Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 8 2005
Андрей ГИДАСПОВ  01 августа 2005

Мир увлечен мобильной игрой

Платформы мобильных игр

Существует много способов получения игр на телефон, однако качество игры определяется качеством платформы, на которой они базируются. Так, например, текстовые игры достаточно хорошо принимаются благодаря простоте их использования. В то же время естественные технические границы таких игр сужают их потенциал. Игры на основе браузера (WAP) обычно не пользуются спросом из-за своей статичности и отсутствия необходимой скорости загрузки. Загружаемые игры приобрели широкую популярность еще и потому, что они практически не отличаются от обычных портативных игр.

SMS. Как известно, SMS-игры уступили дорогу загружаемым играм по очевидным причинам. Игры, которые можно загрузить, отвечают чаяниям большинства любителей электронных игр (цвет, графика, интерактивность), тогда как SMS-игры – по сути текстовые тесты. Тем не менее и они заполняют свою нишу, причем довольно успешно. Как следует из их названия, SMS идеальны для отправки коротких сообщений, но никак не для создания групповой игровой ситуации. И все же, во время неудачной попытки запуска WAP в 2001–2002 гг., текстовые игры оставались единственной надежной платформой.

Обычно SMS-игры построены на диалоге между пользователями внутри сети одного оператора. По этой причине разработчики искали тесного партнерства с каждым оператором в отдельности. В среднем операторы делят с провайдерами игр 20–40% премиум-дохода, получаемого от SMS-игр. В Европе операторы следуют так называемой модели «0 и 10», в соответствии с которой весь входящий трафик бесплатен для пользователей, а трафик, отправляемый с мобильника, стоит в пределах $0,10. В некоторых странах преобладает модель «2 и 10», где пользователь платит $0,02 за входящее SMS-сообщение и $0,10 – за отправляемое. Разработчики SMS-игр получают в среднем от 10 до 30% от дохода оператора сети.

Цена «Премиум» означает, что стоимость SMS транзакции – это переменная, основанная на содержании и/или месте отправки сообщения. В Европе «Премиум»-SMS используется как загружаемая биллинговая система, и она уже стала у разработчиков игр одним из главных способов получения дополнительных доходов. По очевидным причинам SMS-игры развивались в рамках установленных правил. Сообщения игроков должны быть короткими и простыми (более сложные ответы сокращают количество сообщений, которые тот или иной пользователь сможет отправить) – одно слово или даже одна буква. Лучшие SMS-игры своим успехом обязаны не только технологии, но и лаконичности и могут генерировать около 200 тыс. текстов в день.

WAP. Пожалуй, наибольших успехов во время недолгого расцвета WAP добился американский разработчик Jamdat, который в октябре 2000 г. создал вариант игры под названием Gladiator для пользователей крупнейшего американского оператора Sprint PCS. К декабрю 2001 г. более миллиона пользователей сыграли около 2,5 млн. игр, затратив на них свыше 14 млн. минут. Но это оказался лишь «лучик света» в «эре WAP», которому так и не удалось стать успешным протоколом для игр. Ведь на самом деле телефоны с функцией WAP являлись некими маленькими браузерами, которые подключались к Интернету, как и обычные интернет-браузеры. Зависимость пользователя от интернетсервера делала игру медленной и неинтересной.

Java, BREW, ExEn, Mophun. Загружаемые игры – настоящий рай для индустрии мобильных игр. Они позволяют играть в анимационном режиме и вне зависимости от Интернета, т.е. соответствуют обычной розничной модели: разовая оплата обеспечивает возможность безлимитной игры.

Необходимое условие для загружаемых игр – наличие приложений, позволяющих таким программам действовать, передавать игру через эфир и быть принятыми другим устройством. Но это самое простое. Другие характеристики включают возможность использовать графику, звук, различные размеры экрана и интерфейса, безопасность, управление цифровыми правами и т.д.

Из загружаемых игр наиболее распространена J2ME, вариант технологии Java корпорации Sun Microsystems. С J2ME успешно конкурируют и другие технологии – BREW, ExEn и Mophun. Уровень проникновения этих платформ в мире различен: Java популярна на всей планете, BREW – в США, КНР, Корее и на Тайване, ExEn – во Франции и Германии, Mophun – в Скандинавском регионе.

Альтернативы

Если операторы не оправдают надежд своих клиентов, любители мобильных игр смогут выбрать альтернативный вариант. В Европе в сети Интернет сейчас активно используется открытый канал, который предоставляет многочисленным вендорам игр, основанных на языке Java, возможность использования SMS в качестве основного инструмента оплаты. Практически все интернет-сервис-провайдеры, а также несколько крупнейших потребительских брендов предлагают загружаемые игры со своих сайтов. Однако количество специализированных webсайтов, посвященных продаже игр на языке Java, растет с каждым днем. Такие web-сайты обычно более локализованы, чем предоставляемые операторами, и работают с местными студиями для разработки игр, популярных в том или ином регионе. Организаторы данного бизнеса очень гибко и оперативно реагируют на тенденции рынка, предлагают большой ассортимент игр. Некоторые обещают достаточно высокий процент с прибыли для контент провайдеров – до 80%. Приобрести игры можно, воспользовавшись интерактивными услугами цифрового ТВ или рекламой в прессе. В настоящее время Интернет и телевизионные порталы контролируют около 50% игрового бизнеса на некоторых европейских территориях, однако авторы исследования утверждают, что фактически операторы контролируют 80–90% европейского рынка мобильных игр.

В будущем операторы могут встретиться с усилением конкуренции от ритейлеров. Некоторые магазины уже начали торговать играми. Во время недолгой эры WAP ключи к играм предоставлялись с помощью карточек со скрытым кодом, который позволял получить доступ к играм на WAP-сайтах.

Ключевые моменты развития сектора мобильных игр
  • Развитие маркетинговых программ Для того чтобы показать пользователям, как легко, доступно и приятно использование мобильных игр, должны проводиться маркетинговые и рекламные акции. Например, специальные порталы, такие как немецкие Jamba and Zed, рекламируют, причем очень активно, мобильный гейминг, и результаты не заставляют себя ждать.
  • Новые технологии Доступность демоверсий игр, плата за уровень (pay-perlevel), доступ к лигам и конкурсам, игры в режиме «мультиплей» при качественном исполнении должны повысить интерес и удовлетворенность клиентов, а также ускорить рост рынка. Интересный ход – загрузка механизмов миниигр, позволяющих продолжать игру. Например, клиент может купить механизм шахматной игры, заплатить за нее номинальную сумму, чтобы затем сыграть с другими владельцами такого же механизма.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!