Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
25 декабря 2008

Сотовая связь: жизнь после насыщенияСм.также "ИКС" №12'2008

Аналитики рынка, принявшие участие в опросе редакции "ИКС", отмечают переломную роль 2008-го года в сотовой связи – и не только в связи с запуском сетей 3G в двух десятках регионов России.

  Какова Ваша оценка эффективности в 2008 г. рынка сотовой связи, стал ли событием запуск сетей 3G в регионах России?  

Г. СменцаревГ. Сменцарев: О насыщении сотового рынка говорят уже относительно продолжительное время, и сейчас в ряде регионов страны количество зарегистрированных SIM-карт превышает число жителей, постоянно проживающих в регионе.


Тенденцией этого года можно считать рост числа пользователей, использующих сотовый телефон для интернет-коммуникаций и навигации в Глобальной сети. Преодолев на рубеже 2007 – 2008 гг. показатель в 25% от месячной интернет-аудитории, доля абонентов, ежемесячно выходящих в Интернет с помощью сотового телефона, уверенно приближается к отметке 30%, которую имеет все шансы преодолеть еще до начала нового года.


Большую роль в этом процессе, безусловно, сыграет начавшийся процесс бурного развертывания операторами «большой тройки» сетей 3G в различных регионах страны. И хотя пока еще существенного влияния на профиль услуг, потребляемых абонентами сотовой связи этот процесс не оказал, но по мере дальнейшего расширения и развития сетей 3G, а также при условии активной маркетинговой политики операторов, доля неголосовых услуг в пользовательском трафике, а с ней и доходы операторов, будут расти.


Н. КоротковаН. Короткова: Операторы мобильной связи сегодня по-прежнему фокусируются на увеличении лояльности абонентов. Вслед за ребрендингом основных федеральных мобильных операторов последовали мероприятия по укреплению лояльности – появляются новые тарифные планы, накопительные предложения или скидки на базе длительности подключения абонента к сети оператора. ARPU и коэффициенты оттока стабилизировались, основной количественный рост происходит за счет освоения новых рынков в СНГ. В ряде стран СНГ еще продолжается стадия экстенсивного роста абонентской базы, сдерживаемая низкой платежеспособностью населения и проблемами покрытия. Стоит отметить, что мобильная связь в странах СНГ наконец достигла серьезных рубежей в отношении абонентской базы. Федеральные операторы привнесли на рынок проверенные и устоявшиеся методики работы с абонентами, однако локальные операторы едва ли станут аутсайдерами, так как лучше знают местный рынок. Федеральные операторы в СНГ могут иметь преимущества за счет более низких цен на переговоры с Россией и роуминговых условий.


К сожалению, в России так и не сформировалась контрактная система отношений с абонентами в западном смысле этого термина – то есть когда абонент подключается к тарифу на длительный срок (часто с условием субсидирования мобильного терминала оператором), и у сотовой компании есть механизмы контроля регулярных поступлений платежей. В России, к сожалению, развитие банковской и кредитной системы таково, что подавляющая часть платежей осуществляется наличными через ритейловые сети или платежные терминалы, а не списывается автоматически с банковских счетов абонентов.


О. ВласоваО. Власова: Среди подотраслей телекоммуникационного сектора мы отдаем предпочтение компаниям сотовой связи, так как они генерируют более устойчивые денежные потоки, имеют более низкий уровень долговой нагрузки, чем МРК. Средний показатель NET Debt/EBITDA на 2009 год для мобильных операторов равен 0.7 против 1.3 для межрегиональных операторов связи. Мы считаем, что операторы «большой тройки», имеющие опыт функционирования в обстановке кризиса, могут даже упрочить свои позиции на национальном рынке за счет сделок слияний и поглощений. На ближайшие 3 года мы прогнозируем среднегодовые темпы роста выручки операторов мобильной связи около 22%.


В апреле
2007 г. все компании «большой тройки» получили лицензии на предоставление услуг 3G, а в 2008 г. создали свои первые сети третьего поколения. На наш взгляд, продвижение в сегмент услуг 3G может быть стратегически выгодным для российских компаний сотовой связи и в долгосрочной перспективе стать одним из конкурентных преимуществ. В то же время, пока нет операционных данных от операторов, не ясно, какие именно услуги 3G (мобильный Интернет, видеозвонки, мобильное ТВ и прочее) пользуются высоким спросом и, следовательно, генерируют дополнительную выручку. По нашим оценкам, выручка от данных услуг связи к 2011 г. может достигнуть порядка 20% от суммарной выручки российских компаний сотовой связи, входящих в «большую тройку».


Т. МеньковаТ. Менькова: Достаточно низкие темпы внедрения услуг третьего поколения на рынке сотовой связи связаны, в том числе, с проблемами в сфере конверсии частот. В большинстве городов 3G просто нет, даже в крупных региональных центрах речь, как правило, идет о наличии только тестовых зон.


Одним из самых примечательных событий отрасли сотовой связи России в 1 полугодии
2008 г. стал переход «Вымпелкомом» на новые принципы учета абонентов. Если раньше оператор, как и другие компании «большой тройки», рапортовал об общей абонентской базе  и о количестве «активных» абонентов (которые пользовались платными услугами за последние три месяца), то с 1 января 2008 г. «Вымпелком» стал раскрывать только количество активных абонентов. В результате формально с начала года МТС вышел в значительный отрыв по общему количеству абонентов – если в конце года отставание от лидера было около 5,8 млн. абонентов,  то уже в январе оно выросло до 16 млн. абонентов.


Уменьшение численности абонентов «Вымпелкома», скорее всего, было продиктовано желанием компании продемонстрировать инвесторам более объективную картину – большое количество «мертвых» душ значительно «улучшали» размер абонентской базы без объективных на то причин. Одновременно, из-за массового списания «молчунов» ARPU оператора показал значительный рост. В результате массовой чистки абонентских баз («Вымпелком» только за январь
2008 г. уменьшил число пользователей на 9,5 млн.), в начале года проникновение в России впервые за долгие годы показало значительное падение сразу на 6 процентных пунктов – со 122% до 116%.


А. БогатовА. Богатов: Сегмент сотовой связи практически исчерпал ресурс экстенсивного развития и точки роста бизнеса в этой сфере сосредотачиваются в области дополнительных услуг (VAS), однако здесь существуют значительные препятствия как юридического, так и экономического характера.


Появление UMTS остается во многом виртуальным из за отсутствия радиочастотного ресурса: выдавая лицензии, условия которых ограничивают срок внедрения сетей UMTS в эксплуатацию, государство не позаботилось о создании необходимых условий для реализации лицензий.


С другой стороны, и сами операторы не спешат активно продвигать эти услуги, видимо, сталкиваясь как с отсутствием естественного, так и невозможностью создания искусственного спроса на сервисы UMTS.


В. ДемчишинВ. Демчишин: В сегменте сотовой связи в 2008 г. продолжилось ожидаемое развитие по следующим направлениям:

*реализация полученных операторами новых лицензий на предоставление услуг сотовой связи стандарта GSM (на общем фоне выделяется активность сотового холдинга Tele2), а также продолжение  наращивания (модернизации) сетей 2G/2.5 G в регионах всеми действующими операторами;

*дальнейшее развитие новых услуг в сетях GPRS/EDGE (передача данных,  мобильный Интернет, мобильный контент, телематические услуги и пр.);

*развертывание сетей третьего поколения 3G в регионах РФ на основе двух стандартов - UMTS (WCDMA) и IMT MC-1Х EV-DO;

*реализация многими сотовыми операторами стратегии взаимодополняющего развития сетей GSM/GPRS/EDGE с сетями БШД Wi-Fi (с целью усиления позиций в сегменте услуг высокоскоростной передачи данных для физических лиц), а также выход в сегмент услуг БШД на базе технологий WiMAX/pre-WiMAX (с целью усиления позиций в корпоративном сегменте).

