Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 3 2008
Евгения ВОЛЫНКИНА  Галина БОЛЬШОВА  Лилия ПАВЛОВА  04 марта 2008

Что вызревает в коконе CSTB?

CSTB, главный вещательный форум в России, за 10 лет своего существования далеко шагнул за рамки отрасли: в многослойном пространстве кабельного, спутникового вещания, телекинорадиотехнологий и широкополосного доступа вызревает новая медиасущность, контуры которой как раз и очерчиваются в «коконе» CSTB. 

«ИКС» не оставляет своим вниманием CSTB с момента организации в 1999 г. ее предтечи – выставки Cable & Satellitе Russia (см. все мартовские номера «ИКС» за 1999–2007 гг.). Наши наблюдения свидетельствуют о ежегодном стабильном приросте экспонентов CSTB: 2002 г. – более 150 участников; 2003-й – около 170; 2004-й – около 200; 2005-й – более 250; 2006-й – около 300; 2007-й – более 300; 2008-й – более 350.

Круглая дата – хороший повод сравнить день вчерашний с сегодняшним и попытаться заглянуть хотя бы в ближайшее завтра. «Смена декораций» CSTB адекватно отражала гигант-ские перемены, произошедшие в телерадиоиндустрии за минувшие 10 лет. От ограниченного круга участников (операторы кабельных и спутниковых сетей вещания, производители оборудования) – к полному набору игроков ТВ- и телеком-рынков (операторы платного ТВ, производители оборудования для сетей платного ТВ, дистрибьюторы, системные интеграторы, производители контента и контент-провайдеры); от борьбы кабельщиков за право на зрителя – к очевидному их авторитету в платном ТВ; от доминанты «технологических» докладов – к анализу внедрения Web-TV, IPTV, HDTV, мобильного ТВ; от единичных выступлений на секции поставщиков контента – к Всемирному контент-шоу (World Content Show), собирающему десятки российских и зарубежных каналов; от туманных разговоров о будущем цифровом вещании – к острым дискуссиям о плюсах и минусах принятой правительством концепции его внедрения… Такова, в общем, смена акцентов, произошедшая между первой выставкой Cable & Satellitе Russia и 10-й CSTB (Cable & Satellite, Teleradio & Film Technology and Broadband), проходившей 4–7 февраля 2008 г. Каждый год имел свои «изюминки». В этом году, после нескольких лет томительного ожидания, ТВ-общественность получила наконец от правительства документ, вносящий определенную конкретику в дискуссии о «цифровом завтра».

«Драки будет еще много…»

В конце 2007 г. правительство утвердило Концепцию развития телерадиовещания в РФ. Что дает ТВ-рынку принятие Концепции, насколько она оправдала ожидания его игроков?

По мнению Г. Скляра, гендиректора ФГУП «РТРС», этот документ имеет большое значение, поскольку в нем правила игры в целом определены и определены государственные ресурсы, которые будут использованы: «Я думаю, что на этапе разработки и утверждения федеральной целевой программы (а правительство должно утвердить ее во 2-м полугодии 2008 г.) мы получим ответы на большинство вопросов».

Иной точки зрения придерживается А. Малинин, зам. гендиректора ВГТРК. Среди нерешенных проблем он называет и отсутствие частотного плана, и неопределенности с «социальным пакетом» (будет ли он обязательным для всех операторов или нет, и если да, то сколько каналов в него войдет, какие это будут каналы?), и сложности в освоении оконечного цифрового оборудования «поколением retro»… Концепция, считает А. Малинин, представляет собой лишь некую декларацию и описывает базовые подходы, а правда – в деталях, и когда они будут воплощаться в подзаконные акты, тогда и развернется по-настоящему серьезная борьба на уровне лоббирования интересов тех или иных групп, субъектов данного процесса. «Мы только в начале пути, – говорит он. – И драки будет еще много».

Ю. Припачкин, президент АКТР и глава «Реновы Медиа» считает, что в Концепции слишком много внимания уделено технологическим аспектам, но не решены вопросы юридические и пока не будет проработана вся юридическая модель, опирающаяся в том числе на законы, связанные с интеллектуальной собственностью, говорить, что Концепция приняла окончательный вид, нельзя.

Участники круглого стола вышли за рамки обозначенной тематики, и на фоне уже не раз дискутируемых на подобных встречах вопросов (кабельное и эфирное вещание – конкуренты или партнеры? означает ли цифровизация гибель эфирного вещания?) неожиданно свежо прозвучало: а зачем, собственно, нужна ТВ-цифра?..

Принято считать, что главная идея перехода на цифровое вещание – увеличение количества каналов и повышение качества сигнала, что цифровизация необходима для перераспределения РЧС, что, наконец, цифровой переход нужен огромной индустрии производителей оборудования и контента. Все это верно. Однако, как считает Э. Разроев, гендиректор «Системы Масс-медиа», есть и «нечто другое», что является ключевым фактором перехода на цифру. «Сейчас такое «конвергентное время», когда различные медиа фактически сливаются, – пояснил он свою позицию. – Соответственно, нельзя говорить о телевизионной среде – наверное, нужно говорить о медийной среде. Миграция на цифру позволяет, во-первых, достичь слияния всевозможного контента; во-вторых, сделать эту медийную среду интерактивной; в-третьих, обеспечить персонализацию (что особенно важно), когда пользователь смотрит что хочет и когда хочет». В этой связи он отметил, что вещание – лишь один из элементов единой среды (медиа) и именно цифровые технологии позволяют объединить разные пространства в единое целое, а абоненту дать доступ к этому пространству по разным каналам.

Л. ПАВЛОВА

Конвергенция, новые услуги и старые проблемы операторской бухгалтерии

Единого мнения, что означает слово «конвергенция», в телеком-индустрии до сих пор нет. Некоторые считают, что это процесс универсализации операторов, которые раньше специализировались на телефонной связи, услугах широкополосного интернет-доступа или кабельного ТВ, а теперь решили предоставлять все эти услуги разом, причем зачастую с использованием разных технологий. Для других конвергенция – это использование одной и той же среды передачи данных для предоставления разных услуг, для третьих – взаимопроникновение различных услуг, предоставляемых одним оператором (например, на экран телевизора выводится информация о входящих телефонных звонках или сообщениях электронной почты).

Операторы начинают заниматься конвергенцией (или тем, что они понимают под этим словом) по банальной причине – чтобы не допустить падения ARPU. Маркетологи давно говорят о необходимости внедрения новых услуг, но больших прибылей они операторам пока не приносят. По словам Т. Толмачевой («iKS-Консалтинг»), дополнительные услуги в доходах операторов сегодня занимают очень небольшую долю (например, у операторов КТВ она не выше 1%). На новых интернет-сервисах сейчас зарабатывают главным образом поставщики контента (в 2007 г. их доходы на российском рынке составили порядка $80–100 млн). И в среднесрочной перспективе операторам КТВ и интернет-провайдерам не стоит ждать, что новые услуги станут основным источником генерации доходов, но их надо развивать для привлечения и удержания клиентов. Того же мнения придерживаются и многие операторы. А зам. гендиректора «ЭР-Телеком» С. Гусев вообще считает, что рынок телекоммуникаций концептуально уже дошел в своем развитии до рынка ПК, поэтому каждые полгода оператор должен предлагать клиенту что-то новое (услуги, возможности, тарифы и т.д.).

К числу тех самых новых услуг можно отнести цифровое ТВ, в перспективах которого никто не сомневается, поскольку в относительно недалеком будущем нас ждет всеобщий, пусть и несколько насильственный, переход на цифру. Например, «Комкор-ТВ» больше двух лет продвигает в Москве цифровое ТВ под маркой АКАДО, причем доходы от него растут быстрее, чем от услуг ШПД.

