Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 10 2007
Сергей НЕСТЕРОВИЧ  15 октября 2007

ZyXEL предлагает новую игру на SMB-поле

Операторы и системные интеграторы все чаще обращают взор в сторону предприятий малого и среднего бизнеса – SMB. Между тем работа на SMB-поле требует новых, отличных от принятых в сегменте крупных корпоративных клиентов, подходов, умения зарабатывать не только на качестве услуг, но и на количестве клиентов.

Какие продукты и услуги сегодня требуются SMBклиенту и что может предложить ему оператор? Внедрение каких технологических решений для обеих сторон экономически целесообразно?

Но прежде чем говорить о конкретных решениях, нужно понять, в чем же состоят отличия сектора SMB от крупных корпоративных заказчиков, где они носят чисто количественный, а где - качественный характер.

Отличия компаний SMB от крупных корпоративных заказчиков

Что такое крупный корпоративный клиент с точки зрения его собственной экономики? Как правило, крупные компании обладают достаточно серьезным финансовым ресурсом, позволяющим осуществлять капитальные вложения в создание технических систем, которые окупятся через многие годы (см. таблицу).

Малые и средние компании обычно не имеют возможности вкладывать серьезные средства в собственную инфраструктуру, а если и имеют - будут оптимизировать вложения по соотношению цена/качество применительно к текущим своим потребностям. В то же время крупные клиенты больше ориентированы на покупку «самых лучших» технических решений. Как правило, они стараются инвестировать с расчетом на дальнейший рост потребляемого трафика, количества портов и т.д.

Вложения крупных корпоративных клиентов являются капитальными и стратегическими, SMB-клиентов скорее замкнуты на короткий - год-два - цикл воспроизводства вложенных средств. До недавнего времени это различие создавало серьезную проблему при модернизации инфраструктуры связи малых и средних компаний - они не были склонны приобретать решения «на вырост». Используемый ими набор телекоммуникационного оборудования постепенно начинал выглядеть настоящим «зоопарком», стоимость сопровождения которого все росла и росла.

Там, где крупное предприятие имело возможность проводить долговременную технологическую политику, фирмы SMB-сектора действовали скорее ситуативно. Там, где крупное предприятие централизованно закупало серьезную телекоммуникационную технику, например телефонную станцию, обеспечивающую связь внутри географически распределенной корпоративной сети, SMB-компания обычно оставалась с россыпью офисныхАТСок, подключенных к городской сети по абонентским линиям.

В последние годы ситуация в телекоме радикально поменялась

Технологические решения (такие, как SDH-сети), еще вчера казавшиеся незыблемыми, начали вытесняться - на смену традиционной телефонии, даже в местной связи, стали приходить IP-технологии. Закрытые фирменные аппаратные платформы телефонных станций мутировали и превратились в серверы, работающие под управлением стандартных операционных систем - Windows или Linux.

Стандартизация платформ телефонии дала ожидаемый полезный эффект: дополнительные функции, доступные на офисных АТС, такие, например, как перевод или удержание звонка, теперь не привязаны к специфическим возможностям конкретного оборудования. Конечному пользователю предлагается забыть, что к телефонной станции Panasonic нужен системный телефон Panasonic, к телефонной станции Siemens - телефон Siemens и что с обычного телефона все эти возможности, ставшие стандартом для работы в офисе, недоступны.

Теперь возможности, доступные абоненту, привязаны к реализации стандартного протокола SIP, а не к аппаратным особенностям фирменного «железа». Они могут плавно меняться - по мере очередного апгрейда софта на стороне абонента и/или на стороне софт-свитча, заменившего собой традиционную телефонную станцию.

Рынок телекоммуникационного оборудования начал поворот от закрытых и нестандартных решений к использованию открытых интерфейсов и протоколов. Разумеется, это не было бы осуществимо без активного участия производителей.

Пионер решений на основе протокола SIP -

таковым по праву считает себя компания ZyXEL.

Шлюз пакетной телефонии ZyXEL P-2024 и IP-АТС ZyXEL X-6004 стали первыми в новой линии продуктов этого производителя сетевого оборудования. Что представляют собой эти новинки?

Р-2024 - по сути, удаленный вынос офисной или операторской IP-АТС, который позволяет подключить до 24 обычных абонентских телефонных линий по одному интернет-соединению - ADSL, Ethernet или SHDSL. Его возможностей достаточно для тех потребителей, которым нужно увеличить линейную телефонную емкость офиса или удаленного подразделения без прокладки дополнительного кабеля и при этом предложить пользователям все современные возможности телефонии - конференц-связь, перевод звонков и т.д. Главным отличием от офисных АТС, с точки зрения пользователя, является то, что вся маршрутизация вызовов и дополнительные услуги осуществляются внешним программным коммутатором - при обрыве IP-соединения невозможны даже внутренние вызовы.

