют значения и инфраструктурные показатели (плотность автомобильных дорог, площадь региона и т. д.), которые важны для анализа доходов от основной деятельности операторов.



Оценка возможностей оператора. Следующий шаг – выявление уровня предложений (реального и потенциального), на который способен оператор связи при достигнутом уровне техники и технологии в отсутствие инвестиций. При расчетах учитывались показатели, которые могут влиять на уровень доходов от услуг доступа в Интернет:
  • число пользователей (как у традиционных операторов, так и у альтернативных);
  • проникновение услуги в регионе;
  • число компьютеров, имеющих выход в Интернет;
  • объем информации, переданной по Сети;
  • соединения по Интернету с доступом через СОП;
  • число линий у оператора;
  • число линий на одного работника;
  • цифровизация городских телефонных станций;
  • наличие установок пользователей службы передачи данных и телематических служб с спользованием Интернета.
С помощью того же метода парной корреляции определены расчетные зависимости показателей уровня доходности от услуг доступа в Интернет, предоставляемых региональными операторами связи, и групповых оценок уровня используемой техники и технологий. В результате отобрано 6 показателей, существенным образом определяющих объем доходов от услуг доступа (табл. 3).

Показатели качества техники связи и уровня технологического развития (количество линий на одного работника, цифровизация сети) не играют существенной роли для доходности доступа в Сеть (зависимость – 32 – 40%): аудитория пользователей пока настолько мала, что для ее обслуживания достаточно имеющегося оборудования. С ростом их числа и повышением требований к качеству услуги эти показатели будут приобретать более существенное значение.



Модель множественной регрессии для отобранных характеристик выявила зависимость (аппроксимация – 87, 3%) между уровнем доходов от предоставления доступа в Интернет и характеристиками предложения операторов связи (рис. 3). Анализ предложения прогнозирования доходности доступа в Интернет позволяет рассчитать объем инвестиций и резервные технические возможности для повышения доходов.

Рейтинг межрегиональных компаний



Показатели деятельности межрегиональных операторов связи объединены в четыре агрегированные оценки спроса и предложения (табл. 4), тогда как их дифференциация по филиалам внутри каждой МРК значительна. Единый подход к оценке дополнительных возможностей и ограничений по росту доходов от Интернета позволяет построить квадрант инвестиционных стратегий этих компаний (рис. 4).

На рисунке представлен рейтинг МРК в соответствии с их средними агрегированными оценками спроса предложения по четырем областям, которые условно названы ситуациями А, В, С и D. Каждая область квадранта имеет лишь ей присущие признаки.

Ситуация А (положительные значения спроса и предложения). В этот квадрант попали ОАО «Дальсвязь» и ОАО «Сибирьтелеком». У этих МРК имеется спрос на доступ в Интернет и техническая возможность увеличить предложение этой услуги без инвестиций в производственные мощности. Следует учитывать, что не весь выявленный неудовлетворенный спрос можно рассматривать как упущенную выгоду, частично он удовлетворен конкурентами. Такая ситуация характерна, например, для Сибирского и Уральского регионов. Операторам необходимо направить усилия на повышение эффективности предложения – улучшить структуру пакета услуг и повысить их качество, оптимизировать условия тарификации, использовать индивидуальный подход к VIP-клиентам делового сектора и проч.



Ситуация В (отрицательные значения спроса и предложения). В этом квадранте находится ОАО «ВолгаТелеком». Ситуация обычна для регионов с высоким уровнем насыщения рынка услугами доступа в Интернет. Для определения стратегии эффективного развития этого сегмента услуг операторам необходимо пересмотреть политику ценообразования с целью привлечения новых слоев пользователей, для которых услуга станет доступной. Только после маркетингового обоснования возможно эффективное инвестирование в развитие услуг.

Ситуация С (спрос оценивается положительно, предложение – отрицательно). В эту область попало ОАО «Уралсвязьинформ». В Уральском регионе отмечаются платежеспособный спрос на интернет-доступ и отставание технического развития сетей региональных операторов связи. Запоздалое реагирование на потребности рынка может привести к потере конкурентного преимущества и занятию ниши альтернативными операторами. У региона имеется возможность эффективного вложения средств в развитие технологий передачи данных.

Ситуация D (предложение оценивается положительно, спрос – отрицательно). К этому квадранту можно отнести МРК Центра, Северо-Запада и Юга России. Техническое развитие операторов опережает платежеспособный спрос, в результате – «перегрев» инвестициями. В такой ситуации инвестирование нецелесообразно, так как снизит финансовую устойчивость компании. Предоставление большого спектра услуг возможно и на имеющейся технологической платформе.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!