Но Москва все-таки особый рынок, а в регионах ситуация иная. Например, у продвинутого «ЭР-Телекома» цифровое ТВ пока есть только в Перми (запуск услуги в Тюмени и Самаре запланирован на май 2008 г.), а 90% абонентов пользуются аналоговым ТВ, и искусственно форсировать процесс цифровизации компания не собирается. Как отметил А. Петров, зам. гендиректора «Мультирегиона», который также активно работает в регионах, еще ни один российский кабельный оператор не заявил, что его услуга цифрового ТВ стала окупаемой, т.е. пока она не очень востребована. В. Шуб из «Системы Масс-медиа» тоже довольно категоричен: «Абоненту КТВ абсолютно все равно, в каком формате он получает ТВ-сигнал – цифровом или аналоговом. Ему интересно только количество каналов и качество картинки, и аналоговое ТВ с 60 каналами с этой задачей справляется. Внедрение цифрового ТВ упирается в банальный вопрос: сколько стоит приставка и кто за нее должен платить?». Правда, проблема цены приставки из-за быстрого удешевления всего оборудования скоро решится сама собой, и когда будет преодолен некий психологический барьер, начнется взрывной рост спроса на эту услугу.

Технологическая готовность операторов к новым услугам – это, конечно, замечательно, но нужны еще готовность и желание абонентов потреблять эти услуги. С одной стороны, операторы должны уметь просчитывать, какие сервисы могут вызвать интерес публики, но, как показывает практика, такой «бухгалтерский» подход срабатывает далеко не везде и не всегда. Как тонко подметил технический директор «Комстар-Директ» (СТРИМ) В. Белов, если бы кто-то в свое время принялся просчитывать рыночные перспективы Skype, YouTube и Google, их запуск не состоялся бы никогда.

Е. ВОЛЫНКИНА

Страсти по HDTV

В оценке перспектив ТВЧ диапазон мнений широк – от скепсиса до восторга. С. Гусев («ЭР-Телеком»), относится к апологетам HDTV: «Вчера на круглом столе мы чуть не подрались с одним оператором, который считает, что HDTV – тупиковый вариант. Мое мнение: за HDTV – будущее, и через 10 лет оно будет таким же обычным явлением, как цветное ТВ сегодня». Главное препятствие массового внедрения HDTV – дороговизна, не столько даже услуги, сколько «сопутствующего» оборудования, – уже сегодня, по мнению С. Гусева, перестает быть актуальным, поскольку «люди с удовольствием покупают дорогие телефоны, дорогие автомобили и будут все больше покупать дорогие телевизоры».

Более сдержан в подобных оценках другой сторонник HD, технический директор «НТВ-Плюс» О. Колесников: «Все мы понимаем, что переход на HD неизбежен, однако продвигать эту услугу в массы тяжело: рассказывать о различиях SD и HD – примерно то же, что рекламировать цветное ТВ по черно-белому телевизору». И хотя первой в вещании ТВЧ стала спутниковая компания, О. Колесников считает, что именно кабельные операторы имеют шанс сыграть главную роль в распространении HDTV в России, поскольку «спутниковое ТВ никогда не даст того интерактива, какой дает КТВ».

Что же касается «HD-контентного дефицита», то его остроту призвана снять новая структура – Сеть телевизионных каналов высокой четкости HD Media. В ее задачи входит производство, подготовка и распространение HD-контента, обеспечение эффективной информационно-рекламной площадки для продвижения оборудования и услуг соответствующей отрасли экономики. По словам Г. Гадияна, гендиректора HD Media, на первые три канала – «Перпетуум Мобиле», «Мир Эстетики», «Терра Инкогнита» – в начале этого года получены свидетельства о регистрации СМИ, и их полномасштабное вещание планируется начать в марте–апреле. Вещание HDTV-каналов осуществляется со спутника Intelsat 904. Сигнал может приниматься на территории России (до Урала), стран СНГ, Балтии, Европы. Особенность проекта – бесплатное распространение каналов как для конечного потребителя, так и для региональных партнеров (источник доходов – реклама). Прямой бесплатный доступ на всей территории зоны охвата доступен всем при использовании непосредственно спутникового приема (DVB-S).

«Мы полагаем, что до конца 2008 г. в разных сетях России будет осущест-вляться вещание до 15 каналов ТВЧ», – считает Г. Гадиян.

Л. ПАВЛОВА

IPTV: место в мейнстриме

Во всеобщем движении к мультисервисности у IPTV – особенная роль. Как заметил А. Герасимов (ВСС), у современных бизнес-моделей ТВ есть общая проблема – их очень сложно персонифицировать, а IPTV позволяет легко, без значительных затрат персонифицировать услугу телевещания для конкретного абонента: организовать интерактивный канал и предложить абоненту именно то, что он хочет получить.

Число IPTV-подписчиков в России сегодня сравнительно невелико (по разным оценкам, от 110 тыс. до 200 тыс.) и, по словам Е. Соломатина («Коминфо Консалтинг»), IPTV – одно из направлений, которое в ближайшее время не будет источником генерации прибыли для многих игроков рынка. Но эта услуга, опирающаяся на интерактивный контент, займет прочное место в палитре сервисов. И хотя даже самые смелые прогнозы не предполагают массовой «IPTV'зации» (по разным оценкам, через 5 лет в мире будет от 40 до 70 млн пользователей этой услуги), операторы, стремящиеся создать для своих абонентов комфортную «среду общения», будут обязательно включать IPTV в свой портфель услуг.

Л. ПАВЛОВА

О российской неземной любви к дефициту

О дефиците спутникового ресурса в нашей стране заговорили еще весной 2007 г., а положительные сдвиги в регуляторной политике и реализация приоритетного нацпроекта «Образование», вызвавшие резкий количественный рост VSAT-сетей (по данным гендиректора «Сетьтелеком» С. Пехтерева, в РФ к февралю с.г. установлено 20 тыс. терминалов), только его обострили. Вот если бы (хотя бы для ПНП «Образование») государство ввело упрощенную процедуру регистрации для пары каких-либо зарубежных КА, возможно, напряженность бы несколько спала. Но привычка создавать дефицит даже на пустом месте (например, в околоземном пространстве) победила, и отечественному потребителю «настоятельно рекомендуют» использовать отечественный же спутниковый ресурс. А в это время российские спутниковые операторы – и ГПКС, и «Газком» – переносят запуски на год, радуются своей «полной загрузке» и поднимают цены на случайно обнаруженные свободные «полоски».

Запуск в январе 2008 г. «Экспресса АМ-33» в позицию 96,50 в.д. не улучшил ситуацию. Его эксплуатация начнется не раньше марта–апреля, но больше половины его емкости уже продано. ГПКС, безусловно, «подставила» отечественных потребителей, перенеся запуски трех КА с 2007-го на 2008 г. Несколько исправит положение запуск большого и малого КА в точку 110 в.д., который теперь обещан в июле, но не для VSAT, а для вещателей не западнее Европы. Так что до 2009 г. (а скорее до начала 2010-го), когда будут запущены «Ямал-301» (90° в.д.) и «Ямал-302» (55° в.д.), надеяться не на что. При этом не следует забывать, что срок службы «Ямал-100» на исходе, а значит, «его» потребители захотят перейти на новый борт.

При таком раскладе актуальными становятся технологии экономии спутникового ресурса (их продвигает «МедиаСпутник»), а высокая цена на услуги VSAT множит ряды пользователей более дешевого и не требующего специальных разрешений асимметричного интернет-доступа, предлагаемого, например, компанией «Радуга Интернет».

Г. БОЛЬШОВА

Через призму экспозиции

  • Оператор спутниковой связи «РуСат» демонстрировал новинку – терминал-шлюз Radyne SkyWire MDX420 (мировые продажи – с ноября 2007 г.), предназначенный для создания спутниковых сетей практически любой топологии без центральной станции. По сути, это Mesh-терминал на базе TDMA, способный выделять полосу по требованию одним скачком, минимизируя время отклика системы и адаптивно отслеживая изменение трафика. Цена SkyWire от производителя – около $6 тыс. Поставщиком SkyWire в России выступает официальный дилер производителя Radyne ComStream – «Инфраструктура ТК», которая предоставила «РуСат» оборудование для тестирования на спутниковом ресурсе.
  • Российский производитель телекоммуникационного оборудования «Интеркросс», кроме кроссового оборудования, ADSL-модемов и новых сплиттерных блоков xDSL, традиционно демонстрировал ТВ-приставки, в частности абонент-скую приставку для цифрового кабельного телевидения ICxSTB 500-41 (DVB-C) с системой условного доступа. Две тысячи таких приставок стоимостью 1300 руб. уже работают в сети одного из провайдеров Белгорода, а кроме того, они сейчас проходят тестирование в сетях 50 операторов по всей стране.
  • «Связьстройдеталь» демонстрировала оконечное оборудование собственной разработки для операторов КТВ и интернет-провайдеров, прокладывающих оптоволокно до дома и витую пару до абонента. На стенде также было представлено кроссовое оборудование для PON-сетей с оптоволокном до ПК пользователя и кроссовые оптические шкафы с поворотными панелями, конструкция которых удобна для монтажа и обслуживания оптического кросса. У компании есть отдельные линейки оборудования с комплектующими швейцарской фирмы Huber-Suhner AG и китайских производителей.
  • На стенде дистрибьютора активного и пассивного сетевого оборудования «Тайле» самым заметным экспонатом была система IPTV с большим плазменным HD-экраном и приставками DIB-110 и DIB-120 (примерная стоимость $100–130) производства D-Link, декодирующими IP-сигнал в телевизионный (всех существующих стандартов), поддерживая в том числе HD-формат изображения (DIB-120). Это решение сейчас проходит тестирование у многих московских и региональных интернет-провайдеров. Как предполагается, запуск первой службы IPTV с использованием DIB-110 и DIB-120 произойдет уже во II квартале 2008 г.
  • «Эликс-Кабель» в ноябре 2007 г. открыл в Перми завод по производству оптических кабелей. «Эликс-Кабель Урал» стал третьим заводом компании в России (первые два находятся в Москве и Казани). Новый завод с проектной мощностью 1000 км оптоволоконного кабеля в месяц ориентирован на потребителей, работающих в Уральском регионе. В ассортименте продукции пермского завода, представленной на выставке, – оптические кабели для локальных и магистральных сетей (подвесные, для прокладки в грунт и в канализацию).
  • Система условного доступа Irdeto PiSys разработана с учетом нужд компаний, начинающих вещание в цифровом формате (DVB-C/S/T, IPTV, DVBoIP, DVB-H T/S-DMB). Широкий набор модулей позволяет легко модифицировать систему в зависимости от потребностей оператора. С приобретением компаний IDWay IBS Interprit в портфолио Irdeto теперь также присутствуют биллинг и middlware, что позволяет предлагать операторам полный пакет АПК для запуска платных услуг в цифровых ТВ-сетях.
  • На совместном стенде компаний «Комкор» и «Комкор-ТВ» (торговая марка АКАДО) посетители могли ознакомиться с технологией доставки ТВ-сигнала высокой четкости (HDTV) по наземным каналам связи. На стенд подавался по оптоволоконным линиям HDTV-сигнал из Стокгольма, демонстрирующий фильмовый канал ТV-1000 и два спортивных канала. На стенде были также представлены услуги, которые появились у АКАДО в 2007 г.: «Домашний кинозал» – просмотр новинок кинопроката в удобное для зрителя время, «АКАДО.Файлы» – хранилище информации, доступное каждому пользователю сети АКАДО, «АКАДО.Музыка» – возможность покупать лицензионные музыкальные композиции отличного качества не выходя из дома. Кроме того, в ноябре 2007 г. у АКАДО на портале Mail.ru появилось интернет-вещание телеканалов, входящих в базовый пакет.
  • Томская компания Elecard продемонстрировала решение для IPTV – SIGMA iTV. Линейка продуктов для IPTV включает в себя кодеры AVC/H.264, серверы VoD и TimeShift, стримеры DVB-IP и инкапсуляторы IP-DVB, а также абонентские декодирующие приставки STB.
  • Системный интегратор «Оптимальные Коммуникации» представил широкий спектр оборудования для построения мультисервисных сетей по технологии FTTB, передачи теле- и видеосигналов, данных и голоса по сетям GePON: головные станции, оптический кабель, оптические передатчики, усилители, приемники, мультиплексоры, ВЧ-компоненты, измерительное оборудование.
  • ГК IskraTEL представила линейку продуктов и решений под маркой SI3000 OSAP. Это решения, обеспечивающие оптимальное использование существующей инфраструктуры оператора для быстрого и эффективного внедрения новых услуг.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!