ZyXEL X-6004 более интересен для операторов - эта модель призвана составить конкуренцию телефонным станциям среднего размера. Она может оснащаться разнообразными интерфейсами телефонных линий - T1/E1, ISDN, FXS и FXO (абонентские линии и станционные окончания), обладает несколькими десятками стандартных для станций бизнес-класса функций - от простейших, таких как фоновая музыка в режиме ожидания, сопровождение звонка, переадресация и обратный вызов, до продвинутых - ночного режима, многоточечных конференций и голосовой почты.

Устройства X-6004 могут быть подключены к сети вышестоящего оператора и по протоколу SIP. Таким же способом их возможно объединять между собой, создавая распределенные географически сети с единым планом нумерации.

ZyXEL X-6004 умеет выдавать биллинговую информацию в стандарте CDR, управляется как через SNMP, так и по вебинтерфейсу. Последняя функция доступна не только для централизованного управления, но и в виде «персонального веб-кабинета», позволяющего осуществлять настройки для конкретного пользовательского профиля. Широкие возможности и достаточно хорошая управляемость делают эту станцию привлекательной для операторов, позволяя начать внедрение услуг IP-телефонии и добавленной услуги - «виртуальная офисная АТС». Особенно интересным это может быть для малых и средних интернет-провайдеров, не отягощенных устаревшим оборудованием «классической» телефонии.

Готовы ли операторы к продвижению нового типа услуг?

Вопрос неоднозначный. С одной стороны, у них уже есть все «кирпичики», необходимые для возведения «фундамента», а с другой - удобство использования виртуальной АТС будет впрямую завязано на четкость работы сервисной службы оператора, централизованно, по запросам абонентов, переконфигурирующих софт-свитчи.

Добиться этого, безусловно, можно, но при относительно низкой стоимости самого оборудования. Дело в том, что бо'льшую часть вложений (да и времени) оператор, только выходящий на этот рынок, должен будет потратить на отстройку собственных организационных процедур, а не на аппаратное обеспечение от ZyXEL.

Наконец, психологическая инерция потребителя, привыкшего видеть коробку офисной станции у себя под рукой, а не на площадке оператора, тоже немаловажный фактор и так просто его не преодолеть.

Отсюда вывод: предложенное ZyXEL оборудование может быть использовано для привлечения early adopters - аудитории, наиболее восприимчивой к новациям, ориентированной на использование «самого нового, самого крутого». Среди компаний SMB число подобных сторонников прогресса намного больше, чем среди крупных (и поэтому инерционных) организаций. Внедрение новой технологии - хороший повод завоевать репутацию в той области, где конкуренция пока отсутствует.

Это означает, что внедрение услуги «виртуальная телефонная станция с доступом по SIP» наиболее привлекательно именно для средних и небольших операторов связи, которые ставят своей задачей расширить абонентскую базу, достигнув хотя бы временного технологического преимущества перед грандами отрасли. Положительной особенностью технологии ZyXEL в этом смысле является то, что при любом сценарии развития линейки оборудования, средства, вложенные в покупку X-6004, не будут потеряны. В отличие от традиционных телефонных станций, ограниченных аппаратно как в плане расширяемости, так и совместимости, основанные на SIP софтсвитчи и удаленные выносы без проблем допускают агрегирование и взаимную стыковку, а X-6004, и в определенной степени P-2024, предлагают еще и гибкие возможности расширения аппаратной функциональности.

Более серьезным операторам, уже предоставляющим услуги классической телефонии, стоит присмотреться к новой технологии, четко понимая, что это их собственное будущее и что внедрение SIP на их сетях произойдет неизбежно и довольно скоро. Возможно, ZyXEL X-6004 окажется подходящим выбором, чтобы поэкспериментировать с внедрением услуги виртуальной АТС и IP-телефонии перед переходом на более мощные продукты операторского класса.

Интересным и пригодным для немедленного массового внедрения на сетях таких телефонных компаний окажется и ZyXEL P-2024. Наряду с устройствами серий P-2602/2608/2302/2304 (до 2-8 абонентских линий FXS), ZyXEL P-2024 может быть использован в виде IP-удлинителя/расширителя, позволяющего выносить телефонные номера далеко за пределы зоны, физически покрываемой абонентскими линиями оператора.

Комбинированные устройства ZyXEL (в сериях P-2300/2600 имеется несколько моделей, различающихся типом телефонного интерфейса: FXO/FXS/DECT/Wi-Fi) включают в себя и IP-маршрутизатор с интерфейсом Ethernet или ADSL, что заметно упрощает настройку SIPтелефонии и позволяет устанавливать их в качестве оконечного оборудования при комплексном оказании услуг «Интернет + телефония».

***

Итог разговора закономерен: тем, кто хочет не просто выживать, а идти вперед и расширяться, преодолевая усиливающуюся конкуренцию, самое время взглянуть на предложенное ZyXEL оборудование и попробовать игру на новом поле. Возможность играть уже есть, но площадка еще не поделена...
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: