Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2005
Наталия КИЙ  01 августа 2005

VAS… VAS? VAS!

А король-то – голос, или Как поддержать ARPU «Голос – по-прежнему король в сотовой связи, – сказал Дж. Хоффман. – Но мультимедийная услуга станет королевой телекоммуникаций будущего». «Приземляясь» на российскую почву, скажем, что на роль королевы претендует дополнительная услуга (Value Added Service – VAS), находящаяся, по общему признанию, на начальном этапе развития.

А король-то – голос, или Как поддержать ARPU

«Голос – по-прежнему король в сотовой связи, – сказал Дж. Хоффман. – Но мультимедийная услуга станет королевой телекоммуникаций будущего». «Приземляясь» на российскую почву, скажем, что на роль королевы претендует дополнительная услуга (Value Added Service – VAS), находящаяся, по общему признанию, на начальном этапе развития. Однако это не мешает, по словам исполнительного директора российской Ассоциации GSM В.В. Афанасьева, постепенному превращению абонента как потребителя моно продукта (голосовой связи) в пользователя разнообразных сервисов и постепенному созданию пользовательской среды, объединяющей возможности мобильной, беспроводной и фиксированной связи. Пока же у нас единственная не голосовая killer-application – SMS (у некоторых абонентов 80–90% платы за услуги приходится на короткие сообщения – многие это хорошо знают по оплате счетов своих детей-подростков).

«Мобильная передача данных – основное средство поддержания ARPU на Западе, – утверждает К. Манн, аналитик Informa Telecoms & Media. – 30–40% доли доходов от передачи данных – это зарубежная практика, возможная для России».

Пока для наших операторов это отдаленная мечта, такая же, как ARPU Vodafone в $47 при $7,1 у МТС в апреле (см. таблицу). Например, 10%-ная доля VAS в доходах МТС в 2004 г., как ожидается, в 2005 г. вырастет на 2%. По данным первого заместителя гендиректора «МегаФона» А.Н. Ничипоренко, в 2004 г. доходы от не голосовых услуг в компании составили 12%, прогноз на нынешний – 16–18%, а показатели лучших компаний в сети «МегаФон» – 20–21%. Его коллега по сети, коммерческий директор «МегаФон-Москва» С. Бешев считает, что VAS могут сыграть роль дополнительного стимула при выборе оператора, но основным критерием для абонента остается соотношение цена/качество. И это притом, что «Соник Дуо» является лидером, а часто и первопроходцем, в новых услугах, считая их простоту для пользователя (автонастройки, доступное описание) главным средством привлечения клиента. И не скрывает скромную цифру 0,5%-ного проникновения услуги мобильного ТВ в 2,5-миллионной абонентской базе (запущена, как известно, 14 месяцев назад, поддерживается 7 ТВ-каналами, осуществляет прямую трансляцию реалити-шоу «Большой брат» по эксклюзивному соглашению с ТНТ).К слову, в отношении мобильного ТВ так и не сработал принцип повторяемости конкурентного преимущества, по которому, по мнению С. Бешева, живут сотовые операторы, воспроизводя новацию конкурента через однудве недели. По свидетельству председателя UMTS Forum и одновременно представителя Orange Ж.-П. Бьенемэ, при внедрении услуг 3G мобильное ТВ пользуется успехом.

Представители зарубежных компаний-производителей не устают «подбрасывать» российскому рынку примеры формирования источников новых доходов – не без дальнего прицела, разумеется. Так, П. Глисон из компании Logica CMG, недавно открывшей офис в Москве, сообщил, что в 2004 г. доход от продаж музыки для мобильных устройств (прежде всего мелодий для мобильных телефонов) составил $3,1 млрд., и поделился прогнозами в отношении музыкальных сервисов на 2005 г.: по объему продаж камерофоны (телефоны с камерами) опередят цифровые фотокамеры; объем легальной загрузки музыкальных файлов в «мобильники» превысит объем их розничной продажи. Еще одна новая услуга, уже воплощенная в реальном проекте, – адресная книга абонента на сети оператора, а не в аппарате клиента. Такой хостинг – свидетельство доверия оператору, удобен при смене телефона и, кроме того, позволяет перед набором номера «видеть» доступность того или иного адресата.

Менеджер Nortel по развитию рынка в России и СНГ А. Беленький, признав, что «в этом веке услуги будут править миром», отметил «зацикленность» телекоммуникационного сообщества на ARPU, притом что основным показателем работы оператора является прибыль.

Аналитик «Альфа-банка» С. Суханова отмечает, что цифры развития сотовой связи стали хуже, бизнес – стабильнее, а инвесторы – тревожнее, и тем не менее прогнозирует рост выручки «ВымпелКома» и МТС в 35–45% в 2005 г., а у многих других компаний и более. «Назовите другую компанию с таким ростом, тем более из несырьевого сектора» – посыл, обращенный к инвесторам. Однако без ARPU, как видно, не обойтись. В 2005 г., когда вклад мобильной связи в телекоммуникационный сектор впервые должен превысить 50%, доход с абонента в регионах упал до $6. Можно ли в таких условиях развиваться, с учетом того, что на привлечение одного клиента затрачивается $12–15, т.е. срок окупаемости абонента около 2 месяцев? – законный вопрос. Однако, по оценке «Альфа-банка», у мобильных операторов есть запас прочности. Появления «большой тройки» в скором времени можно ожидать в Армении, Азербайджане, Грузии. МТС недавно вышла на рынок Туркменистана. «Что не смогли сделать политики, то, вероятно, сделают мобильные операторы –объединят пространство бывшего Союза», – считает С. Суханова.

Время VAS

«2005 г. – год формирования инновационных услуг», – заявил еще в мае В.В. Сидоров, президент МТС, которая делает ставку на модель доступа к мультимедийному контенту i-mode. «Мы верим в i-mode», – подтверждает И.Ю. Столяров, вице-президент МТС по продажам и абонентскому обслуживанию. Однако цифр доходов, на которые рассчитывают, руководители компании не называют – «степень доступности сервисов будет определять экономика».

«2005 г. в России станет годом EDGE, – считает руководитель службы перспективных технологий «ВымпелКома» С. Андреев. – Наша компания запустит услуги EDGE в 30 регионах страны». «Видим рост абонентской базы по GPRS, – без цифр утверждает исполнительный вице-президент «ВымпелКома» Н.Н. Прянишников. – EDGE для регионов – выход в плане доступа в Интернет. В этом наша российская особенность».

Основная проблема – недостаток надежных EDGE-терминалов (10% рынка аппаратов, средняя цена $200) и эффективных end-to-end-решений для операторов. «Производители увлеклись 3G и забыли про эволюцию GSM», – комментирует С. Андреев. «Например, Lucent сошла с дистанции 2,5G, не производит базовых станций с EDGE. МТС ставит оборудование других поставщиков. Однако многие производители делают совмещенное GSM/UMTS-оборудование, в том числе трубки», – заявил вице-президент МТС Ю.А. Громаков на совместной пресс-конференции UMTS Forum и Ассоциации 3G.

По данным С. Максимова, старшего менеджера по продажам Nokia, в мире запущено в производство 100 терминалов с поддержкой EDGE, 90% терминалов Nokia поддерживают эту технологию высокоскоростной передачи данных. 137 операторов в мире тестируют EDGE, 67 (из них три крупных российских) заявили о запуске технологии в коммерческую эксплуатацию. В 2010 г. в мире будет около 700 млн. абонентов EDGE. По оценке К. Йоханнессона (J`Son & Partners), в 2007 г. 30–40% трафика передачи данных будет приходиться на услуги на основе EDGE.

«Яблоко должно созреть»

Многие участники российского рынка сходятся во мнении, что при переходе к UMTS эффективным будет комбинированное решение EDGE и WCDMA. Об этом свидетельствует и международная практика, которой в этом году активно делился Ж.-П. Бьенемэ (UMTS Forum). Так, при выборе стратегии перехода к UMTS французский Orange остановился на сочетании фиксированных, беспроводных и мобильных сервисов на основе ADSL, Wi-Fi и EDGE; Swisscom Mobile – на комбинации UMTS, EDGE и WLAN; успех проекта «1010» гонконгского оператора CSL базируется на сочетании GPRS/EDGE/UMTS; итальянский TIM Turbo тоже использует EDGE/UMTS. Без EDGE обошелся только французский оператор SFR, построив свою концепцию на GPRS/Wi-Fi/UMTS.

Беспроводной доступ на основе Wi-Fi – еще один соратник WCDMA на пути к рынку – насчитывает более 60 тыс. точек доступа в мире. Экономически обоснованного развертывания самостоятельных зон Wi-Fi Ж.-П. Бьенемэ обнаружить не удалось, а вот в синергическом союзе с мобильными сетями… WiMAX, существующий в виде опытных зон и рассматриваемый как ускоренный Wi-Fi, обещает даже не «горячие точки», а «горячие зоны», поскольку его «дальнобойность» больше. В России тем временем уже самостоятельно действуют 420 «горячих точек» Wi-Fi и три опытные зоны WiMAX.

Ведущие операторы демонстрируют по отношению к 3G все большую осторожность. «Мы должны не только внедрять технологии, но и создавать доступные рынку услуги, осторожно относиться к крупным инвестициям. Рынок мультимедийных услуг в России еще предстоит развить. Яблоко должно созреть, а вот какая будет погода – я не оракул», – говорит директор «ВымпелКома» по новым технологиям Н.Р. Руденко по поводу готовности операторов к внедрению 3G. «Не все ресурсы 2,5G исчерпаны», – поддерживает ее Ю.А. Громаков (МТС). «Конец технологии GSM еще не виден. Опыт западных стран показал, что неумеренная гонка за технологиями приводит к кризису», – еще раз комментирует известную ситуацию с лицензиями UMTS в Европе вновь назначенный руководитель ФАС А.В. Бескоровайный, обещая выдачу лицензий на услуги 3G теперь в конце 2005 – начале 2006 г. и объясняя неуверенность в сроках ожиданием постановления правительства о порядке проведения торгов.

* * *

Ресурсы GSM еще не исчерпаны. Но время VAS уже наступило.


По данным Ассоциации GSM, в 9 субъектах РФ действует по пять сетей стандарта GSM, в 22 – по четыре, в 31 – по три, в 12 – по две и в 9 – по одной GSM-сети.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!