Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 12 2008
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ  09 декабря 2008

Информатизация начинается не с сервера, а с головы

Успех проектов создания электронного правительства зависит не только от технологий, что и показал V Всероссийский форум «ИТ-Госсектор 2008», посвященный информатизации госучреждений.

Самым актуальным из всех вопросов информационного взаимодействия госструктур в рамках е-правительства является, пожалуй, отсутствие межведомственного взаимодействия. Полный переход органов власти к предоставлению разных информационных услуг в электронном виде и внедрение единой системы межведомственного электронного взаимодействия запланированы, по словам замминистра связи и массовых коммуникаций РФ А. Солдатова, на 2015 г.

Пока же в области информатизации госсектора можно выделить следующие тенденции:

- в последние годы госструктуры стали   заметно больше использовать ИТ-системы и потреблять ИТ-услуги;

- в большинстве случаев это относится   лишь к операционному уровню – элементарному документообороту или применению веб-портала;

- растет интерес госструктур к системам анализа и повышения качества управления, к корпоративным стандартам управ ления ИТ-инфраструктурой;

- примеров использования аналитических ИТ-решений на стратегическом уровне пока очень мало.

На форуме рассматривалось много интересных бизнес-кейсов: проект Федеральной миграционной службы по биопаспортам, опыт службы «единого окна» (проект Microsoft для Железнодорожного района Сама ры)… Но, пожалуй, наибольший резонанс вызвало выступление начальника информационно-аналитического центра кабинета министров Правительства Татарстана А. Юртаева.

Административный рычаг

А. Юртаев, Аппарат Кабинета Министров Республики ТатарстанО роли этого всемогущего инструмента говорили многие, но пример Татарстана – самый яркий. Может, потому, что в центре – фигура премьер-министра? ИКТ-инфраструктура органов государственной власти Татарстана состоит из единой системы телекоммуникаций (более 3 тыс. абонентов, представляющих органы госвласти в 954 подключенных по оптоволокну населенных пунктах) и центра обработки данных правительства. Цель проекта – «преодолеть феодальную раздробленность» и внедрить в практику работы госучреждений корпоративные стандарты управления.

Как заставить работать «одно окно»? Создать особые электронные киоски («информаты» массового самообслуживания), в которых можно будет не только получить информацию, но и распечатать бланк, проконсультироваться, записаться на прием к чиновнику, сделать платежи в госучреждения (уплатить пошлины, штрафы).

Особенность проекта, подчеркивает А. Юртаев, состоит в том, что он подразумевает не ИТ-деятельность, а деятельность в рамках административной реформы. В Татарстане построена вертикаль управления проектом создания е-правительства, на самом верху которой – премьер-министр. Он же стал первым пользователем системы электронного документооборота.

Зеленоградский дозор

Успех проекта интеграции мобильных сервисов в работу правительства предопределен высоким уровнем проникновения сотовой связи и использованием SMS более чем 70% населения страны. Работа службы «одного окна» и информатизации префектуры Зеленоградского АО Мос квы начиналась с одного человека. Сегодня исполнители проекта «Мобильный Зеленоград» в сотрудничестве с Всемирным банком проводят международные конференции, делятся опытом с другими организациями.

PDA-версия портала префектуры позволяет почитать новости (12 разделов), просмотреть афишу, задать вопрос администрации города или послать SMS с просьбой устранить непорядок. Как показывает статистика мобильных информационных сервисов, за год ими воспользовались примерно 1,5 тыс. зеленоградцев, которым предоставлено около 100 тыс. мобильных услуг. Очень удобен, особенно для глу хо немых, сервис переда чи SMS-сообщений в центр обслуживания населения.

По словам начальника службы А. Коробовой, проект будет расти за счет развития новостной ленты (интерес к ней проявляют бизнес-структуры), обеспечения экстренной связи для глухонемых и мобильных платежей за жилищно-коммунальные услуги (эту возможность уже обеспечивает «Билайн»).

Автомобилистов порадует услуга «Соседи в дозоре»; такой сервис действует в Екатеринбурге, где абоненты получают на свои мобильные телефоны сообщения об угоне их машин.
. . .

Примеры Татарстана и Зеленограда показывают, что мы потихоньку подходим к решению той задачи, которая и называется строительством электронного государства. Чтобы процесс пошел быстрее, необходимо более тесное партнерство государства, общества и бизнеса, а также межведомственное взаимодействие.

Успех создания е-правительства тем ближе, чем выше по должности/званию «прораб». Инновационные процессы должны быть увязаны с административной реформой.

Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!