Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 6 2005
Вера ШУЛЬЦЕВА  01 июня 2005

Нерасторжимое единство природы и человека – идеальная модель будущего

Перед телекоммуникациями стоят две главные и взаимосвязанные задачи: персонализация предоставления сервисов и унификация материально-технических средств их доставки.

Первая предполагает максимальный охват индивидуальных пользователей востребованной гаммой услуг в наиболее удобной форме. В этом, собственно, суть созидательной деятельности строителей отрасли: соединение людей, причем каждого с каждым.

Вторая – интегрированное использование всех средств связи на пути их слияния с информационными технологиями. В ближайшие 10 лет отрасль будет по-прежнему удивлять мир вспышками новых революционных решений (NGN, 3G/4G и т. д.), ориентированных главным образом на конвергентность. Эти перспективные технологии позволят строить специальные сети путем ее компонентной комплектации, иными словами – оптимизировать бизнес, ориентируя его на конкретные нужды потребителя (business-on-demand – бизнес по требованию). Мы увидим богатейшую палитру новых персонализированных услуг – от передачи речи, данных, изображения до биологической информации. Универсальная услуга в конечном счете войдет в потребительскую корзину каждого человека, которому при рождении будет присваиваться индивидуальный IT-код, гарантирующий определенный пакет сервисов с достойным уровнем качества и тарифов. К этой цели сегодня устремлена инфокоммуникационная отрасль.

Ожидаемые перемены

Ход событий, с моей точки зрения, предвещает серьезную организационную и функциональную реконструкцию всей иерархии инфокоммуникационной сферы. Привычная индустриальная цепочка (поставщик оборудования – оператор) уже прирастает новыми звеньями: провайдерами услуг и контента, производителями основных аппаратных средств и производителями терминалов. То есть бизнес-модель комплекса ИКТ меняется и вширь, и вглубь. Как мне кажется, в этом процессе операторы в ближайшее десятилетие еще сохранят за собой статус законодателей мод. Впрочем, некоторые эксперты склонны отдать ключевую роль в новой индустриальной цепочке контент-провайдерам.

Уже выстраивается трехуровневая структура производства и распределения услуг. Первый уровень – опера-торы основных сетей (инфраструктур). Возможно, они станут подконтрольными государству и окажутся вне коммерческой деятельности. Второй – операторы услуг и контента. Третий – оптовые и розничные продавцы.

В области производства оборудования ИКТ неизбежны консолидационные процессы. Фокус конкурентной борьбы сместится в сторону крупных конгломератов, специализирующихся на изготовлении широчайшего спектра оборудования, которое в конструктивном плане будет в возрастающей степени подчиняться компьютерной идеологии.

Можно предположить, что в масштабах планеты сформируется не более трех-пяти кластеров. Мелким производителям, «одиноким волкам», выжить будет крайне трудно. Я лично считаю возможным появление трех региональных союзов: Североамериканского, Европейского и Азиатского. Что касается отдельных производителей, то будет наблюдаться как их консолидация, так и специализация. Но общей тенденцией все же видится формирование олигополистической структуры отрасли и соответствующего конкурентного поля.

А что дальше?

Чем глубже вглядываешься в историю человечества, тем очевидней, что все на свете повторяется, пусть и на ином витке развития. «Великие силы …долго будучи разобщенными, стремятся соединиться вновь, и после продолжительного единения опять распадаются», – говорится в одном из наиболее популярных и любимых древнекитайских романов «Троецарствие» ( «Сань Го» ). Так будет и в отрасли. Все зависит от реальных потребностей общества.

Экономические контуры

В настоящее время инфокоммуникации уже заняли важное место в хозяйстве не только ведущих, но и развивающихся стран. Так, например, в Китае доходы сектора ИКТ растут вдвое быстрее валового национального продукта, сегодня его доля в структуре ВНП – 4 – 5%. В итоге инфокоммуникации приносят стране 10% прироста ВНП, что позволяет считать эту сферу лидером национальной экономики. Несомненно, стремительное развитие инфокоммуникаций приведет к громадному росту народного хозяйства на макро-и микроуровнях. Существенным подспорьем в деле повышения эффективности малого и среднего бизнеса становится мобильная связь, оперативность которой способствует снижению издержек производства. По оценкам экспертов, увеличение проникновения мобильной связи в масштабах страны на 10% обеспечивает прирост ВНП на 0,6%.

Успеху инфокоммуникаций в немалой степени способствуют и позитивные тенденции экономики самой отрасли, генерируемые техническим прогрессом, – неуклонно снижается себестоимость производства и передачи информации с одновременным ростом спроса населения на новые информационные продукты, что неопровержимо свидетельствует об укреплении позиций информационной индустрии на мировой арене. Однако надолго ли сохранится столь беспрецедентный рост? Инфокоммуникации по объемам продаж на мировом рынке занимают достойное третье место, уступая только банковскому сектору и энергоресурсам. Не исключено, что в будущем отрасль выйдет на первое место, достигнет пика своего развития и затем уступит лидерство новому прогрессивному направлению, например биологии.

Дверь в «железной клетке»

Я не социолог, поэтому поделюсь лишь размышлениями о влиянии инфокоммуникаций на развитие человеческого общества. Сегодня, спустя столетие после опубликования знаменитого труда М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», можно констатировать, что видение автором современного нам мира во многом и с роковой точностью подтвердилось. Рациональный, научно обоснованный капитализм распространился по всему земному шару, принес материальное процветание в крупные регионы мира и запер мир в «железную клетку», которую мы назвали глобализацией. Открыть ее и внести духовность в мировое сообщество в определенной мере могут инфокоммуникации при архиразумном их регулировании.

