Rambler's Top100
Статьи ИКС № 7 2005
Д. С. ЧЕРЕШКИН  Юлий Анатольевич НИСНЕВИЧ  01 июля 2005

России нужна национальная стратегия информационного развития

Ключевую роль в формировании постиндустриального пути развития цивилизации сыграл феномен информационной революции конца ХХ – начала ХХI века. Результатом этой революции, рассматриваемой футурологом А. Тоффлером в его концепции «трех волн» как последней в ряду трех великих технологических революций (аграрной, индустриальной, информационной), становится доминирование в общественных отношениях укладов и структур, базирующихся на использовании современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Траектория движения задается ресурсами ИКТ

Информационная революция конца ХХ века является не просто технологической, а социотехнологической революцией, в ходе которой формируется новый доминирующий тип социальной организации – информационное общество. Ученые, отечественные и зарубежные, сходятся во мнении, что постиндустриальное общество имеет информационную и сетевую природу, в основе которой комплексное, многостороннее знание и свободное распространение связанной с ним синергической информации посредством сетевой информационно-коммуникационной инфраструктуры. При этом строгое разграничение знания и информации с точки зрения их социальной роли теряет смысл, так как они воспринимаются в качестве коэволюционных начал преображающейся цивилизации.

Активное и эффективное использование практически неограниченных информационных ресурсов и внедрение постоянно совершенствующихся ИКТ во все сферы жизнедеятельности социума обеспечивают существенную экономию других видов ресурсов (сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени) в индустриально развитых странах и странах с переходной экономикой, содействуют решению лобальных проблем человечества.

В настоящее время постиндустриальное информационное общество уже становится объективной реальностью для передовых государств, траектории развития которых располагаются в постиндустриальном цивилизационном коридоре, а для других стран, прежде всего с переходной экономикой, содержащих и иные траектории социально-экономического и политического движения, – основным ориентиром развития.

Современная информационная среда – это качественно новая, сетевая и открытая среда, в которой создается, хранится, обрабатывается и свободно распространяется информация в разнообразных формах ее представления, осуществляются все виды и формы информационного и коммуникационного взаимодействия в обществе, обеспечивающие его функционирование и развитие как единого социального организма. Только в такой сетевой информационной среде могут быть успешно реализованы современные высокоэффективные механизмы экономической деятельности, политического и государственного управления, внедрены во все сферы жизнедеятельности общества и государства высокие технологии, обеспечено требуемое качество образования и созданы благоприятные политические, социальные, экономические и культурные условия для достойной жизни людей.

На мировых магистралях

В развитых странах и в большинстве развивающихся стран, де приоритетность информационного развития как ключевого фактора, определяющего место страны в мировом сообществе, давно осознана, разработаны и реализуются различные стратегии или комплексные программы информационного развития. Несмотря на существенные различия таких стратегий и программ в странах Европейского союза, Балтийского региона Европы, Японии, США, Индии, Бразилии, Мексики, у них есть и ярко выраженные общие тенденции. Их основная цель – достижение лидерства в экономике и социальном развитии. Все используемые в них сетевые технологии (электронный бизнес, электронное правительство, электронная демократия и т. д.) рассматриваются не как изолированные сферы деятельности, а как интегрированный и взаимосвязанный комплекс, единая социотехнологическая основа современной информационной среды, фундамент перехода к информационному обществу.

Во всех стратегиях отмечается ведущая роль государства в процессе информационного развития, в консолидации всех слоев общества на основе партнерских отношений между участниками этого процесса и координации совместной деятельности государства, бизнеса, общественных институтов и граждан для достижения национальных целей такого развития. Опыт стран, вступивших на путь постиндустриального развития, показывает, что в них опережающими темпами происходит развитие не только новой экономики, но и нового социального уклада – за счет непосредственного использования интеллектуальных и информационных ресурсов, а также качественно новых свойств информационной среды для рационального расходования таких традиционных ресурсов, как природные, финансовые, трудовые. При этом человеческий ресурс становится основным капиталом страны.

