Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  27 ноября 2008

Информатизация начинается с головы

Самым актуальным из актуальных вопросов информационного взаимодействия госструктур в рамках электронного правительства является, пожалуй, отсутствие межведомственного взаимодействия.

Ликвидировать этот пробел призван Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ) – государственная информационная система, обеспечивающая обмен данными в электронном виде на межведомственном уровне, интеграцию и электронное взаимодействие различных госсистем. По словам начальника отдела реестров, сертификатов, ключей, подписей Федерального агентства по ИТ Владимира Голобокова, государственные услуги, предоставляемые различными министерствами и ведомствами, во много пересекались – всего насчитывалось более 300 функций. Сегодня эти типовые сервисы объединены в 13 алгоритмов.

Полный переход органов госвласти на предоставление различных информационных услуг в электронном виде, а также внедрение единой системы межведомственного электронного взаимодействия, как сообщил на круглом столе «Информационные технологии в социальной сфере и актуальные задачи создания электронного правительства (ЭП) в России», состоявшемся во время «Инфокома», зам. министра связи и массовых коммуникаций РФ А. Солдатов, запланированы на 2015 г.


Пока же в области информатизации госсектора можно выделить следующие тенденции:

  • В последние годы госструктуры стали заметно больше использовать ИТ-системы и потреблять ИТ-услуги.
  • Но в большинстве случает это касается операционного уровня: элементарного документооборота или организации веб-портала.
  • Растет интерес госструктур к аналитическим системам и системам для повышения качества управления, а также к корпоративным стандартам управления ИТ-инфраструктурой.
  • Примеров использования аналитических ИТ-решений на стратегическом уровне пока очень мало.

На недавнем V Всероссийского форуме «ИТ-Госсектор 2008» было довольно много интересных бизнес-кейсов: проект Федеральной миграционной службы по биопаспортам, зеленоградский сценарий интеграции мобильных сервисов в работу правительства, опыт службы «единого окна» – проект Microsoft для Железнодорожного района Самары. Но наибольший резонанс вызвало, пожалуй, выступление начальника информационно-аналитического центра кабинета министров Правительства Республики Татарстан Александра Юртаева.

 

Административный рычаг


Обычно обсуждение темы ИТ для государства строится по схеме «постановка задачи – опыт других стран – ростки такой деятельности на российской почве». И, как сказал директор госпрограмм IBM Марат Гуриев все на том же круглом столе во время «Инфокома», «реализация электронного правительства наиболее понятна с точки зрения технологий, но не понятна со стороны других аспектов». А. Юртаев тоже говорит: «Когда во второй половине 2005 г. мы начинали проект с изучения практики российской, ближнего и дальнего зарубежья, то были под обаянием слов «байты», «серверы»…». Происходит фетишизация ИТ. Но – никто не обсуждает инструментарий сантехника, он просто работает – так и правительство, реальное или онлайновое – должно просто работать. Показателен пример США: первоначально на нужды электронного правительства там было потрачено $45 млн, и это дало эффект в 1%. В следующие три года на эти цели выделили $100 млн – но уже в рамках административной реформы: результат известен.

ИКТ-инфраструктура органов госвласти Татарстана состоит из единой государственной системы телекоммуникаций (это более 3000 абонентов, представляющих органы госвласти в 954 поселениях, подключенных по оптоволокну) и центра обработки данных правительства.

Цель проекта – «преодолеть феодальную раздробленность» и внедрить в практику работы госучреждений республики корпоративные стандарты управления. Оптимизация госуслуг направлена на то, чтобы «бегала» информация, а не граждане. Как заставить «работать» «одно окно»? Для этого были созданы электронные информаты (электронные киоски) массового самообслуживания населения, через которые человек может не только получить информацию, но и распечатать бланк документа, проконсультироваться, записаться в очередь на прием к чиновнику, осуществить платежи в госучреждения (пошлины, штрафы).


Кстати, стереотип «население не готово к восприятию услуг е-правительство» обманчив, считает А. Юртаев. Ведь вопрос стоит так: если не овладеешь компьютерными технологиями, потеряешь стабильную работу в госсекторе. Поголовное обучение госслужащих совпало с административной реформой, когда назначения на должность подписывались только после успешной сдачи экзамена по работе с ПК.


Особенность проекта в Татарстане, подчеркивает А. Юртаев, в том, что ИТ-специалисты в данном случае занимаются не ИТ-деятельностью, а реализацией административной реформы. В республике была создана вертикаль управления проектом электронного правительства, на самом верху которой – премьер-министр. Он же стал первым пользователем системы электронного документооборота.

 

На обывательском уровне информационное взаимодействие государства с населением представляется так: чтобы собрать пакет документов для регистрации, например, земельного участка, надо обойти 14 организаций – на это уходит полгода. Функция оформления всех документов по принципу one stop shops возложена на многофункциональные центры предоставления услуг населению. В 2007 г. было создано 18 МФЦ в 16 субъектах РФ, сегодня их 37.

