Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2005
Александра КРЫЛОВА  01 августа 2005

К «терра инкогнита»

В поисках новых источников дохода, когда бурные процессы на рынке телекоммуникаций стали причиной оттока голосового трафика из фиксированных сетей в мобильные, телефонные операторы всего мира решились ступить на не изведанную ими «территорию» видео и заняться услугами IP-TV и VoD.

Освоение «терра инкогнита» – дело непростое. Недаром национальные операторы British Telecom, Telecom Italia, Telefonica перенесли сроки введения в коммерческую эксплуатацию услуги IP-TV на 2006 г. Однако на слуху и достижения самого удачливого европейского оператора IP-телевидения – FastWeb: его абонентская база (более 560 тыс.) ежемесячно увеличивается на 20 тыс., а 75% пользователей получают пакеты каналов IP-TV.

Для России, где персональными компьютерами пользуются немногим более 10% населения (и только половина ПК подключена к сети Интернет), а ТВ-программы принимают более 90% жителей, уcлуги IP-TV обречены на успех. Понимая это, поставщики платформ и решений готовы выступить в роли катализаторов внедрения услуг на фиксированных сетях связи, вступая в партнерские отношения с операторами.

С этой целью Huawei Technologies вывела на российский рынок новый бренд – QualiTVision, под которым предлагает полное (end-to-end) решение IP-телевидения операторского класса, разработанное в консорциуме с компанией CASCADE и израильской BitBand.

Первая из них, «дочка» крупнейшего оператора IP-TV в Гонконге PCCW (оператор запустил эту услугу в сентябре 2003 г. и к июню 2005 г. завоевал доверие 450 тыс. абонентов, отток – менее 1%), будет поставлять для QualiTVision платформу middleware собственной разработки, операционную систему и ПО, отвечающее за переключение и управление каналами, тарификацию услуг. Кроме того, абоненты смогут воспользоваться услугой электронного телегида (EPG).

Специализация второго партнера, принесшая ему европейскую известность, – разработка решений ContentonDemand. Именно решение BitBand выбрала компания FastWeb для предоставления услуг VoD.

Huawei поставляет для QualiTVision все сетевое оборудование, включая IP DSLAM, серверы широкополосного доступа и маршрутизаторы, а также абонентские устройства (STB) и шлюзы (Home Gateway). Кроме того, компания предоставляет полный набор услуг (консалтинг, конфигурирование, моделирование оборудования headend), систему управления, поддержку, развертывание, разработку предложений, локализацию, кастомизацию – словом, готова всячески облегчить поставщикам услуг их внедрение. Ведь операторам предстоит преодолеть немало трудностей (этой теме был посвящен недавний семинар, проведенный Huawei Technologies).

Первый и самый серьезный блок проблем связан с планированием абсолютно нового бизнеса и оптимальным выбором бизнес-модели.

Поставщики решения под брендом QualiTVision предлагают начать с предоставления небольшого количества каналов IP-TV ограниченному кругу пользователей из числа подписчиков на услуги широкополосного доступа в Интернет, а уж затем расширять число предлагаемых каналов и добавлять новые услуги, начав с VoD. При бизнес-планировании следует предусмотреть разные методы оплаты услуг, сформировать пакеты каналов и услуг, продумать систему скидок и бонусные системы. QualiTVision обеспечивает гибкое планирование, что позволяет оператору формировать самые разнообразные наборы сервисов, а пользователю – платить только за те из них, которые ему нужны.

Другая группа проблем связана с шириной полосы пропускания основной сети. Она особенно важна для предоставления видео по требованию (для услуги используется unicast, при котором требуемая полоса определяется количеством запросов от пользователей). Для оптимизации нагрузки на опорную сеть служит распределенная система серверов VoD: контент с центрального сервера направляется на локальные, размещенные как можно ближе к абонентам. Экономить на полосе можно путем вещания в формате MPEG-4. На широкополосных линиях в Гонконге хорошо работает также MPEG-2, требующая большей полосы.

Еще одна головная боль оператора при внедрении услуг IP-TV – разнотипный контент. Начальник отдела по развитию новых услуг CASCADE Т. Сюн считает, что продвигать на рынке следует именно контент, а не услуги IP-TV.

Безопасность контента в QualiTVision обеспечивается программными методами при помощи решения Network Conditional Access, которое позволяет перенести решение по защите контента из абонентских устройств в DSLAM, предоставляя практически 100%-ную защиту. У CASCADE есть решение, позволяющее предоставлять абоненту право на просмотр по принципу идентификации физической линии, которая проводится на головной станции. Помимо высокой безопасности такой способ защиты контента способствует минимизации стоимости абонентских STB, вплоть до их бесплатной раздачи клиентам. Впрочем, при необходимости операторы могут воспользоваться «карточными» решениями других партнеров Huawei по защите контента.

Отработать механизмы решения всех перечисленных проблем Huawei планирует в тестовыхзонах IPTV, которые будут организованы во всех федеральных округах. Первая появится к концу нынешнего лета в Казани и станет подарком к 1000-летию города.

«Мы ищем оптимальные пути внедрения услуг IPTV именно для местных операторов, чтобы они как можно быстрее сказались на развитии российского рынка связи в целом», – отметил вице-президент регионального подразделения Huawei Technologies в странах СНГ и Восточной Европы В. Сюй.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: