Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2008
Наталья РУДЕНКО  09 декабря 2008

«Поработав год с iPhone, вернусь к жесткой клавиатуре»

Что нужно абоненту? Получать услуги, в том числе и доставки контента, с высоким качеством и при этом платить не очень много. В 2008 г. стоимость передачи 1 Мбайт по эфиру оставалась в нашей стране высокой. Кому удастся добиться ее снижения: новым сетям 3G или конкурирующим технологиям? Наступающий год покажет.

Наталья РуденкоОткрытие года и… его разочарование

Запуск в коммерческую эксплуатацию сетей 3G всеми операторами «большой тройки», бесспорно, стал в России событием уходящего года. Наконец-то у жителей пары десятков российских городов появилась возможность использовать телефоны с поддержкой технологии 3G по назначению.

Признаюсь, как абонент я очень огорчена, что сетей 3-го поколения в Москве до сих пор нет – никак не решится вопрос с выделением частот для 3G-операторов. А ведь именно в столице живут люди, которые наиболее готовы к потреблению таких услуг и смогли бы по достоинству оценить эту технологию.

Какие услуги 3G мне были бы интересны? Как известно, в сетях сотовой связи 3-го поколения уже знакомые пользователям GSM-сетей услуги скачивания по эфиру «тяжелых» видео-, фото- и музыкальных файлов приобретают новое качество, и прежде всего за счет сокращения времени ожидания – с десятков минут до считанных секунд.

Думаю, что вряд ли я буду в состоянии посмотреть полуторачасовой фильм даже на большом дисплее iPhone. Однако если по какой-то причине мне не удастся увидеть его развязку на телеэкране, то, возможно, я воспользуюсь предложением оператора доставить эту часть фильма на мой мобильный телефон, конечно, при условии, что цена услуги будет для меня приемлемой.

С ростом скорости передачи данных с 9,6 кбит/с 7–8 лет назад в сетях GSM до сегодняшних 1–1,5 Мбит/с в сетях UMTS стало гораздо удобнее пользоваться услугами, основанными на определении местоположения, а также услугой видеонаблюдения. Мне кажется, многие пользователи заинтересовались бы услугой, обеспечивающей им защиту объектов их собственности.

Совершенно уникальная услуга для абонентов сетей 3G, удобная и простая, – видеозвонок. Хотя частое ее использование у меня как у абонента вызывает вопросы, поскольку ведет к сжатию персонального пространства. Далеко не всегда нужно, чтобы вызывающий вас человек видел, что вы делаете, где находитесь, как одеты и т.д. Может быть, поэтому операторы сетей 3-го поколения в странах Западной Европы, предлагающие эту услугу уже на протяжении нескольких лет, пока не могут похвастаться громкой статистикой?

Операторы «большой тройки» не раз заявляли о намерении предложить 3G-абонентам возможность получать на свои устройства мобильную рекламу. Как абонент я была бы рада той рекламе, в которой я заинтересована, но проблема в том, что мои потребительские запросы все время меняются: сегодня мне нужен ковер, а через неделю меня будет интересовать отдых в Испании, например. Считаю, что оператора, который первым предложит каждому пользователю нужную ему рекламу в нужный момент, ждет успех.

В Европе сети сотовой связи 3-го поколения постепенно превращаются в канал продаж цифрового контента. Налицо рост приобретаемого и потребляемого через сети доступа контента. В Англии уже в 2007 г. объем продаж музыки на CD в денежном выражении был меньше, чем через сети доступа. Думаю, рано или поздно такой способ потребления контента восторжествует и у нас, конечно, при условии, что цены на такие услуги будут не намного выше, чем на физические носители – CD, DVD и др.

Пока же в России услугу доставки существующего контента (книг, фильмов, музыкальных произведений разных направлений и жанров) по требованию абонента операторы сотовой связи не предлагают. Для качественной доставки «тяжелого» контента пользователям нужно иметь очень хорошую «трубу» – покрытие с высоким уровнем сигнала. Теоретически 3G-операторы могут ее организовать, но это потребует серьезных инвестиций. И надо понимать, что все затраты на его создание они будут вынуждены переложить на пользователя.

Интрига года

Мотивировать российских операторов «большой тройки» к инвестициям в качественное покрытие сетей 3G, на мой взгляд, должны еще два знаменательных события уходящего года. Во-первых, в 2008 г. американский оператор Sprint покрыл город Балтимор сетью WiMAX. Во-вторых, российская компания «Скартел» (торговая марка Yota) приступила к развертыванию сетей мобильного WiMAX в Москве и Санкт-Петербурге. На этой сети она планирует предоставлять пользователям самые разнообразные услуги, в том числе и контентные. Так что сети 3G в России появляются почти одновременно с сетями WiMAX. А это конкурентные технологии.

Уже сейчас на сайте «Скартела» представлено абонентское устройство – брендированный под ее торговую марку телефон компании HTC. И мне как рядовому пользователю было бы интересно узнать, насколько технология WiMAX позволит снизить цену 1 Мбайт данных. Надеюсь, что рынок скоро даст ответ на этот вопрос. Хотя прекрасно понимаю, что ценовой вопрос очень тонкий. Многое будет зависеть от того, по какой цене операторы сетей 3G и WiMAX будут на первых порах предоставлять абонентам услуги: по себестоимости, чуть выше себестоимости или вообще предложат низкие цены – для привлечения пользователей.

Любая компания, выводя на рынок новый продукт и понимая, что потреблять его будут много и долго, заинтересована в том, чтобы предложить его по цене ниже себестоимости, если, конечно, она может себе это позволить с финансовой точки зрения.

Абонентское устройство года

Известно, что появление широкого спектра абонентских устройств отстает от начала развертывания сетей, построенных на базе новой технологии, года на два, на три. Как правило, к этому времени по данной технологии в мире уже работает большое количество сетей, у абонентов которых есть спрос на эти устройства.

Почему у российских пользователей популярны мобильные телефоны с поддержкой 3G? По одной простой причине: несколько лет назад их производители начали встраивать часть, поддерживающую работу в 3G-сетях, в GSM-телефоны.

Несмотря на то что в Москве сетей 3-го поколения еще нет, многие абоненты уже приобрели iPhone, причем первые из них сделали это еще в 2007 г. В 2008 г. у iPhone появились серьезные конкуренты – замечательные устройства производства Nokia, HTC, Samsung. Эти телефоны также имеют большой экран и очень хороши для приема видеоконтента, фотографий, карт.

Сама я, поработав год с iPhone, чувствую, что вернусь к телефону, у которого помимо большого экрана есть и жесткая клавиатура. Программное обеспечение всегда более уязвимо, чем аппаратное. Так что нажатие на физические кнопки на порядок надежнее, чем набор номера на сенсорной touch-клавиатуре.

Судьба iPhone в России мне представляется не очень ясной, особенно когда налицо

Осложнение года

Операторы «большой тройки», на мой взгляд, имеют достаточно серьезные ресурсы для поддержания своего роста, в том числе и для инвестиций в развитие сетей в условиях финансового кризиса на протяжении долгого времени. Максимум, что может с ними произойти, – это отодвинутся какие-то рискованные новые проекты на то время, когда станет понятно, что падение рынка прекратилось и ситуация начнет улучшается.

Не секрет, что некоторым телекоммуникационным компаниям пришлось досрочно погашать кредиты, но повторюсь: я считаю, что у «большой тройки» достаточно ресурсов для того, чтобы пережить трудное время. Труднее придется небольшим компаниям, работающим на этом рынке. Кто-то из них будет вынужден заморозить свое развитие, а те, у кого недостаточно финансовых ресурсов, могут даже разориться. В этом смысле кризис – это что-то вроде санации рынка, в результате которой слабый погибнет.

При этом надо понимать, что, если экономическая ситуация будет ухудшаться, люди начнут аккуратнее относиться к деньгам, сокращать затраты, в том числе и на мобильную связь. Кто-то не купит телефон с большим экраном и тем самым будет потерян для сети 3G. Но я все-таки надеюсь, что кризис не растянется на годы и что не претерпит больших изменений

Стратегия операторов

Ее в 2008 г. пересматривали и крупнейшие глобальные игроки, и российские операторы сотовой связи. Компания Google, имея в своем портфеле замечательный контент, очень востребованный по всему миру, сегодня ищет все возможные способы поучаствовать в построении «трубы» – инфраструктуры для доставки их контента для потребителя. К сожалению, выиграть конкурс на получение частотного спектра в США ей не удалось, но сам факт, что контент- и сервис-провайдер осознал необходимость иметь свою «трубу» говорит очень о многом.

В России, где миры медиа и телекома тоже сближаются, сейчас создаются консорциумы, объединяющие в рамках холдинга или группы компаний производителя контента и оператора, владеющего каналом доставки этого контента до пользователя. И такое «разделение труда» оказывается эффективным.

«ВымпелКом», став владельцем компании «Голден Телеком», выбрал иную стратегию – предоставление под своим брендом услуг как мобильного, так и фиксированного доступа в Интернет. И если при этом абонент будет получать от него высококачественные и недорогие услуги, оплатить которые он сможет по одному счету, думаю, он будет счастлив. Как была бы счастлива и я платить по одному счету, а не по трем, как сейчас это делаю.

В условиях, когда количество пользователей Skype во всем мире растет, для российских операторов сетей 3-го поколения, сделавших ставку на мобильную передачу данных, наступают трудные времена. Ведь если у вас сегодня есть Интернет – у вас есть все. Очевидно, что поставщики услуг VoIP будут занимать все большую долю рынка: эта технология позволяет более эффективно использовать физический канал, а значит, существует вероятность, что денежные потоки потекут в обход операторов.

Но нам, абонентам, такое развитие событий только на руку – мы будем меньше платить.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!