Rambler's Top100
Статьи ИКС № 1 2009
Галина БОЛЬШОВА  29 января 2009

Гармония работы сервисов

Гармония работы сервисов – залог не только продвижения новых технологий, но и успешного бизнеса операторов. Кто станет использовать мобильное ТВ, если изображение будет мозаичным или переключение с канала на канал займет не секунду, а минуту?

Универсальные операторы строят бизнес на базе существующих сетевых инфраструктур, а интеграция в них новых систем требует иных механизмов управления и контроля. Нужно не только гарантировать работу новых сервисов, но и обеспечить приемлемое для абонентов качество, которое зиждется на адекватной передаче управления и поддержании технических параметров канала связи.

Взаимодействие интегрированных сетей, предоставляющих multiрlay-сервисы, порождает немалые трудности в передаче управляющей информации (сигнализации) от одной сети к другой. Наивно думать, считает руководитель сектора телекоммуникаций Agilent в России А. Бегишев, что есть на свете специалист, разбирающийся во всех и вся стыках протоколов и способный за считанные минуты определить некорректность взаимодействия сложного конгломерата современной конвергентной сети. Единственная возможность определить и проконтролировать, правильно ли работает сеть и каково качество предоставляемых ею сервисов, – использовать измерительное оборудование.

Сегодня весь мир говорит о растущей потребности в ширине полосы пропускания канала. Считается, что на одного пользователя должно приходиться 20–45 Мбит/c. Но производительность устройств в реальной мультисервисной сети на 2–3 порядка отличается от тестируемой в лаборатории на трафике одного протокола, причем каждое из устройств – маршрутизаторы с приоритизацией трафика, брандмауэры, коммутаторы, фильтры – вносит свою лепту в суммарную пропускную способность. В итоге производительность сети оказывается на порядки меньше планируемой, и рассчитать это или предсказать процент деградации невозможно. А что произойдет с тем или иным сервисом, если количество абонентов в сети будет расти? Обеспечит ли оператор заданный уровень SLA?

А.Бегишев, руководитель сектора телекоммуникаций, AgilentОтветы практически на все эти вопросы может дать измерительное оборудование, предназначенное для тестирования мультисервисных сетей. Как его использовать и что контролировать при эксплуатации, обсуждалось на семинаре Agilent. Компанией, в частности, для этих целей разработано несколько решений, в том числе платформа N2X, работающая как автономно, так и совместно с распределенным анализатором протокола DNA Pro (см. «ИКС» № 7’2007, с. 60), сетевой тестер N5557A (см. «ИКС» № 6’2008, с.  62), анализатор triple play (TPA J6900A), система анализа качества MultiPlay Performance Manager (MPM) и ряд других устройств и пробников для тестирования сервисов.

Хотя Д. Оливер, руководитель направления тестирования транспортных сетей компании Agilent, и считает пользователя самой совершенной системой тестирования, он по личному опыту знает, как отрицательно абонент относится к роли подопытного кролика. Именно поэтому проверку сети на качество сервисов надо начинать до ее запуска (с помощью платформ N2X и DNA, способных обеспечить самое тяжелое нагрузочное тестирование практически любого количества и любой протяженности участков распределенной сети), не ослабляя внимания к сервисам при эксплуатации (TPA, MPM и пробники).

Важно понимать, что простых показателей MOS и QoS для обеспечения гарантированного качества всех сервисов далеко не достаточно. Для адекватной оценки multiplay-потоков более применимы показатели Quality of Experience (QoE), R-фактор, Media Loss Factor (MLF), Delay Factor (DF) и др. Эти показатели можно оценить после обработки тестирования N2X в виде соотнесенных с эталонными значениями, полученными в лабораториях Agilent при создании базы тестируемых объектов. Так, при значении DF свыше 15 мс наблюдается мозаичность изображения при передаче ТВ-сигнала, а R-фактор, равный 93,2, соответствует наилучшей передаче речи с учетом джиттера, задержки, потери пакетов и типа кодека.

Система мониторинга QoE позволяет поддерживать гарантированный уровень SLA и получить полную оценку сервиса. В методике компании, по словам Б. Кесслера, эксперта по системам протокольного и сигнального анализа и тестирования качества сетей multiplay, используется самообучающаяся модель, созданная на основе нейронных сетей. При этом можно задействовать не только эталонную БД, но и дополнить ее конкретными элементами сети оператора и учесть структуру конкретного видео (кодировку, распределение кадров и др.). Система MPM выполняет экспертный анализ информации, предварительно обработанной зондами и пробниками, для создания отчетов и рекомендаций по улучшению работы участков с деградацией сервиса.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: