Rambler's Top100
Статьи ИКС № 8 2005
А. ГУМИРОВ  01 августа 2005

ОСОБОЕ МНЕНИЕ. Быть ли буму triple play в России?

Сегодня только ленивый не предлагает оборудование для triple play. Технические специалисты имеют возможность выбирать из большого количества решений разной стоимости и функциональных возможностей, в том числе для предоставления услуг IPTV, VoD.

С точки зрения внедрения у нас, кроме «СТРИМ ТВ», заявленного на выставке «Связь-Экспокомм2005», подобных решений пока никто не реализовывал. Однако этот проект окупит себя лишь тогда, когда число клиентов «СТРИМ ТВ» (а не ADSL-доступа вообще) перевалит за 200–300 тыс. портов. Но в ближайшие несколько лет достичь этого вряд ли удастся.

Прежде чем внедрять в России подобные решения, нужно менять всю инфраструктуру, поскольку при проектировании IP-сети на ранних этапах не учитывалась перспектива предоставления видеоуслуг, несмотря на то что об этих технологиях говорят уже давно. Такие проекты есть в США и Европе, где сети перепланировались в процессе модернизации. Массовые решения triple play в чистом виде есть в Японии, самый известный проект Cisco в Европе – FastWeb. Больше вероятности, что triple play привьется скорее в Европе, чем в США, где по-прежнему сильны позиции операторов кабельного ТВ (в прошлом году продажи кабельных модемов в США превысили продажи ADSL-модемов).

У нас же на базе первичной услуги, доступа в Интернет, мультисервисные решения чаще всего реализовать трудно: нужно реинвестировать огромные средства и строить сеть практически с нуля. И с организацией услуг VoD и IP-ТV есть проблемы. Первая – стоимость решения. Для средних и малых интернет-провайдеров она непомерно велика. У них возникнут трудности и с получением ТВ-сигнала, передачей его в широкополосную сеть. Цена решения с большим числом каналов измеряется миллионами долларов. Откуда у оператора даже с 10-тысячной абонентской базой такие деньги?

Вторая проблема – права на контент: этот механизм не проработан в нашем государстве. И если в кабельном ТВ это как-то еще решено, то применительно к IP-ТV… А действия на свой страх и риск чреваты серьезными последствиями.

Третья проблема – нужна новая, двухуровневая модель бизнеса. Чтобы услуга стала массовой, провайдерские сети должны иметь соответствующий набор оборудования. Нужен и контент-провайдер, который принимал бы каналы со спутника или по наземной связи и формировал IP-сигнал (т.е. фактически взял бы на себя расходы на это дорогущее оборудование), а полученный в результате IP-контент продавал бы ISP, работающим с конечными пользователями.

Некоторые из домовых или районных Ethernet-сетей уже модернизированы и готовы предоставлять абонентам услуги IP-ТV. А где взять контент? На российском рынке пока нет «единой точки входа» для покупки любых каналов, спакетированных по запросу заказчика. Для приобретения каждого канала небольшому оператору нужно обращаться в отдельную компанию.

Кроме того, остается вопрос абонентских терминалов, меняется концепция доступа: если для подключения к обычной Ethernet-сети ПД достаточно компьютера и модема, то для IP-TV необходимо некое абонентское устройство, которое будет разделять данные и видео, направляя последнее в STB. На абонента, которому помимо компьютера нужно иметь еще как минимум два устройства, ложится вся тяжесть затрат.

Для России решение triple play сложно в плане финансов и организации сети, потому что у самых «богатых» с точки зрения абонентской базы операторов «Связьинвеста» структура сетей ПД не развита, что никак не способствует внедрению этих услуг. Больше всего широкополосных подключений у альтернативных провайдеров, но у них не хватает мощи для развития сервисов, нужных абонентам.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!