Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2007
Николай ДМИТРИК  13 октября 2007

Правила телематики: ориентирование в мутной воде

Правительство РФ Постановлением № 575 от 10 сентября 2007 г. утвердило Правила оказания телематических услуг связи (далее – Правила), поставив перед телекоммуникационным сообществом непростой вопрос: как толковать и применять новый документ?

Толкование - серьезная наука. Правовые нормы всегда предусматривают лишь общую модель поведения, применение же ее в конкретных ситуациях, особенно в тех, которые законодатель не предвидел, требует специальных знаний и опыта. Основная задача профессионального толкования правовых норм - сохранение во всех случаях применения нормы того изначального баланса прав и интересов сторон, который закладывал в нее законодатель.

Но это в идеале. На практике же толкование все чаще сводится к вопросу: «Что же имел в виду автор документа?». К сожалению, именно в этом ключе пришлось готовить и настоящий комментарий.

Понятие «телематические услуги»

От давно обещанных правил оказания телематических услуг связи ждали определения телематических услуг связи. На правовом уровне этот термин раскрывался только в лицензионных условиях и Руководящем документе отрасли «Телематические службы», где под телематическими службами понимались факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде (п. 1.1.1). Однако в таком понимании этот термин не используется с 2005 г., когда были приняты Перечни лицензионных условий.

Перечень (но не понятие) телематических услуг связи в настоящее время определяется лицензионными условиями соответствующей лицензии. До принятия постановления правительства, утвердившего Правила, в перечень услуг входило предоставление:

  1. передачи факсимильных сообщений;
  2. передачи сообщений электронной почтой;
  3. доступа к информации мировых и региональных информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет.

Таким образом, лицензия на телематические услуги связи охватывала деятельность хостинг-провайдеров, служб электронной почты и интернет-кафе. Домовые сети и операторы «последней мили», не имеющие собственных серверов, работали на основании другой лицензии, которую сокращенно обычно называют «передача данных» (ПД). Постановление правительства, утвердившее Правила, внесло изменения в перечень услуг. Теперь в рамках лицензии на телематику предоставляются:

  1. доступ к сети связи лицензиата. Данное понятие Правилами не раскрывается, однако в них содержится понятие «предоставление доступа к сети передачи данных», определяемое как «совокупность действий оператора связи по формированию абонентской линии, подключению с ее помощью пользовательского оборудования к узлу связи сети передачи данных либо по обеспечению возможности подключения к сети передачи данных пользовательского оборудования с использованием телефонного соединения или соединения по иной сети ПД в целях обеспечения возможности оказания абоненту и (или) пользователю телематических услуг связи».
  2. доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет. Под ним Правилами понимается обеспечение возможности приема и передачи телематических электронных сообщений (обмена телематическими электронными сообщениями) между абонентским терминалом и информационной системой информационно-телекоммуникационной сети;
  3. прием и передача телематических электронных сообщений. При этом под телематическим электронным сообщением понимается одно или несколько сообщений электросвязи, содержащих информацию, структурированную в соответствии с протоколом обмена, поддерживаемым взаимодействующими информационной системой и абонентским терминалом.

Таким образом, основной вид услуг, которые теперь охватывает лицензия на телематику, - это доступ в Интернет (все его виды, от модемных пулов до интернет-кафе). Также телематикой чистой воды были бы BBS (электронные доски объявлений с доступом при помощи модема и терминальной программы), если бы они еще остались. Насколько теперь подпадают под определение телематики хостинг и служба электронной почты - сложный вопрос, так как, строго говоря, эти услуги не предполагают предоставление абоненту доступа (физического) к сети оператора и не являются услугами доступа к информационным системам Интернета. Кроме того, как хостинг, так и электронная почта связаны скорее с хранением и обработкой информации, а не с приемом и передачей электронных сообщений, как того требуют лицензионные условия.

И еще один момент. ФЗ «О связи» не предусматривает «автоматического» изменения постановлением правительства условий уже выданных лицензий. Пункт 3 ст. 36 этого закона предусматривает, что для внесения изменений в лицензию по инициативе лицензирующего органа требуется как минимум извещение лицензиата. Пока этого не сделано, лицензионные условия сохраняются в том виде, как они записаны в выданной лицензии. Это принципиальная позиция законодателя: лицензия - не жалованная грамота, ее действие при соблюдении установленных в ней условий гарантируется законом, а лицензирующий орган и даже правительство не вправе менять условия лицензий в произвольном порядке. Поэтому «старые» операторы останутся со «старыми» лицензионными условиями и только новые будут обязаны действовать по новым правилам.

Как в этой ситуации строить лицензионную политику компании?

Во-первых, если компания оказывает услуги «последней мили», получать две лицензии - на телематику и ПД, а не одну лицензию на ПД, как зачастую делали до сих пор.

Во-вторых, все-таки получать лицензию на телематические услуги связи в тех случаях, когда компания оказывает услуги хостинга, электронной почты, является контентпровайдером и использует для этого собственный узел связи. В этом случае компания оказывает услуги связи, а значит (в соответствии со ст. 29 ФЗ «О связи») обязана получить лицензию. Наиболее близкая по смыслу лицензия - на телематические услуги связи, ее и надо получать. Хотя надо предвидеть и возможные негативные последствия: так как фактически ведущаяся деятельность будет отличаться от предмета лицензии, может возникнуть необходимость в построении «потемкинских» сетей и линий связи для приведения инфраструктуры в соответствие с Правилами.

 

Договор с абонентом

Правила предусматривают заключение договора с абонентом путем осуществления конклюдентных действий или в письменной форме в 2 экземплярах (п. 17). Необходимо отметить, что в соответствии с п. 3 ст. 434 ГК принятие письменной оферты путем совершения конклюдентных действий (например, уплаты оговоренной в оферте суммы) - это тоже разновидность письменной формы договора, а потому этот механизм может использоваться во всех случаях заключения договора на оказание телематических услуг связи, что позволяет избежать подписания «бумажного» договора, когда это делать неудобно. Этого не запрещают и Правила, не устанавливающие закрытый перечень случаев, в которых используется каждая из форм заключения договора. Специальная форма заключения договора предусмотрена только для двух ситуаций:

  • договор об оказании разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа заключается путем осуществления конклюдентных действий;
  • оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме на основании заявления.

 

Персональные данные

Пункт 21 Правил предусматривает, что при заключении договора абонент-гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. ГК РФ и иные акты гражданского законодательства не требуют удостоверения личности контрагента (так как это налагает на лицо не свойственные ему правоохранительные функции), в силу чего в законодательстве и практике не существует устойчивого понимания, что же такое «предъявление» документа. Как представляется, это может быть как личное ознакомление с документом, так и получение его копии. Главное для оператора здесь - чтобы он мог доказать факт предъявления документа. Обычно это можно сделать путем сохранения реквизитов этого документа (паспортных данных).

Однако такая информация является персональными данными, в связи с чем на нее распространяется особый режим, установленный ФЗ «О персональных данных». Часть 1 ст. 6 указанного закона требует получения согласия субъектов персональных данных на осуществление обработки такой информации при заключении с ними договора, что налагает ограничения на использование копий документов, а не личного ознакомления с ними.

 

Ответственность

Основная новация Правил в части ответственности сторон - п. 68, в соответствии с которым оператор связи не несет ответственности за содержание информации, передаваемой (получаемой) абонентом и (или) пользователем при пользовании телематическими услугами связи. Лицензия на телематику тем самым стала индульгенцией для хостеров, чьи пользователи размещают информацию, распространение которой запрещено или ограничено законом. Впрочем, поскольку это положение Правил противоречит подпункту 2 п. 3 ст. 17 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», применяться будет закон, который не освобождает провайдера от ответственности в тех случаях, когда тот не мог не знать о незаконности распространения информации.

Остальные положения Правил об ответственности сторон, несмотря на их формулировки, носят диспозитивный характер и могут быть изменены договором, что прямо предусмотрено п. 1 и 3 ст. 401 ГК.

 

Вместо выводов

Этот комментарий носит субъективный характер и отражает точку зрения автора на то, как следует применять отдельные положения Правил. Предсказать, как они будут применяться на практике, сейчас сложно, особенно учитывая тот факт, что надзор в области связи был передан отдельному органу, выведенному из структуры Мининформсвязи России, а потому обладающему собственной правовой позицией. В идеальном варианте неопределенные формулировки Правил будут истолкованы в пользу операторов связи. Как будет на самом деле - посмотрим
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!