Рассмотрим более подробно ход реализации проектов 3G в России.


В России услуги в сотовых сетях стандарта 3G/UMTS (WCDMA) предоставляют три крупнейших сотовых холдинга - ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС), ОАО "ВымпелКом" и ОАО "МегаФон". Они являются операторами сетей сотовой подвижной связи федерального масштаба в стандарте GSM. Получив в апреле
2007 г. на конкурсной основе лицензии на предоставление услуг в сетях 3G/UMTS (WCDMA), эти компании приступили к созданию  новых сетей 3G на базе уже имеющейся в регионах инфраструктуры своих сетей сотовой связи GSM/GPRS/EDGE.


Оператор МТС ввел в коммерческую эксплуатацию первые сети 3G/UMTS, изначально поддерживаемые функциональность HSDPA (High Speed Downlink Packet Access), в мае
2008 г. одновременно в 4-х городах в различных регионах России. По состоянию на сентябрь 2008 г. такие сети МТС действуют уже в 7-ми городах: С.-Петербурге, Казани, Новосибирске, Сочи, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Норильске.


Оператор "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") 1 сентября
2008 г. ввел в коммерческую эксплуатацию первые сети 3G/UMTS (скорость передачи данных до 3,6 Мбит/сек) в 4-х мегаполисах: Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Челябинске. Покрытие обеспечено как в центральных, так и в наиболее густонаселенных частях городов, далее в течение года покрытие будет расширяться преимущественно в спальные районы.


Оператор "МегаФон" первым в России начал предоставлять коммерческие услуги 3G/UMTS (с поддержкой
  HSDPA), запустив в октябре 2007 г. сеть в С.-Петербурге. По количеству сетей 3G/UMTS в России "МегаФон" в настоящее время лидирует. Выполняя условия выдачи лицензии на 3G, компания запустила в эксплуатацию 21 сеть 3G в России (на сентябрь 2008 г.). Проект охватил семь регионов СЗФО, Дагестан и центральные города 13 регионов России. Однако, вне СЗФО сети пока находятся в опытно-коммерческой эксплуатации.


Сети сотовой связи на основе стандарта IMT MC-1Х EV-DO в России создает оператор "Скай Линк" вместе с аффилированными структурами и ряд региональных операторов. В 2005-2006 гг. "Скай Линк" первым внедрил технологию EV-DO в России, построив сети IMT MC-1Х EV-DO Rev.0
  на базе своих действующих сетей сотовой подвижной связи стандарта IMT MC-1Х в диапазоне 450 МГц. На конец 1-го полугодия 2008 г. услуги передачи данных в режиме EV-DO Rev.0 доступны абонентам "Скай Линк" в 27-ми субъектах РФ. Услуги передачи в режиме EV-DO Rev.A доступны в 6-ти субъектах РФ: с января 2008 года на территории Екатеринбурга, с мая 2008 года – на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, с июня 2008 г. – на территории Челябинской области. "Скай Линк" продвигает услуги передачи данных в режиме
EV-DO под торговой маркой Sky Turbo.


Российский рынок услуг в сетях 3G /Advanced 3G пока находится на начальном этапе своего развития. При этом операторы, в первую очередь, делают ставку на услуги высокоскоростного интернет-доступа, мобильный интернет и улучшение качества дополнительных услуг, уже доступных в действующих сетях 2.5G. Из инновационных услуг в сетях 3G/UMTS пока можно выделить только видеотелефонию. Операторы сетей EV-DO предлагают также видеонаблюдение и мобильное телевидение.


Следовательно, ввод в эксплуатацию сетей 3G могут рассматривать в качестве события только те пока немногочисленные абоненты, которые:

*обладают телефонами или модемами 3G;

*находятся на территории, охватываемой сетью (сетями) 3G;

*имеют финансовую возможность и желание (или необходимость) регулярно получать новый уровень обслуживания в сетях 3G (т.е. их не устраивает качество сетей GSM/GPRS/EDGE или IMT MC 1X).

                                                                          

Подготовила Лилия Павлова

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!