В то же время мировой опыт показывает, что информационное развитие с целью перехода к информационному обществу, как и любой новый цивилизационный феномен, порождает комплекс новых угроз и возможных негативных последствий как внутриполитического, так и геополитического характера. У разных стран и социальных групп разные возможности доступа к мировым информационным ресурсам, что порождает «цифровое неравенство» как на внутри-, так и на межгосударственном уровне. Поляризация мира и растущий разрыв между богатыми и бедными, технологически передовыми и отсталыми странами создают новые источники нестабильности, сегодняшних и будущих конфликтов, в том числе лобального характера.

Стратегические цели

Таким образом, России, чтобы занять достойное место в мировом сообществе, необходима не просто догоняющая модернизация, но динамичный выход на путь постиндустриального цивилизационного развития. При этом траектория такого транзита должна обеспечивать не просто вхождение в коридор постиндустриального развития (что сегодня тоже уже, по сути, догоняющее развитие), а непосредственное попадание в конкурентно-инновационное содружество государств, возглавляющих это движение. Сформировать оптимальную траекторию России поможет национальная стратегия информационного развития, базовыми целями которой являются:
  • укрепление федеративного государства на основе единого информационного пространства страны и углубление процессов информационной и экономической интеграции регионов;
  • создание современных сетевых структур государственного, регионального и муниципального управления и на их базе – эффективных механизмов взаимодействия власти с институтами гражданского общества, бизнесом и населением;
  • становление и последующее доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании ИКТ и ведущей роли информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) в системе общественного производства, в социальной и культурной сферах;
  • повышение качества образования, уровня научно-технического и культурного развития за счет расширения возможностей информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях;
  • повышение значения квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда, а также повышение планки минимальной социальной обеспеченности;
  • создание эффективной системы обеспечения прав граждан и общественных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития;
  • обеспечение высокого уровня национальной безопасности за счет предотвращения террористических и криминальных угроз в информационной сфере.
Предпосылки успеха

Довольно высокий уровень образования населения. Доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием в экономически активном населении страны составляет ~20%. По численности студентов на 1000 человек Россия находится на уровне экономически развитых стран. Растет число студентов, получающих образование в сфере ИКТ, и по их числу, приходящемуся на 1000 человек, Россия не уступает Франции, Швеции и Германии.

Сформирован и развивается рынок ИКТ, накоплен опыт реального производства товаров и услуг, использующих современные технологии. Прогнозируемый объем доходов отрасли ИКТ за 2004г. составляет 770 млрд руб. Ежегодный прирост компьютерного парка – не менее 20%. Число зарегистрированных интернет-пользователей в 2004г. достигло 18, 5 млн человек, что составляет ~12%населения страны. Однако территориально российская интернет-аудитория по-прежнему концентрируется в столицах – Москве и С. -Петербурге, на долю которых приходится 66, 3%пользователей.

В России создан, хотя и в существенной степени фрагментарный, базис законодательного и нормативного обеспечения информационного развития. Особо значимое событие в этой сфере – принятие и вступление в действие с 1 января 2004г. новой редакции Федерального закона «О связи». Разрабатываются электронные административные регламенты и проекты создания и интеграции государственных информационных систем и ресурсов, начинается предоставление на их основе гарантированного пакета электронных услуг для организаций и населения.

По данным, приведенным на Всемирном саммите информационного общества (WSIS, Женева, 2003 г.), Россия занимает 63-е место (из 102) в рейтинге готовности экономики к использованию ИКТ. При этом у нашей страны сравнительно высокие оценки за качество НИИ (25-я позиция), математического и научного образования (18-я), возможности телефонного доступа в Интернет с учетом ВВП на душу населения (14-я).

Объективные ограничения

Необходимо, однако, учитывать объективные препятствия на пути движения России к информационному обществу. Для России, с ее огромной территорией и низким уровнем развития ИКИ в отдаленных районах, это прежде всего информационное неравенство центра и регионов. Недостаточная ориентированность на решение этой задачи системы госуправления выражается, в частности, во фрагментарности действующего информационного законодательства и нормативного правового обеспечения процессов информационного развития, низкой эффективности координации и экспертизы проектов и программ информатизации, осуществляемых за счет средств федерального и региональных бюджетов, в практическом отсутствии единой системы мониторинга процессов информатизации и внедрения ИКТ, из-за чего невозможно полноценное статистическое наблюдение за этими процессами.

