Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2008
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  09 декабря 2008

Большая перемена в телекоме

Готовиться ко всему – и к рецессии, и к подъему – лучше заранее. Бизнес-форум IBM «Предприятие будущего», в десятый раз собравший в Москве руководителей ИТ-компаний, проходил под лозунгом «Хватит ждать перемен – пора управлять ими». Вопрос – как?

Единого рецепта нет,

но на форуме предлагались сценарии управления переменами в отдельных сегментах. Для телекома, в частности, это смещение акцента с транспорта на услуги, трансформация бизнес-моделей с учетом конвергенции, пакетирование услуг и полный переход на IP-сети, развитие «облачных» вычислений как платформы нового телеком-бизнеса. Сделав свои платформы «умнее», операторы смогут сокращать затраты за счет виртуализации. Пример так и просится: МТС сэкономил $5 млн благодаря консолидации серверов приложений биллинговой системы OSS FORIS, а основой проекта стала виртуализация серверов.

Конвергенция, разговоры о которой идут уже десять лет, сегодня стала ближе, поскольку созданы платформы и устройства для обеспечения концепции «трех экранов» – мобильных терминалов, телевидения и ПК. Перевод коммуникаций на Аll-IP позволит повысить эффективность работы сетей и предоставить услуги нового поколения.

Шансов выжить и получить прибыль больше у тех провайдеров, которые не ограничиваются транспортировкой трафика, а дают клиентам возможности обеспечения безопасности, телеприсутствия, построения защищенного хранилища данных, развлечений и т.д. Все больше операторов используют пакетированные услуги как конкурентное преимущество: с появлением в блоке предложений четвертой услуги отток абонентов сокращается на 14%, а ARPU повышается на 5%.

Будущее предприятия

Так, наверное, можно было бы скорректировать тему форума, определенную еще в те благополучные времена, когда курс акций IBM находился в наивысшей точке за все время существования компании. Участников форума больше волновало не прекрасное далеко, а краткосрочный прогноз – что будет через год-полтора. В выступлениях и зарубежных гостей, и отечественных специалистов сквозил оптимизм: Россия вернется на позиции сильной экономики довольно быстро, а Москва в среднесрочной перспективе станет таким же мировым финансовым центром, как Франкфурт.

Выбранный на роль оператора будущего «Комстар-ОТС» пообещал не отказываться от планов внедрения WiMAX и реконструкции МГТС на основе IMS. Примерами банка будущего стали Газпромбанк и «УРСА Банк», проект построения ИТ-архитектуры масштаба предприятия для которого реализовал КРОК.

Готовиться к росту

Модератор секции «Телекоммуникационная компания будущего» Олег Бяхов, директор по консалтингу в телекоммуникациях IBM в России и СНГ, предложил «приземлить» тему. Сегодня, когда телеком-компании урезают инновационные программы на десятки процентов в год, надо сосредоточиться на том, что приносит реальный доход. Но вопрос все равно остается открытым:  если будущее столь неопределенно, найдутся ли клиенты, готовые покупать даже эти решения?

Крис Пирсон, IBMКрис Пирсон, руководитель отдела глобальных телекоммуникаций подразделения GBS компании IBM, предлагает взглянуть на ситуацию под другим углом зрения.

– Главное сегодня – эффективность с точки зрения эксплуатационных затрат и обеспечение гибкости систем без вложений в очень крупные проекты. Причем эти традиционные задачи обретают новое звучание. В условиях, когда многие компании сокращают бюджеты на 20–30%, IBM предлагает им решения, которые помогут не только пережить трудный период, но и построить фундамент роста при изменении экономической ситуации.

– Компании сокращают затраты, а Вы говорите о росте?..

– Да, именно так: снижать расходы и готовиться к росту надо одновременно. В наших бизнес-приложениях четко прописаны сценарии экономии затрат клиента в течение года. Но мы не забываем, что надо готовить его к окончанию рецессии.

– Что сегодня происходит в телекоме?

– Интересно наблюдать за развитием того, что по-английски называют over the top (буквально – «через крышу»). В рамках этой концепции Google, Amazon и AT&T реализуют «облачные» вычисления, которые служат основой виртуализированного бизнеса. Google – это компетенции, поиск плюс доступ к огромным объемам информации  через «умную» платформу, Amazon – опять-таки доступ к массе данных через «умную» платформу плюс коммерциализация,  социальные сети – опыт, ощущения и данные. А основой всего этого являются масштабируемая архитектура и массовая обработка данных. Мир «облачных» вычислений будет играть огромную роль с точки зрения виртуализации.

Это – не отдельные волны перемен, а новая парадигма. И задача телеком-компаний – изменить свои платформы так, чтобы они стали «умнее», чтобы можно было сокращать затраты за счет виртуализации.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!