Rambler's Top100
Статьи
28 ноября 2008

Краеугольные камни интернет-бизнесаСм.также "ИКС" №11'2008

Без всесторонней оценки деятельности конкурентов невозможно выработать разумную  маркетинговую стратегию. Впрочем, вопрос, что важнее на сегодняшнем этапе развития интернет-бизнеса – маркетинг или технологическая составляющая, оказался спортным. Мнение игроков рынка онлайн-торговли и платных сервисов читайте в полной версии Дискуссионного клуба «ИКС», опубликованного в №11/2008 журнала «ИнформКурьер-связь». Часть III.

   Как вы оцениваете конкурентную среду в вашем сегменте интернет-рынка? Что помогает стать лидером в условиях, когда все конкурируют со всеми?
А. Бронецкий, генеральный директор единой службы знакомств и общения «Мамба»: Дэйтинг сектор в России является высококонкурентным рынком. Фактически он поделен между двумя крупными игроками. Так что шансы на успешное вхождение нового участника минимальны и требуют колоссальных денежных вложений без гарантий окупаемости. Если брать весь интернет-рынок, то лидером можно стать только за счет двух факторов: аккумулирования самых различных сервисов на своей площадке, либо за счет новой оригинальной идеи. В индустрии знакомств секрет успеха прост: высокое качество услуг, широкие возможности для знакомства, развитие нишевых проектов и внимательное отношение к клиентам. Именно так и работает «Мамба».

И. КузнецоваИ. Кузнецова, директор интернет-магазина Allsoft: Мы считаем конкуренцию в нашем сегменте достаточно серьезной, как, впрочем, и везде. В Интернете насчитывается около трех тысяч интернет-магазинов, торгующих лицензионным софтом. Выходить на лидирующие позиции и сохранять их можно за счет широкого ассортимента, качественного сервиса, но, в первую очередь, – за счет продуманной стратегии развития бизнеса, позволяющей при наличии долгосрочных планов развития гибко подстраиваться  под стремительно меняющиеся потребности современного клиента, который становится все более требовательным и все менее предсказуемым.






Т. ЦветковаТ. Цветкова, директор по маркетингу и PR интернет-магазина SoftKey:
Конкурентная среда в нашем сегменте очень насыщенная. На волне активной легализации ПО, столь сильно повлиявшей на рынок в 2007 году, в России появляется множество интернет-магазинчиков, владельцы которых надеются заработать на продаже ходового сегодня товара. При этом такие проекты часто не имеют под собой реальной базы – технологичной платформы, складов, развитой схемы логистики. Поэтому наши настоящие конкуренты не в онлайне, а в оффлайне. Те, что работают на просторах Рунета, объективно не доросли по уровню бизнеса и популярности брендов. Что касается вопроса о лидерстве – его так же, как и во всех остальных сферах бизнеса, обеспечивает качественное обслуживание и крепкий бренд.




Н. ЧанышеваН. Чанышева, менеджер PR спецпроектов WebMoney Transfer:
Рынок ЭПС в России – олигополия. Небольшое количество крупных игроков (буквально 2-3) лидируют с огромным отрывом от всех остальных и фактически формируют рынок. Но это касается, в основном, микроплатежей. Можно уверенно сказать, что в сфере бизнес-платежей он-лайн у WebMoney серьезных конкурентов нет. Секрет прост – рынок электронных платежей высокотехнологичен. Он требует огромной квалификации и постоянной работы. Выдерживает сильнейший.

 







А. ЧачаваА. Чачава, генеральный директор интернет-магазина Mr.Soft:
В нашем сегменте уровень конкуренции достаточно высок, и лидирующие позиции занять достаточно сложно в силу особенности бизнес-модели (ценовая конкуренция во многих случаях невозможна, цены обусловлены вендорами и одинаковы для всех участников). Поэтому на лидерство можно претендовать, только обеспечив высокое качество и разнообразие предоставляемых услуг.









 М. Ятковский 
М. Ятковский, директор по связям с общественностью OZON.ru: Конкуренции нет. Рынок достаточно открыт. В каких-то товарных сегментах движение более плотное (это касается мобильных телефонах, электроники, компьютеров, бытовой техники), где-то «полянка» свободнее. Но в принципе до состояния конкурентных войн, войн скидок и жесткой борьбы за покупателей, как допустим, у операторов сотовой связи еще далеко. Мы не в том еще объеме, не те деньги находятся в этом сегменте. Пока все достаточно свободно. Однако порог входа достаточно большой – $7-10 млн.






  Ваш бизнес подтверждает утверждение превалирования маркетинга над другими направлениями деятельности компании в Интернете?
А. Бронецкий:  На продвижение «Мамбы», ее популярность и лидерство на рынке Интернет-знакомств работает целая совокупность факторов. Это и маркетинг (исследование рынка, внедрение новых услуг, ориентация на клиента и т.п., позиционирование и продвижение бренда), и   PR- кампании, и, в первую очередь, высокое качество нашего сервиса. Мы не занимаемся мифологией, мы показываем людям, что все возможно, все достижимо. Иными словами, маркетинг - это необходимое, но недостаточное условие для успеха.