 

Зеленоградский дозор


Успех проекта интеграции мобильных сервисов в работу правительства предопределен высоким уровнем проникновения сотовой связи, тем, что более 70% населения пользуются SMS. Он довольно известен, и здесь тоже хотелось бы подчеркнуть важность не ИТ-составляющей, а личности, места, ментальности, да просто желания людей работать.

Служба «одного окна» и информатизации префектуры Зеленоградского АО Москвы начинала свое существование с одного человека. Сегодня проект «Мобильный Зеленоград» в сотрудничестве с Всемирным банком проводит международные конференции, делится опытом.


На PDA-версии портала префектуры можно почитать новости (12 разделов), посмотреть афишу, задать вопрос администрации города или послать SMS с просьбой устранить непорядок. Как показывает статистика мобильных информационных услуг, за год (пилотная реализация проекта началась в октябре 2007 г.), этими сервисами воспользовались около полутора тысяч зеленоградцев (из 200 тыс. жителей), им было оказано около 100 тыс. мобильных услуг.

Интересно, что такой нужный сервис, как запрос о готовности документов в службу «одного окна», оказался не таким востребованным, как можно было ожидать: в конце 2007 г. поступило на него поступило всего 20 запросов. Причина – им сложно пользоваться. Теперь он будет распространяться только по подписке.


Проект будет разрастаться за счет расширения новостной ленты, интерес к которой проявляет бизнес, службы экстренной связи для глухонемых, мобильных платежей за жилищно-коммунальные услуги – такую возможность уже обеспечивает «Билайн». Автомобилистов порадует сервис «Соседи в дозоре» – подобный работает в Екатеринбурге, где добровольцы (30 тыс. подписчиков) получают на свои мобильники сообщения об угоне.


Мы много говорим о необходимости заботы о ближнем, сетуем, что не остается времени на добрые дела. А вот додуматься, насколько облегчает жизнь глухонемых людей такой сервис, как SMS-сообщения в диспетчерскую службу и центр обслуживания населения, нам даже в голову не приходит. В Зеленограде сообразили.


Биометрический паспорт – каждому?


Г. КухтинМасштабный проект, который набирает силу на глазах, а начинался с того, что некуда даже было ставить оборудование, это введение паспортно-визовых документов нового поколения, содержащих электронный носитель о данных его владельца.

Работы по созданию государственной системы изготовления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения начались в 2005 г. Первый российский паспорт нового образца был выдан в 2006 г. в Калининградской области. Сегодня пилотная зона охватывает объекты в Москве (25), С.-Петербурге (2), Калининграде (51), Германии (5), Литве (2). В сентябре был изготовлен, оформлен и выдан миллионный российский заграничный паспорт нового поколения, к концу года эта цифра достигнет 1,3 млн.


Сейчас паспорт содержит поликарбонатную страницу с встроенной микросхемой; фотография (оцифрованное изображение лица) выполнена методом лазерного гравирования. С середины 2009 г. паспорт будет содержать отпечатки двух пальцев и изображение ладони.


Особое значение здесь, по словам Геннадия Кухтина, руководителя ИТ-управления Федеральной миграционной службы России, придается защите паспортных данных – она осуществляется на всех этапах их обработки. Все данные, хранимые в бесконтактном чипе производства пока Philips (в дальнейшем планируется перейти на продукцию отечественно производителя), защищаются путем цифрового кодирования.

 

«Мы барахтаемся»


Так охарактеризовала процесс нашего вхождения в стадию электронного государства Иллария Бачило, заведующая сектором информационного права Института государства и права (ИГП) РАН: «Сама ФЦП «Электронная Россия» потихоньку умирает, а проблема остается». На конференции это, кстати, стало первым упоминанием когда-то главного руководящего документа в данной области.
 

В ИГП выработана концепция, согласно которой информационное общество должно быть гражданским, демократическим, правовым, гуманным. Т.е. все положения, относящиеся к гражданскому обществу, должны распространяться и на информационное общество.


Цели определяются состоянием информированности общества – не числом ПК.
 

В ИГП создана модель пятиплатформенного формирования электронного правительства:

  • Производство ИТ – это все, через что мы передаем информацию: программное обеспечение, телевидение, сети.
  • Организация рынка услуг – то, что обеспечивает связь производства с рынком. При этом мы как-то забываем, что 70% объема заработанных на ИТ средств идет на экспорт. Наш интеллектуальный продукт работает на Запад – а что остается внутри страны?
  • Инновации – как ИКТ включаются в обслуживание населения. Пока мы работаем на площадке одного города, в лучшем случае одной республики – процесс идет очень медленно. При этом главным ориентиром являются доходы. А выхода на изменение личности, изменение общества, улучшение государственного управления нет.
  • Результаты.
  • И все предшествующие позиции пронизывает правовая платформа, законодательство – то, без чего мы не можем оценить результаты.

Примеры Татарстана и Зеленограда показывают, что мы медленно, но движемся к решению той задачи, которая называется «создание электронного государства». Движение тормозит то, что для отрасли информационных технологий госуправление пока остается на последнем месте.

Общий вывод участников форума: необходимо более тесное партнерство государства, общества, бизнеса, а также межведомственное взаимодействие, инновационные процессы должны быть увязаны с административной реформой.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!