Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2009
Александра КРЫЛОВА  25 января 2009

3G в России нуждается в продвижении

В 2008 г. услуги 3G стали доступны в двух десятках российских городов. Как продвигают их операторы «большой тройки»? И готовы ли абоненты потреблять эти услуги?

По итогам II квартала 2008 г. в сетях 3G в мире насчитывалось 364 млн абонентов, или 10% всей общемировой абонентской базы сотовой связи. Доля пользователей 3G-услуг в абонентской базе российских операторов сотовой связи, по оценкам С. Савина (Г‘. Ñàâèí, J’son & PartnersJson & Partners), приведенным им на практической бизнес-конференции «3G, связь, технологии, маркетинг», составляет 1%, а ARPU – около $55.

«Абонентам в возрасте до 30 лет интересно пользоваться мобильным доступом в Интернет на высоких скоростях, они готовы за них платить», – сделал вывод аналитик, заметив, что у «большой тройки» неплохие шансы в конкурентной борьбе с операторами проводного ШПД, которых финансовый кризис, скорее всего, вынудит пересмотреть свои инвестиционные программы.

Сегмент мобильной передачи данных – основной драйвер развития VAS в 2008 г., по мнению С. Савина, в 2009 г. продолжит рост за счет увеличения продаж мобильных телефонов и смартфонов с поддержкой 3G и развертывания новых сетей операторами «большой тройки».

Ограничить рост могут высокие цены на наиболее удобные для мобильного доступа в Интернет терминалы. Так, цена 3G-смартфона составляла $609, а телефона с поддержкой 3G – $493. Ситуацию могут исправить операторы «большой тройки», продвигающие контракты с 3G-модемами. С. Савин оценивает объем их продаж в 2008 г. в 500 тыс. шт.

Основная модель потребления 3G-услуг подразумевает использование USB-модемов, считает А. Сафиуллин из «Скай Линка». Его компания изначально поставила на эту модель и не прогадала: сегодня модемами пользуются более 55% абонентов оператора, абонентская база которого по итогам 9 месяцев 2008 г. превысила 850 тыс. человек.

«Скай Линк» первым начал предоставлять услуги 3G в России, и его опыт, несомненно, берут на вооружение те, кто идет следом. В прошлом году компания ввела безлимитные тарифы на передачу данных, но из-за резко выросшего потребления была вынуждена отказаться от этой затеи в пользу контент-ориентированных планов, предполагающих неограниченное пользование определенным интернет-сервисом («Безлимитные одноклассники», «Безлимитный Web+» и т.д.).

МТС же решил предлагать большие пакеты интернет-трафика. Тарифная политика оператора в области 3G-услуг еще только формируется. В ряде регионов, где МТС запустил сети, например в С.-Петербурге, абоненты в течение 3 месяцев смогут пользоваться 3G-сервисами бесплатно. «Можно пойти по пути разделения цен на 1 Мбайт данных, переданный по сети 2G и по сети 3G, а можно, понимая, что б'ольшая часть трафика уже идет по сети 3G, постепенно снижать цену», – уклончиво ответил П. Ройтберг, директор департамента по развитию продуктов и услуг «МТС Россия», на вопрос об избранном оператором подходе к тарификации услуг 3G.

По мнению Д. Орехова (УК «Цифроград»), недостаточное давление операторов «большой тройки» на пользователей, а также несфокусированная и нескоординированная маркетинговая политика и взаимная конкуренция тормозят развитие 3G-рынка в России. Сегодня, по его данным, телефоны с поддержкой 3G имеют около 10,2 млн человек, т.е. каждый 11-й абонент сотовой связи. Если операторы начнут работать над повышением вовлеченности пользователей в высокие технологии, у рынка появится шанс поднять к середине 2010 г. долю продаваемых в России 3G-терминалов в общем объеме продаж мобильных телефонов с 16 до 50% и привлечь 35 млн 3G-пользователей. Добиться положительных результатов на этом фронте, считает Д. Орехов, можно, предложив людям видимую, значимую для них, простую и доступную 3G-услугу – видеозвонок.

О недостаточности продвижения 3G-услуг операторами «большой тройки» в городах, где уже построены сети, говорил и А. Прохоров («Эльдорадо-Связь»). Пример – сайты всех трех операторов в Санкт-Петербурге. Впрочем, отметил он и полное отсутствие какого-либо упоминания о 3G-услугах на сайте мобильных ритейлеров.

По мнению А. Прохорова, на реализацию стратегии win-win в отношениях двух групп игроков могли бы сыграть помощь оператора в превращении ритейлера в сервис-провайдера, повышение заинтересованности ритейлерских сетей в продаже услуг мобильной передачи данных, прозрачность денежных потоков, позволяющая ритейлеру понять, на чем и сколько он заработал.

Операторы «большой тройки» понимают, насколько важна роль розничных сетей в развитии нового рынка, и прилагают немало усилий для того, чтобы взять их «под свое крыло». Поможет ли это им в продвижении 3G-услуг?
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: