Rambler's Top100
Статьи ИКС № 5 2005
Е. ДАВТЯН  01 мая 2005

Эффективное управление ТОиР повышает конкурентоспособность

Телекоммуникации – одна из самых фондоемких отраслей. Компании вкладывают огромные средства в свои инфраструктуры, так как от работоспособности и доступности оборудования зависит качество предоставляемых услуг, и в конечном итоге – прибыльность предприятия. Чтобы обеспечить максимальную доступность основных фондов, помимо обновления парка оборудования и внедрения новейших технологий, компании приходится задумываться над оптимизацией технического обслуживания и управления своим комплексом.

Для того чтобы понять, как оптимизация бизнес-процессов, связанных с управлением ТОиР, может повысить эффективность предприятия связи, проанализируем, какие потери несет предприятие при использовании традиционных методов управления ТОиР.

Простои оборудования: сколько это стоит?

Несмотря на то что износ основных фондов в России достигает солидных размеров (в капиталоемких отраслях – 70%), большинство предприятий пользуются устаревшими методиками планирования ремонтов по останову и планово-предупредительных ремонтов (ППР). Первую из них и методикой не назовешь, такой подход скорее приводит к существенным убыткам. А нормативы, на которые опираются графики ППР, созданы в тридцатые годы прошлого столетия и требуют пересмотра. Ремонты проводятся с заданной периодичностью, без учета реального состояния оборудования. Это очень затрудняет прогнозирование поломок и аварийных ситуаций, в результате дорожают и техническое обслуживание, и обслуживание аварийное.

Исследование ситуации в различных отраслях экономики выявило ряд закономерностей. Типичный разброс доступности сложных комплексов оборудования колеблется от 85 до 95% . Оставшиеся 5 – 10% (время простоя) обычно распределяются поровну между запланированными простоями (плановые ремонты в соответствии с методикой ППР) и внеплановыми (аварии, поломки). Статистика для всех отраслей примерно одинакова: недоступность оборудования вследствие непредвиденных поломок занимает 2 – 5% рабочего времени.

Какие потери несет при этом предприятие? Немалые. Например, внеплановые простои оборудования (которые, к слову, обходятся гораздо дороже, чем ремонт вышедшей из строя техники) – один из основных факторов снижения фондоотдачи оборудования. Для телекоммуникационной компании с оборотом 2 млрд руб. и стоимостью активов 1 млрд руб. дополнительные издержки из-за внеплановых простоев могут составлять до 20 млн руб.

Надежность и доступность системы – это, по сути, совокупность надежности всех ее компонентов. Для крупного оператора связи, у которого комплекс оборудования включает сотни связанных технологическим циклом компонентов, поломка любого из них отрицательно сказывается на всем производстве. Именно поэтому достичь 100% -ной доступности оборудования в этой ситуации очень сложно. Стандартные методы повышения доступности – создание избыточных мощностей, сверхурочные работы, увеличение затрат на техобслуживание – не дают сколько-нибудь заметных результатов, а лишь приводят к росту затрат.

Пока не было других решений и методов управления ТОиР, относительно небольшая доля внеплановых простоев оборудования никогда не рассматривалась в качестве серьезного аргумента для поисков минимизации затрат. Однако она приводит к значительным потерям для бизнеса. Ведь из чего складывается стоимость простоев? Это сумма потерь дохода, затрат на избыточные мощности и затрат на восстановление. К потерям дохода относится, помимо затрат на материалы, запчасти и зарплату, величина потерянной прибыли от продаж из-за невыполнения плана ввиду простоев оборудования. Затраты на избыточные мощности связаны с содержанием резервного оборудования и страховых запасов запчастей, а также материалов, которые используются при выходе из строя основного оборудования. Затраты на восстановление нормальной работы предприятия складываются из стоимости внеплановых ремонтов, доставки запчастей и материалов и т. д.

В результате внеплановые простои обходятся компаниям в 1 – 3% от оборота, или потенциально – в 30 – 40% от прибыли.

EAM-системы для управления ТОиР

Актуализация проблем, связанных с состоянием основных фондов предприятий, стала причиной появления новой концепции управления основными фондами – Enterprise Asset Management, EAM, цель которой – поддержание оборудования в рабочей готовности за счет оптимизации технического обслуживания, ремонтов, материально-технического снабжения и использования трудовых ресурсов.

