Rambler's Top100
Статьи ИКС № 12 2008
Федор КРУПЯНСКИЙ  09 декабря 2008

Сафари на 1/10 суши

Жителям 120 городов России компания ТТК планирует дать высокоскоростной Интернет в ближайшие три года. Как реализуется программа? На этот и другие вопросы «ИКС» отвечает Федор КРУПЯНСКИЙ, вице-президент – руководитель департамента маркетинга компании.

Федор Юрьевич КРУПЯНСКИЙ, ТТКФедор Юрьевич, для начала – вопрос не из приятных: повлиял ли глобальный финансовый кризис на деятельность ТТК? Насколько предсказуемы результаты этого года для отрасли связи?

– Думаю, на итоги кризис повлияет не сильно. Рынок МГ/МН-связи предсказуем, он растет на 3–5% в год. И сотовая связь не пострадает. Кризисом не затронута основная масса населения, и в этом принципиальное его отличие от кризиса 1998 г. Тогда ударило по государству, по всем людям, а сейчас – в первую очередь по инвестбанкам, по предприятиям, бравшим крупные кредиты на развитие. Конечно, не обошел кризис и телекоммуникации, хотя бы потому что крупнейшими клиентами операторов связи являются финансовые структуры.

В этом отношении мы, наверное, находимся в более выгодном положении по сравнению с другими операторами. Во-первых, потому, что мы принадлежим крупной государственной компании, у нашего акционера сильная государственная поддержка; во-вторых, мы не делали больших займов.

А на широкие слои населения кризис не повлияет. Инфляция, конечно, будет, но на услуги связи она не распространяется, потому что тарифы на них, в отличие от цен на продукты питания, падают.

– Стратегия развития ТТК на период до 2015 г., обнародованная летом этого года, предполагает трансформацию компании из магистрального оператора в интегрированного оператора, обслуживающего не только операторов связи и корпоративных клиентов, но и розничных клиентов – средний и малый бизнес, население. Каковы результаты первого года?

– Мы осознанно сделали акцент на развитие бизнеса в регионах, где у ТТК достаточно сильные позиции и хорошее покрытие своей магистральной сети. География нашей стратегии – 120 городов России, где сосредоточен практически весь бизнес страны и есть платежеспособный спрос. Сети широкополосного доступа в этих городах создаются в три этапа, рассчитанных на 2008, 2009 и 2010 год. В 2008 г. у нас запланировано строительство сетей в 47 городах. На данный момент подготовлены бизнес-проекты, технико-экономические обоснования, многие из них согласованы – и строительство уже ведется. Мы строим сети MetroEthernet, доводя кабель до жилых домов и офисов.

– Не пришлось покупать маленьких провайдеров или кабельных операторов?

– Мы не исключаем покупку операторов. Так, летом купили в Саранске небольшого оператора «Дартел», сейчас он фактически интегрирован в наш филиал ТТК-Самара. Но все-таки основной акцент делаем на собственное строительство и развитие, потому что, откровенно говоря, рынок покупки этих маленьких операторов до последнего времени был сильно перегрет. Многие крупные компании «охотились» за ними не один год, и интересные активы были уже скуплены, поэтому мы не ставили задачей № 1 именно покупку. Но как один из методов выхода на рынок этот путь используем. Как правило, мы покупаем небольших операторов, имеющих собственные ресурсы, например сеть в городе или какую-то клиентскую базу. Надо сказать, что и в кризисе есть положительные моменты: этот рынок стал более спокойным. Если раньше владельцы небольших операторов пребывали в крайней ажиотации по поводу собственного бизнеса и его цены, то сейчас экономика начала корректировать стоимость активов.

– Планы первого этапа будут реализованы в полном объеме?

– В 20 городах мы предполагаем начать предоставлять услуги к концу года, в 13 из них уже оказываем услуги широкополосного доступа и местной связи, а в I квартале 2009 г. сети заработают во всех 47 городах.

– Москва не входит в их число?

– Мы осознанно не идем в Москву, здесь хватает сильных игроков. А в регионах до сих пор нет качественного широкополосного предложения. Есть, конечно, успешные ADSL-проекты, но по опыту того же московского рынка мы видим, что ADSL теряет свою рыночную долю и будет терять ее везде. Скажем, он будет переходить в низкодоходные сегменты, давать низкий ARPU. В регионах же, по нашим прогнозам, ситуация постепенно приблизится к московской: предложений широкополосного доступа станет больше, они будут лучше, услуги – качественнее, и наша цель – войти в число первых двух-трех операторов на рынке.

– В каких городах ТТК начнет предоставлять услуги широкополосного доступа в ближайшие месяцы и какими будут тарифы?

– В каждом городе мы начинаем разворачивать сеть с какого-то определенного района. И мы будем достаточно локально рекламировать и продвигать услуги. В основном это крупные и средние города во всех федеральных округах. Что касается тарифов, то исторически в регионах они были очень высокие. Наш главный лозунг – сделать широкополосный Интернет доступным, и мы выходим во все города практически с московскими тарифами. Пока мы нацеливаемся на ARPU в 500 руб., но за эти деньги даем очень хорошие скорости.

– В своей новой стратегии ТТК планировал выйти на массовый рынок МГ/МН-связи. Как развиваются события в этом направлении?

– Мы очень аккуратно работаем по услуге дальней связи населению, потому что обслуживание населения во многом связано с взаимодействием с МРК. Сейчас в ряде регионов позиция МРК делает этот бизнес экономически нецелесообразным – достаточно высоки требования по агентскому вознаграждению МРК, сложны процедуры обслуживания клиентов. В тех же регионах, где нам удалось договориться с МРК на приемлемых условиях, а это Дальний Восток и Урал, мы ведем бизнес с населением. В начале лета мы провели в этих регионах пилотные проекты, отклик от населения есть, там и продолжим этот бизнес. Там сейчас развивается конкуренция «Ростелекома», ТТК и МТТ, в результате которой существенно снизились цены. Могу сказать, что мы со своими тарифами остались конкурентными даже с «Ветром перемен». В остальных регионах выход на рынок пока под вопросом: ждем повсеместного внедрения hot choice, которое рано или поздно произойдет
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: