Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 8 2005
01 августа 2005

Правила для услуг подвижной связи: первая проба

ПРАВИЛА и ЗАКОН. Развитие законодательной базы РФ с акцентом на защиту прав потребителя, принятие нового ФЗ «О связи» обусловили разработку нормативных правовых актов, призванных регламентировать взаимоотношения операторов связи и пользователей услугами связи. Для фиксированной телефонии новые Правила пришли на смену действовавшим с 1997 г. (см. «ИКС» № 7’2005, с. 2–3). Для подвижной связи подобный системный документ первый, однако попытки его создания предпринимались еще восемь лет назад. Тогда авторы нескольких версий документа не смогли договориться по вопросам определения понятия «роуминг», перечня услуг, субъектности правоотношений и др.

Пока рынок подвижной связи находился на этапе становления, оставался «элитным», разработка Правил носила «факультативный» характер. Но для оказания услуг более чем 80 млн. абонентов требуется документ, регламентирующий права и обязанности сторон и, что очень важно, ответственность при оказании услуг связи. В 2005 г. при активном участии ассоциаций сотовой связи текст Правил был подготовлен. Он прошел согласование в Минюсте РФ, Минэкономразвития, в силовых структурах, Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по тарифам. В результате мы имеем нормативный правовой акт, разработанный в соответствии с законами «О связи» и «О защите прав потребителей», с нормами Гражданского кодекса РФ и в то же время вобравший в себя более чем 10-летний опыт российского рынка сотовой связи.

Правила оказания услуг подвижной связи построены на основе положений п. 2 ст. 44 ФЗ «О связи», где установлен перечень регламентируемых вопросов. Документ состоит из шести глав: «Общие положения», «Порядок и условия заключения договора», «Порядок и условия исполнения договора», «Порядок и условия приостановления, изменения и расторжения договора», «Порядок предъявления и рассмотрения жалоб и претензий», «Ответственность сторон».

Пункт 2 «Общих положений» полностью отведен используемым в Правилах понятиям: абонент, абонентский номер, абонентская станция (абонентское устройство), зона обслуживания сети подвижной связи, карта оплаты услуг подвижной связи, короткое текстовое сообщение, предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, соединение по сети подвижной связи, SIM-карта, тарифный план, техническая возможность оказания услуг подвижной связи. В глоссарии не случайно нет термина «роуминг»: к единому мнению о том, что это – услуга или техническая возможность, разработчики Правил так и не пришли. Поэтому слово «роуминг» дается в скобках – для описания ситуации, когда абонент «с применением SIM-карты, указанной в договоре, воспользовался услугами подвижной связи другого оператора связи, с которым у абонента договор не заключен» (п. 36).

Правила – единственный в России документ, где официально, на уровне постановления правительства, узаконены термины, которые используются в подвижной связи. Сотовые компании будут оперировать ими при работе с абонентами.

ПРАВИЛА и ПРАКТИКА. Большой вклад в разработку Правил внесли сотовые операторы. Было очень полезно изучить договоры крупных сотовых компаний, посмотреть, как они формируются в условиях свободы, не ограниченной иными правовыми актами, кроме ГК РФ, познакомиться с подходами операторов к формированию тарифных планов. Все эти позиции были использованы в телефонных Правилах – не только для подвижной, но и для фиксированной связи. Результаты деятельности сотовых операторов учитывались при подготовке ряда положений в новый проект постановления о регулируемых услугах, где будут определены тарифные планы фиксированной телефонии. Так, выбор тарифного плана станет главным фактором при смене формы расчетов за местные услуги – абонентской и повременной. В фиксированной телефонии велись большие споры по поводу доставки счетов, их формирования и выставления. У сотовых операторов эти вопросы решены, на мой взгляд, очень правильно: при заключении договора определяются не только сроки доставки счета, но и его форма и место. Этот опыт мы перенесли в Правила оказания услуг фиксированной связи, и операторы такое решение поддержали. С другой стороны, в «сотовых Правилах» использовано много позиций из Правил оказания услуг фиксированной связи, особенно в главе об ответственности сторон за неисполнение обязательств по договору. Таким образом, можно говорить о конвергенции Правил, взаимоувязке «сотовых» и «фиксированных». Документы также объединяет структурное единообразие и общая логика построения. Так, вместо типового договора предлагается перечень условий, которые должен содержать договор. Наиболее важные из них (назначенный абоненту номер; оказываемые услуги; порядок, сроки и форма расчетов; система оплаты услуг) выделены в «существенные условия договора». Кроме того, впервые в практике таких документов в области связи урегулированы отношения с юридическими лицами – они выступают на стороне абонента (частные предприниматели подпадают под категорию юридических лиц).

ПРАВИЛА ДЛЯ ДВУХ СТОРОН. Правилами регламентирован понятийный аппарат в части субъектности правоотношений – оператор связи и абонент. Для реализации своих полномочий оператор связи может привлекать третьих лиц – создавать дилерскую сеть. Однако все лицензионные обязательства лежат на самом операторе (права лицензии по агентским договорам не передаются). Правила не предусматривают использование понятий «пользователь» или «клиент». При этом документ содержит ряд позитивных социально значимых норм. Так, бесплатными будут все соединения продолжительностью менее 3 с независимо от тарифного плана (п. 31), а кроме того, абоненту не придется платить за получение от оператора информации о тарифах на услуги, зоне обслуживания, состоянии лицевого счета и задолженности (п. 12). Перечень платных информационно-справочных услуг оператор определяет самостоятельно (п. 13). Вместе с тем оператор обязан предоставлять доступ к информационно-справочным службам других участников рынка на тех же условиях, что и к собственным (п. 25). В Правилах четко сказано: вызов экстренных оперативных служб должен обеспечиваться оператором каждому абоненту бесплатно и круглосуточно по номерам, используемым на всей территории России (п. 9).

Оператор не вправе отказать потенциальному абоненту в заключении договора (кроме случаев, когда отсутствует техническая возможность оказания абоненту услуг подвижной связи) и обязан возместить ущерб из-за его действий/бездействия (п. 23). Кроме того, оператор не вправе навязывать абоненту дополнительные услуги за отдельную плату, а также обуславливать оказание какой-нибудь услуги предоставлением других сервисов (п. 21). Оператор обязан уведомлять своих абонентов об изменении тарифов на услуги за 10 дней до их введения (п. 25); максимальный размер единицы тарификации – 1 минута (п. 29).

Правилами закрепляется право абонента, который приобрел карту оплаты услуг связи, получить от оператора неизрасходованные по ней средства (п. 45). Возможность возврата абоненту неизрасходованных средств относится к любым авансовым платежам за оказание услуг подвижной связи. Следует отметить, что в Правилах не только дано толкование понятия «карта оплаты услуг подвижной связи» (п. 2), но и определена ее структура (п. 44).

Насколько полно сформулированы Правила, покажет практика их применения. Любой документ должен пройти апробацию именно в официальном статусе, надо проработать по нему как минимум год, чтобы понять, что нужно менять, что оставить, а что внести дополнительно. Мы понимаем, что в первое время оказание услуг по Правилам покажется операторам сложным, однако эту практику необходимо развивать, чтобы повысить прозрачность взаимоотношений абонентов и операторов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!