Н. Чанышева: Если понимать под маркетингом непосредственно рекламу, работу по «продвижению продукта в массы», PR и привлечение к себе внимания, то нет и ещё раз нет. Мы сосредоточены в первую очередь на практических решениях, на усовершенствовании Системы, на том, чтобы она была безопасной, а клиентские интерфейсы удобными. Темпы нашего развития, количество регистраций и оборот означают, помимо прочего, что люди сами способны выбрать и выбирают лучшее решение. Развитие бизнеса каждого нашего пользователя означает наше движение вперёд. Чем эффективнее будет работать его дело в Сети, тем активнее сможем расти и мы. Вот в чём наша основная идея и именно поэтому мы не особенно нуждаемся в рекламе. Нас «продвигают» сами клиенты тем, что они работают и зарабатывают в Интернете.

 

А. Чачава: Для нас маркетинг - неотъемлемая часть бизнеса. В Интернете мало просто иметь конкурентные преимущества, нужно суметь донести информацию о таковых до конечного пользователя.

 М. Ятковский: И маркетинг, и технологическая составляющая находятся в нашем бизнесе в тесной взаимосвязи. Без технологий, учитывая то, что мы исключительно Интернет-торговое предприятие, мы не можем. С другой стороны, если все будет хорошо технологически, обеспечить поток покупателей, который позволит всю эту «технологическую» радость поддерживать и развивать дальше мы никак не обойдемся без маркетинга.
  Каковы основные источники роста бизнеса в Интернете и факторы,  сдерживающие его развитие?

А. Бронецкий: К факторам роста нашего бизнеса я бы отнес расширение партнерской программы, диверсификация бизнеса, запуск нишевых проектов, расширение перечня предоставляемых услуг и сервисов, в том числе и платных, повышение их качества и эффективности для пользователя продажи медийной рекламы. Сдерживается наше развитие внешними факторами. Среди них я бы назвал скорость развития и уровень доступности Интернета в нашей стране, особенно на региональном уровне, низкую информированность населения об альтернативных платежных методах и высокую степень конкуренции Интернет-ресурсов за время, проведенное пользователем в Сети.

И. Кузнецова: Продажи лицензионного программного обеспечения являются одним из самых быстрорастущих сегментов интернет-рынка. Связано это, в первую очередь, с процессами легализации ПО и с интернетизацией населения. Другие источники роста нашего бизнеса - маркетинговая активность и партнерские проекты.

Сдерживает развитие бизнеса онлайн-продаж цифрового контента все еще высокий уровень пиратства, невысокая доля активных интернет-пользователей, совершающих покупки в интернет-магазинах. Также я бы назвала не всегда удобные для пользователя инструменты платежа, что уменьшает процент оплаченных заказов.

Т. Цветкова: По итогам прошлого года можно сказать, что волна легализации софта сыграла роль мощного катализатора. А к негативным факторам, которые затормаживают развитие бизнеса Softkey и всей электронной коммерции в России, можно отнести отсутствие  во многих регионах широкополосного доступа в Интернет. Недавно мы провели очередной масштабный опрос покупателей ПО. Анализ результатов показал, что основные причины, по которым потребители воздерживаются от покупок софта в электронном магазине - низкий уровень доходов и слабая информированность.

Н. Чанышева: Естественно, что ликвидность и устойчивость цифровых валют WebMoney зависят от роста оборотов интернет-экономики. Поэтому назвать какой-то один источник роста просто невозможно. С нашей помощью сетевая экономика развивается, но и мы растём вместе с ней. В России, впрочем, как и в США, существует некоторая, искусственно нагнетаемая  СМИ, напряжённость вокруг правовых основ нашей деятельности. Но это – надуманная напряжённость, простой способ в век интернета привлечь внимание броским заголовком – не более. Везде, где работает наша Система, она работает в полном согласии с действующим законодательством.

 

А. Чачава: Источником роста для нас является совокупность очень многих факторов. Как уже отмечалось, это маркетинговые усилия, организационные действия, повышающие удобство пользования нашими сервисами (от юзабилити Интернет-сайта до оптимизации логистических служб). Немалую роль играют внешние факторы, такие как меры по борьбе с пиратством. Сдерживающие факторы – это недостаточная степень доверия к Интернет-торговле со стороны покупателей.

 

М. Ятковский: Росту способствует интернетизация нашего населения, идущая гигантскими темпами. Раньше наши региональные продажи сдерживались, в т.ч. тем, что качество коммутируемого доступа было таково, что люди тратили по 10-15, чтобы только загрузился наш сайт. Сейчас этого нет.

                                                          

Подготовила Александра Крылова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!