Rambler's Top100
Статьи
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  02 декабря 2008

Телеком в эпоху перемен (интервью)

О необходимости полного перехода на IP-сети, смещении акцентов с транспорта на услуги, значении облачных вычислений для новых телеком-бизнесов – Крис Пирсон, руководитель отдела глобальных телекоммуникаций подразделения GBS компании IBM, с которым мы беседовали во время 10-го бизнес-форума IBM «Предприятие будущего».

– Крис, в чем основной мессидж нынешнего телеком-бизнеса и юбилейного форума?


К.Пирсон– Что касается телекома, то главное – это трансформация бизнес-моделей, повышение роли телеком-компаний в цепочке создания ценности.

Уже десять лет идут разговоры о конвергенции. Но сегодня, я считаю, мы достигли зрелости, подошли к моменту, когда можем использовать возможности конвергенции на практике, потому что готовы платформы и устройства для обеспечения концепции трех экранов: мобильных терминалов, телевидения и ПК.

Чем будут заниматься телеком-компании, какие услуги предоставлять – бизнесу, индустрии развлечений, медиа? Прежде всего им нужно определиться с тем, какие процессы им нужны, какая экосистема, ведь совсем не обязательно заниматься всем. Как я себе это представляю, телеком-компании должны стать фабрикой (платформой) IP. Не ограничивать свою работу доставкой трафика, транспортом, а раскрыть для клиентов возможности, которые у них уже есть с точки зрения обеспечения безопасности, телеприсутствия, защищенного хранилища данных, развлечений и т.д.

Задача нашего форума – показать партнерам и клиентам, чем занимается IBM, какую ценность может дать клиентам с точки зрения стратегии и практической реализации, что мы можем сделать для сокращения их затрат и рисков.


IBM – это известный с технологической точки зрения бренд, но, мне кажется, настало время, когда «Голубой гигант» должен сделать акцент на другую область – область бизнес-услуг, связанных с приложениями.

Готовиться к росту


– Как кризис скажется на бизнесе IBM?


– Очень хороший вопрос. Вообще говоря, влияние кризиса в каких-то частях мира сильнее, в других слабее – везде по-разному.


Шесть месяцев назад курс акций IBM был на высшей за все время существования компании точке. Это отражает сбалансированность портфеля предложений с точки зрения географии, технологий, сервисов. В глобальном масштабе эта сильная сторона IBM – сбалансированный портфель – позволит нам минимизировать последствия мирового кризиса.


Что касается России, то я не специалист по экономике, но думаю, что здесь действуют два основных фактора: как ведет себя фондовый рынок и как ведет себя рубль. Все это связано с вопросом иностранных инвестиций и стоимости капитала. Но, надеюсь, рекоррекция пройдет и Россия вернется на свои позиции сильной экономики.

 

– Каковы глобальные тенденции ИТ-консалтинга?


– Если бы вы задали мне такой вопрос три месяца назад, я бы дал вам другой ответ. Сегодня же главное – это эффективность с точки зрения эксплуатационных затрат. Король – наличные. Основной вопрос, который встанет перед ИТ-консалтингом: как сделать бизнес более эффективным, как сократить затраты и обеспечить гибкость систем без вложений в какие-то очень крупные проекты.


Сейчас очень остро стоит вопрос повышения эффективности труда, консолидации серверов, более рационального использования приложений. Да, это традиционные вопросы, но сейчас они приобретают новое звучание, поскольку наши клиенты более всего ими озабочены.


Многие компании уже уменьшили свои расходы, многие планируют сокращение бюджетов на 20–30%. IBM предлагает такие решения, которые помогут им пережить этот трудный период, но при этом построить фундамент для будущего роста. Чтобы они были готовы к росту, когда экономическая ситуация изменится, а это, безусловно, случится…

 

– Когда?


– Разные страны мира по-разному входят в рецессию и по-разному будут выходить из нее.


Конечно, предложения по созданию ценностей, по экономии затрат – это самый важный фактор. Вместе с тем мы стараемся подготавливать компании, чтобы их системы были более гибкими, более современными, и, когда рецессия закончится, чтобы они были готовы к наращиванию своего бизнеса.

 

– Компании сокращают затраты, а вы готовите их к росту?


– Да, то и другое надо делать одновременно.


Конечно, мы должны предложить клиентам привлекательный бизнес-кейс. Сейчас, когда их более всего волнует экономия затрат, в наших бизнес-приложениях очень четко прописаны сценарии экономии затрат, которые получит наш клиент в течение одного года.

Но при этом мы не забываем, что надо готовить компании к моменту, когда ситуация изменится. Мы считаем это уникальной частью нашего предложения.

И последнее. Одним из инструментов сокращения затрат, позволяющих быстро повысить эффективность и гибкость систем, является аутсорсинг. Эту возможность мы будем активно предлагать нашим клиентам.

 

ИТ-консалтинг в России


– Можно ли говорить о каких-то национальных особенностях ИТ-консалтинга?


– Что касается телекома, то в сравнении с другими странами в России очень важно досконально разбираться в вопросах защиты данных и в регуляторной практике. Серьезные нормативные правовые требования существуют во всех странах, но здесь эти вопросы доминируют.


Поэтому в российской команде IBM есть специалисты в области биллинговых систем, защиты данных клиента и т.д. Поэтому все решения, которые мы предлагаем, носят практический характер, соответствуют требованиям законодательства РФ.


В чем-то Россия похожа на Западную Европу, в чем-то соответствует по своим характеристикам развивающемуся рынку. Страна огромная – 13 часовых поясов, почему мы и рекомендуем для предоставления информации и сервисов развивать глобальные сети. Единая глобальная сеть предоставления услуг полезна, кстати, и с точки зрения затрат.


И еще хочу подчеркнуть: в России огромное число профессионалов, которые играют важную роль не только в экспорте технологий, но и во взаимовыгодном процессе развития технологий. Мы активно используем сильные стороны российских специалистов.

 

– Какое место Россия занимает в бизнесе IBM?


– Стратегия нашей компании предполагает более активную работу на растущих рынках, чем на традиционных рынках Западной Европы и Северной Америки. Крупнейшим, ключевым рынком для географического подразделения CEE/MEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка) является Россия. Поэтому российскому подразделению, которое растет как органическим образом, так и за счет приобретения других компаний, уделяется серьезное внимание.


Уже пять лет как я периодически приезжаю в Россию и вижу, насколько изменились здесь и сети, и бизнес-процессы. Если раньше мы в основном работали с «дочками» «Связьинвеста», то сегодня среди наших клиентов здесь такие глобальные компании, как Vodafone и Orange.


Опыт, накопленный в других странах, мы используем для качественного скачка на российском рынке – речь идет о трансформации сетей. Свою основную задачу IBM видит в реализации проектов по переводу коммуникаций на all-IP: это обеспечит повышение эффективности и возможность предоставления услуг нового поколения.


И вторая очень важная область, где мы создаем ценности для наших клиентов, это бизнес-поддержка, бизнес-аналитика, направленная на повышение прибыльности компаний.

 

Сделать бизнес «умнее»


– IBM известна своими решениями для строительства электронного общества (Telco Serving the Government). В России, например, реализован проект с Пермской администрацией. Расскажите об этом направлении вашего бизнеса.


– На растущих рынках телеком-компании играют особенную роль именно в этом отношении.

В соответствии со стратегией, сформулированной исполнительным директором IBM Сэмом Палмизано, три отрасли являются ведущими для экономики страны: государственный сектор, финансы и телеком, который как бы склеивает, совмещает друг с другом основные составляющие экосистемы. Поэтому IBM активно продвигает платформу для предоставления услуг – Service Delivery Platform. С ее помощью телекоммуникационные компании смогут поддерживать отрасли, образующие экосистему: госсектор, финансы, особенно микроплатежи, розницу, СМИ, индустрию развлечений, создание контента…

Прекрасный пример – индийская Bharti Airtel, для которой мы разработали такую платформу. Используя ее, компания выходит на другие отрасли: розницу, финансы, медиа и т.д. С точки зрения услуг для государства – это дистанционное обучение, оказание медицинских услуг в удаленном режиме. Здесь операторы и провайдеры услуг могут оказать серьезную поддержку государственным органам.


В США, например, медицина – фактор, стимулирующий рост сервисов следующего поколения. Новые бренды вращаются вокруг слова Smarter – «умнее», более интеллектуальный. Есть очень интересные проекты в области медицины. Телеком-компании предоставляют инфраструктуру для оказания таких новых услуг: например, человек может сдать кровь или измерить температуру и эта информация в реальном режиме времени попадает к доктору, в базу данных аналитических материалов, это все мониторится…

 

– О таких услугах мы наслышаны – у вас это реально, массово работает. Что предлагает IBM, чтобы это действительно работало у нас?


– Приведу еще пример. В Дании мы реализовали проект «Единая больничная карта для населения». В чем его суть? Допустим, человек обращается к двум разным врачам с двумя разными симптомами заболеваний, и один доктор выпишет ему одно лекарство, а другой – другое. Лекарства могут оказаться несовместимы и дать нежелательный результат. Так вот, цель этого проекта – избежать подобной ситуации за счет сведения данных в единую базу. IBM позволяет создать такую систему, передавать данные и защищать их. Это пример того, как технологии позволяют подняться на другой уровень сервисов, сделать качественный скачок.


Перспективы такой двухсторонней бизнес-модели очень широкие. Мы подсказываем, какие бизнес-модели компаниям развивать, как привлекать клиента, как сделать доходы больше – будь то госсектор, медицина, развлечения, платежи и т.д.

 

Over the top


– Что для IBM первично – технология или идеология?


–В нашей отрасли технология – прежде всего. Именно развитие технологии позволяет реализовывать самые смелые замыслы, заставляет индустрию двигаться вперед.

Появление мэйнфреймов дало толчок созданию крупных корпораций – как в Северной Америке, так и в Западной Европе.


Сейчас я вижу развитие очень интересной темы, которую по-английски можно назвать over the top – буквально «через крышу». В рамках этой концепции Google, Amazon, AT&T реализуют облачные вычисления, которые служат основой виртуализированного бизнеса. Сформулировать идеологию полностью виртуализированного бизнеса позволило именно развитие технологий.

 

– Т.е. Google и Amazon своими успехами обязаны мощной технологической платформе облачных вычислений?


– Именно так.

Смотрите: Google – это компетенция, поиск плюс объем через их «умную» платформу.

Amazon – это объем плюс коммерциализация через «умную» платформу.

Социальные сети – это опыт, ощущения и данные.

А основой всего этого являются масштабируемая архитектура, массовая обработка данных. Мир облачных вычислений будет играть огромную роль с точки зрения виртуализации.

И это не отдельные волны перемен – это новая парадигма.

Задача телекоммуникационных компаний, всех, кто предоставляет услуги, – изменить свои платформы так, чтобы они стали «умнее», чтобы можно было сокращать затраты за счет виртуализации.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!