Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2005
Лилия ПАВЛОВА  01 июня 2005

«ТелекомТранс-2005»: курс на интеграцию с IT-фланга

«Единое окно» против информационной разобщенности

Создание единой ИКТ-инфраструктуры транспортного комплекса особенно актуально для масштабной России, расположенной в 11 часовых поясах и обслуживаемой всеми видами транспорта – автомобильным, железнодорожным, воздушным, морским, речным. Сегодня, по экспертным оценкам, в 44 морских портах страны действует около 2 тыс. коммерческих предприятий; не меньше предприятий работает в 126 речных портах; около 250 авиакомпаний обслуживают 110 федеральных и около 400 региональных аэропортов. Кроме того, в России функционирует более 2 тыс. экспедиторских фирм, 10 тыс. агентов, 2,5 тыс. автопредприятий. Объединить всю эту многотысячную транспортную армию в одном информационном поле и научить играть по единым правилам – проблема архисложная, требующая многоуровневого подхода, от преодоления межведомственных барьеров до оптимизации форм перевозочных документов (которых сейчас великое множество).

Сегодня в простейшем процессе перевозки груза из порта в порт (груз доставляется автомобилем в порт, перевозится морем и вывозится автомобилем из порта получения) задействованы 16 субъектов, которые должны передать друг другу 40 различных по форме и содержанию документов с печатью на бумажных носителях. И это без учета многочисленных согласований между субъектами (телефонные разговоры, факсы, электронные письма и проч.) на всех этапах перевозки. Трудно представить, сколько же требуется переслать бумажных документов, чтобы обеспечить погрузку одного судна или железнодорожного состава, в котором путешествуют сотни и тысячи наименований грузов… Получается, что на оформление и пересылку документов уходит почти столько же времени, что и на перевозку самого груза.

Разумеется, участники транспортного рынка стремятся оптимизировать свои затраты на оформление перевозочного процесса. Сегодня в транспортном комплексе существует и развивается ряд отраслевых информационных систем и сетей связи, которые не взаимоувязаны друг с другом. В таком же автономном режиме действуют сложнейшие информационные управляющие системы на железнодорожном транспорте, параллельно создается корпоративная информационная система управления Росавтодора, свои системы у авиаторов и моряков, новые интересные технологии на городском пассажирском транспорте. При этом, по словам замминистра транспорта А. С. Мишарина, в случае возникновения чрезвычайных, аварийных или просто нестандартных ситуаций оперативно координировать работу представляется делом сложным, а порой и невозможным: «В результате такой информационной разобщенности мы имеем и периодические заторы на подходах к портам, и проблемы в построении сложных транспортных логистических схем, и отсутствие единого провозного документа на всем пути следования груза. Особенно это касается транзитных грузов и взаимодействия с иностранными партнерами». Еще в 2002 г. на совместном заседании коллегии Минтранса и МПС России было принято решение о создании Единого информационного пространства транспортного комплекса страны на базе ЕМЦСС ОАО «РЖД». Времени прошло немало, но, по признанию А. С. Мишарина, это решение реализуется медленно, и надо в максимально короткие сроки создать все условия для организации единого информационного поля транспортной системы на базе общей инфокоммуникационной инфраструктуры, которая большей частью построена, но пока не взаимоувязаны сети, созданные на ее основе.

Задача особенно актуальна в связи с развитием международных транспортных коридоров, через которые осуществляются основные грузопотоки (по территории России проходят три общеевропейских и целый ряд международных транспортных коридоров). Экономическая интеграция, к которой стремятся страны СНГ и Европы, имеет целью придание всем грузам, перевозимым в рамках общего экономического пространства, статуса «внутреннего груза». Процедура оформления документов на него гораздо проще и дешевле, чем на внешнеторговые грузы. Однако перевозка через государственные границы сохраняет статус международной и требует соблюдения всех пограничных формальностей. ЕС для снижения таможенных затрат на своих границах сформулировал правовую основу открытого транзита и создал новую транзитную компьютеризированную систему на основе единого административного документа. «Это безусловный вызов транзитному потенциалу России, и его нельзя не учитывать», – отметил А. С. Мишарин.



Анализ правовой базы и автоматизированных информационных систем, применяемых контрольными, таможенными, транспортными, ветеринарными и другими органами, показал, что и Россия, и ЕС пользуются собственными информационными системами, не объединенными в единое информационное пространство. Но и в России, и в ЕС отмечены попытки формирования правовой базы для создания единого комплекса. Пока эта работа находится в начальной стадии. В этом отношении создание единых пунктов пропуска, единой технологии контроля по принципу «одного окна» является важным шагом, и Минтранс России в лице А. С. Мишарина приветствовал инициативу ТТК по внедрению для всего транспортного комплекса новой услуги – ЭЦП.

Акция удостоверяющего центра

Президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» С. В. Липатов отметил: «Транспортная система приблизилась к тому рубежу, когда значительное повышение ее производительности невозможно без внедрения ИКТ. Сегодня российскому государству нужны не отдельные автомагистрали, железные дороги, внутренние водные пути, морские и речные порты, а единая транспортная сеть, надежно обеспечивающая все потребности нашей развивающейся экономики. Такая сеть не может быть создана без участия эффективных информационных технологий. По нашему мнению, одним из направлений улучшения информационного взаимодействия между участниками транспортного рынка может стать создание на транспорте системы единого электронного документооборота с едиными принц и п а ми оформления и передачи перевозочных документов. Реализованный железнодорожниками алгоритм создания сначала телекоммуникационной системы, а затем развития информационных технологий целесообразно применить для всей транспортной системы России. И мы фактически приступили к тиражированию этого алгоритма».



ТТК уже имеет опыт создания системы ЭТРАН (электронная транспортная накладная), предназначенной для перевода оформления заявок на железнодорожную перевозку с традиционной технологии на безбумажную. Система была внедрена два года назад и быстро завоевала популярность среди пользователей железнодорожного транспорта: терминалы ЭТРАН установлены более чем на 5 тыс. предприятий. Однако, несмотря на существенное ускорение перевозок, ЭТРАН не решила проблему легитимной цифровой подписи. Этому служит инфраструктура удостоверяющих центров, которую «ТрансТелеКом» уже создал и в ближайшее время начнет вводить в промышленную эксплуатацию на РЖД.

Следующий шаг – применение технологии ЭЦП в интересах не только РЖД, но и всего транспортного комплекса. «Мы готовы предоставлять всем транспортным предприятиям не только телекоммуникационные, но и новые эффективные информационные услуги, – отметил С. В. Липатов. – С этой целью мы проводим широкомасштабную акцию бесплатного предоставления в течение трех месяцев нашей услуги удостоверяющего центра, подтверждающего юридически значимую ЭЦП для неограниченного числа участников транспортного рынка. Акция станет реальным вкладом в формирование на транспорте системы единого электронного документооборота как основы единого информационного пространства».

Предполагается, что в ближайшее время Минтранс России выступит заказчиком концепции информационнотехнологического обеспечения перевозок, в результате которой будет сформировано техническое задание и разработан технический проект, отражающий всю технологию электронного сопровождения грузов с учетом дальнейшего взаимодействия с таможенными, пограничными и силовыми структурами. Кроме того, должна быть разработана генеральная схема информационных потоков между участниками транспортного рынка. В дальнейшем на ее основе будут определены требования к программнотехническим средствам и разработан набор унифицированных программных продуктов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!