Такая ситуация подтверждается данными WSIS-2003: если по уровню индивидуальной готовности граждан к использованию высоких технологий Россия на 31-м месте, по уровню готовности бизнеса – на 43-м, то по уровню готовности правительства – на 89-м.

В целом общий вектор и цели информационного развития России схожи с направлением движения и задачами других стран, вступивших на путь строительства информационного общества. Однако ограничения, связанные с географическим положением, национальной спецификой трансформаций политических и социально-экономических порядков, исторически сложившейся структурой размещения производства и расселения населения на большой и неравномерно освоенной территории, с задержками в технологическом развитии, сужают пространство выбора приоритетных направлений, способов и механизмов реализации стратегии информационного развития.

Стратегические направления

Базовые цели, сформулированные нами выше, анализ мирового опыта и объективная оценка сложившихся предпосылок, препятствий и проблем на пути движения России к информационному обществу позволяют определить в качестве приоритетных шесть стратегических направлений информационного развития страны, реально обеспеченных ресурсами российского общества и государства уже в ближайшей перспективе.

I. Развитие и совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры, которая представляет собой совокупность территориально распределенных государственных и корпоративных информационно-вычислительных систем, телекоммуникационных сетей, информационных ресурсов, хранящихся, обрабатываемых и передаваемых в электронной форме, а также организационных структур, правовых и нормативных механизмов, обеспечивающих ее функционирование. Модернизация ИКИ предполагает развитие и совершенствование телекоммуникационных ресурсов единой сети электросвязи России, государственных и корпоративных информационно-коммуникационных сетей и систем, системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним, российского сегмента Интернета, центров обработки информации различного назначения. Развитие и совершенствование ИКИ должно привести к формированию единого информационного пространства страны, преодолению информационного неравенства центра и регионов, ускоренному внедрению ИКТ во все сферы жизни и созданию инструментального фундамента для удовлетворения информационных потребностей граждан, общества и государства.

II. Совершенствование инфраструктуры производства и использования информации и знаний на основе применения современных ИКТ. Создание условий для формирования контента российской ИКИ и адаптации российского общества к информационным реалиям постиндустриальной эпохи, развитие отечественной отрасли и рынка ИКТ, продуктов и услуг предполагает разработку и реализацию системы общегосударственных мер по решению данных задач. Эти меры должны быть направлены на практическую реализацию конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, на модернизацию форм и методов образования на основе широкомасштабного использования ИКТ и дистанционного обучения, создание общегосударственной системы повышения информационной (компьютерной) грамотности населения, непрерывного информационного образования и переподготовки высвобождающихся при структурных изменениях экономики кадров, в первую очередь для отрасли ИКТ. К участию в этом процессе необходимо привлечь научное и образовательное сообщество страны.

При этом одной из важнейших задач государства должно стать становление современной отечественной отрасли ИКТ, максимальное удовлетворение потребности общества в высококачественной технике, программных продуктах и услугах, уменьшение зависимости от зарубежных производителей, завоевание российской ниши на мировом рынке ИКТ. Необходимо формирование специализированной инфраструктуры производства и предоставления информационных и коммуникационных услуг в таких областях, как электронная коммерция, трудоустройство, дистанционное обучение, телемедицина, справочно-информационные услуги местных, региональных и центральных органов власти и др. Конечным результатом реализации этого стратегического направления должно стать действительное превращение человеческих ресурсов России в ее основной и самый ценный капитал.

III. Широкомасштабное использование ИКТ в сфере государственного управления призвано обеспечить качественную модернизацию сферы госуправления и повысить эффективность взаимодействия власти и общества за счет перехода на электронный документооборот, интеграции в единую вертикальную сеть корпоративных сетей министерств и ведомств, а также системы распределенных, регулярно обновляемых баз данных управленческой информации внутри каждого ведомства и на этой основе функционального и структурного реформирования аппарата госуправления.

Интеграция государственных информационных ресурсов обеспечит реальные условия для предоставления гражданам и организациям общедоступной правительственной, административной и правовой информации, повысит результативность интерактивного взаимодействия органов власти всех уровней, а также их диалога с гражданами, субъектами экономической деятельности и институтами гражданского общества. Это сделает систему госуправления более ответственной и открытой, будет способствовать продвижению страны по пути демократизации и созданию платформы электронного правительства.

IV. Обеспечение информационной безопасности страны и ее граждан, под которой, в соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ (2000г.), понимается защищенность ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Угроза международного информационного терроризма и информационных войн стала важным геополитическим фактором. Поэтому столь актуальны разработка и применение в лобальном информационном пространстве особого международного договорного режима, регулирующего деятельность в нем каждого государства с учетом интересов всех остальных. Такой режим создаст условия для равноправного и безопасного международного информационного обмена на основе общепризнанных норм и принципов международного права, устанавливающих, в том числе, ответственность за хакерство и другие компьютерные преступления, злоумышленное проникновение в национальные и корпоративные информационные сети, нарушение прав и законных интересов граждан в процессе информационного обмена. Он также предусматривает разработку коллективных мер по предотвращению использования ИКТ и Интернета в террористических и других преступных целях, процедуры уведомления и предотвращения трансграничного несанкционированного информационного воздействия, международное взаимодействие правоохранительных органов по предотвращению и пресечению правонарушений в мировом инфопространстве.

В стране должна быть создана единая многоуровневая общероссийская система обеспечения информационной безопасности – с едиными правовыми нормами и механизмами защиты информационных ресурсов, ИКИ и информационных прав граждан и с эффективной координацией действий всех органов власти и всех субъектов деятельности в инфосфере.

V. Международное сотрудничество в информационной сфере. Для России, имеющей, в силу своего географического и геополитического евразийского положения, потенциальную возможность стать одной из ведущих телекоммуникационных держав, инфокоммуникационным мостом между Европой и АТР, важнейшей задачей является создание информационного миропорядка, отвечающего ее национальным интересам. Поэтому государство должно активно участвовать в разработке и практическом формировании концепции лобального информационного общества на основе равноправного партнерства развитых и развивающихся государств.

Международное сотрудничество нацелено на обеспечение условий, при которых лобальная информатизация не наносила бы ущерба национальной безопасности, суверенитету, культуре и самобытности всех стран, в том числе и России, и была бы обращена на решение социально-экономических и гуманитарных проблем человечества, отдельных регионов и стран.

Важным аспектом международной деятельности остается и выстраивание двусторонних связей на основе межправительственных и межведомственных соглашений, работа с международными ИКТ-организациями, участие в телекоммуникационных форумах.

VI. Совершенствование и развитие нормативно-правового регулирования процессов информационного развития. Его основу составляет российское информационное законодательство, требующее корректировки прежде всего в плане закрепления правовых гарантий реализации конституционных прав граждан на получение информации и доступ к информации о деятельности органов госвласти и местного самоуправления, к решениям, затрагивающим их права, свободы и законные интересы, а также право на защиту конфиденциальной информации, на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (защита персональных данных).

На законодательном уровне и в нормативных правовых актах исполнительной власти должны быть юридически закреплены четкие механизмы регулирования деятельности по формированию, хранению и использованию национальных информационных ресурсов и механизмы сотрудничества государственных предприятий и организаций с коммерческими структурами, работающими на отечественном и мировом рынках ИКТ, а также усовершенствованные нормы регулирования ответственности за правонарушения в сфере производства, хранения, распространения и использования информации.

Дальнейшему совершенствованию подлежит законодательное и в целом нормативное правовое регулирование защиты интеллектуальной собственности в области производства и потребления информации, в первую очередь прав производителей, распространителей и пользователей ИКТ, информационных продуктов и услуг, а также деятельности, связанной с использованием информационно-коммуникационных сетей, в том числе Интернета.

***


Определение приоритетов и выбор национальной стратегии информационного развития – это политическое решение, которое должно приниматься на уровне высшего руководства страны. Оно представляется ключевым для становления России как современного постиндустриального государства, если страна претендует на право занять достойное место в мировом сообществе.

Национальная стратегия информационного развития России может быть успешно реализована только совместными усилиями государственной власти, научного и образовательного сообщества, бизнеса, общественных объединений и всех граждан страны. Поэтому ее основой должна стать идеология партнерства и взаимовыгодного делового сотрудничества.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!