Эффективным инструментом применения EAM-концепции на практике стали информационные системы управления основными фондами – EAM-системы. Они обеспечивают информационную поддержку таким бизнес-процессам, как ТОиР, управление снабжением, материалами, деятельностью работников, занятых в техобслуживании, а также учет затрат.

EAM-системы поддерживают современную методику Condition Monitoring and Predictive Maintenance (контроль состояния и предупредительные ремонты) и позволяют эффективно осуществлять анализ и прогнозирование состояния оборудования. Это первейшая стратегия для предприятий, которые внимательно относятся к управлению своими основными фондами и стремятся повысить эффективность их использования.

EAM-система iMaint производства американской компании DP Solutions Inc. (на российском рынке ее представляет «АНД Проджект») решает полный комплекс задач, связанных с ТОиР оборудования, закупками материалов и комплектующих, управлением складами запчастей, расчетом себестоимости работ. Решения на базе iMaint используются практически во всех отраслях промышленности и поддерживают работу как небольших и средних предприятий, так и крупных компаний.

Основные модули iMaint. Модуль «Основные фонды» позволяет накапливать и анализировать информацию по активам предприятия, включая подробное описание оборудования: спецификации, текущие статусы работы, местонахождение, гарантийные обязательства поставщиков, необходимые процедуры технического обслуживания, объем расходов на ремонты и запчасти, планы проведения ремонтных работ. Реализуется методология ремонтов по состоянию в виде учета контрольных параметров оборудования, х мониторинга и автоматического уведомления об отклонениях. Контроль может вестись как автоматически (за счет интеграции с АСУ ТП), так и вручную (обновление показаний в ходе плановой диагностики).

«Планирование и управление работами» обеспечивает формирование планов ремонтных работ, автоматическую генерацию нарядов-допусков, контроль их выполнения и калькуляцию фактической себестоимости работ. Поддерживается концепция превентивных ремонтов, основанная на анализе текущей наработки оборудования.

Задачи материально-технического обеспечения ремонтных работ реализуют модули «Управление запасами» и «Управление закупками». Необходимые инструменты оптимизации и планирования запасов помогают добиться существенной экономии за счет четкого контроля использования материалов и запчастей. Автоматизированы все процессы, связанные с закупками, начиная от разовых закупок запчастей у новых поставщиков и заканчивая формированием заказов на закупку по существующим у предприятия долгосрочным контрактам на поставку. Модуль «Управление закупками» обеспечивает автоматическую генерацию заказов на закупку на основе нарядов-допусков на ремонтные работы, а также за счет контроля текущих запасов на складах.

Дополнительные модули iMaint. Integrator – инструмент интеграции с различными приложениями: ERP, технологическими и бухгалтерскими системами и т. д. Для российских предприятий «АНД Проджект» разработал решения интеграции iMaint с системами 1С Axapta (Microsoft).

Mobile обеспечивает поддержку карманных компьютеров, радиотерминалов и сканеров штрихкодов, что позволяет персоналу получать и обрабатывать наряды-допуски непосредственно на рабочих местах.

Web предоставляет пользователям удаленный доступ к системе через Интернет, что особенно важно для предприятий с территориально распределенной структурой.

Таким образом, EAMрешения позволяют предприятиям добиться дополнительных конкурентных преимуществ: снизить затраты на обслуживание производственных активов, поддерживать максимальную готовность и работоспособность производственных активов, сократить расходы на техническое обслуживание и в итоге повысить прибыльность предприятия. Это в полной мере успели оценить пользователи EAM-систем, среди которых компании Amphenol RF, AT&T, C-MAC, Electronic Systems, Cable Data, CBS, IMC – US Border Patrol, Lucent Technologies, Madison Cable и др.

По данным консалтинговой компании A. T. Kearney, внедрение EAM-системы дает предприятию дополнительные инструменты для повышения конкурентоспособности:
  • повышение производительности ремонта – 29%;
  • сокращение сверхнормативных запасов – 21%;
  • повышение готовности оборудования – 17%;
  • уменьшение случаев нехватки запасов – 29%;
  • сокращение аварийных работ – 31%;
  • уменьшение количества сверхурочных работ – 22%;
  • уменьшение времени ожидания материалов – 29%;
  • сокращение срочных закупок – 29%.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!