Несколько лет назад концепция «цифрового барьера» и, возможно, вызванного ею «эффекта Матье» (согласно которому страны, владеющие высокими технологиями, становятся еще богаче, а не имеющие их – беднее) стали одной из наиболее горячих тем дискуссий. Сейчас уже очевидно, что многое зависит от правильности, в высшей степени мудрости решений на уровне мирового сообщества.

Да, инфокоммуникации по своему предназначению обязаны нести выгоды отсталым странам (создавать рабочие места, повышать образовательный уровень, обеспечивать внедрение телемедицины) и помогать им достичь уровня благополучных государств. Чтобы в перспективе, опираясь уже на собственные силы, эти страны смогли создать собственную индустрию высоких технологий. Ибо не секрет, что страна, не участвующая в научно-техническом прогрессе, так и останется на обочине цивилизации.

Видимо, не удастся избежать усреднения культур, вызванного глобализацией. За этим последует колоссальный кризис в человеческом развитии. Ведь сила человечества – в многообразии культур, а не в их одинаковости. Сохранность индивидуальности и многообразия биологических групп – проблема громадной важности, которой должно заниматься все прогрессивное сообщество людей. По моему мнению, турбулентность сильных и слабых «потоков» культур будет длиться не менее 20 лет. Затем начнется обратный процесс – люди «вспомнят» о непреходящих ценностях. Человечество выйдет из кризиса, хотя и не без потерь.

Внушает опасение загрязнение атмосферы электромагнитным излучением мобильных терминалов. Я верю, что проблему можно решить, но для этого надо, не боясь, смотреть правде в глаза. Развитие инфокоммуникаций невозможно повернуть вспять, как нельзя остановить процесс эволюции цивилизации.

На пороге новой эпохи

Я думаю, что символом развития отрасли в XXI веке могут стать персонализированные мультимедийные терминалы. Мировая индустрия инфокоммуникаций вступила в новую, противоречивую эпоху своего развития. Ее характеризуют большое число новых революционных технологий и продуктов, высокие доходы, большие риски, сверхприбыли. Между тем, она прочно впаяна в конструкцию новой экономики, которая стремительно поворачивается в сторону конкретных потребностей конкретного заказчика. Этому процессу содействует и технический прогресс, который обусловил снижение себестоимости и высокое качество услуг.

Постепенно ИКТ приобретает контуры традиционной отрасли. И не потому, что утрачивает свою инновационность. Причины гораздо серьезней. Глубокий кризис, с которым несколько лет назад столкнулась IT-индустрия, – объективная закономерность общественного развития. Его нельзя было избежать или приостановить с помощью так называемых технических инноваций. Почему? Причина очевидна: потребности человека в информации ограничены и зависят от его психофизических возможностей, а научно-технический прогресс их опережает. Так, стремительный взлет Интернета дал сильный толчок развитию науки и технологий, которые «обогнали» возможности потребителя. А когда предложение не соответствует потребностям, неизбежен кризис.

Индустрия ИКТ уже входит в стадию сбалансированного развития, когда предложение превышает спрос и сверхприбыльности не наблюдается. Это начало новой эпохи. Потребность человечества в традиционных материальных ценностях беспредельна, в то время как ресурсы ограничены. Путем регулирования ресурсов можно координировать потребности и экономическое развитие, добиваясь необходимого баланса. Например, когда у вас уже есть «мерседес», а подарят еще и «БМВ», вы вполне можете пользоваться обеими машинами. Но если перекрыть нефтяной клапан, то пользы от этих автомобилей никакой. Лишь умея контролировать ресурсы, можно поддерживать баланс производства традиционных ценностей.

На данном этапе технологии предлагают нам больше, чем мы можем воспринять. У человека только два уха, два глаза, и ему необходим сон, а население Земли не может безостановочно увеличиваться, пополняя ряды пользователей. В то же время ресурсы для производства информации неисчерпаемы. Наблюдается своего рода парадокс: потенциал отрасли бесконечен, возможности его использования лимитированы. Поэтому проблема востребованности излишков информации, видимо, еще долгое время не будет решена. Пока еще тяжело до конца осмыслить это явление. Кейнс и его последователи уже определили основные закономерности в экономике традиционных ценностей. В развитии же информационной индустрии до сих пор это сделать не удалось. Однако тенденция к объединению IT и биологии, развитие нанотехнологий могут фантастически расширить границы восприятия человеком информации (наука считает, что пока у человека активно задействовано в среднем только 20% массы мозга) и, соответственно, возможности самого индивидуума. Так, человечество, в своем стремлении облегчить себе жизнь и хоть чуточку приблизиться к бессмертию, создает IT-миниатюры, сращивая их с живой материей.

Хочется верить, что в нынешнем столетии мы приблизимся наконец к научному познанию сознания – души. Есть множество необъяснимых факторов. Так, мы до сих пор не знаем, что есть мысль с материалистической точки зрения, что есть аура. Не найдено научных критериев отличия «умного» от «глупого» (как и способов повысить умственный потенциал последнего). Решение этой важной задачи ложится на плечи молодого поколения. Если мы сможем проложить для своих последователей тропинку и подготовить базу, то у нас будет больше морального права гордиться своими учеными званиями. Я думаю, что мы сможем найти важнейшие закономерности развития инфосферы в масштабах мирового хозяйства.

Простая погоня за инновациями неизбежно ведет к слепому развитию отрасли, конфликту между спросом и предложением и в итоге – к кризису. Поэтому сегодняшняя задача производителей – предоставление именно тех передовых и инновационных решений, которые на данный момент востребованы заказчиком и потребителем. Именно от этого во многом будет зависеть будущее компании и будущее телекоммуникаций.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!