Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2005
01 сентября 2005

Комплексная автоматизация: enter?

Логика рынка

Способность OSS влиять на оптимизацию деятельности операторов приобретает особую значимость в силу целого ряда причин: развитие и продвижение в регионы крупных холдингов, освоение традиционными операторами новых услуг, усиление позиций операторов подвижной связи за счет увеличения абонентской базы и освоения регионов, изменение нормативной базы, демонополизация рынка дальней связи, рост конкуренции. В этих условиях операторы должны заботиться о повышении доходов за счет охвата новых рынков, формируемых при внедрении новых технологий и услуг, об удержании имеющихся клиентов и привлечении новых за счет снижения себестоимости услуг. Решить задачи оптимизации внутренних процессов операторских компаний, взаимодействия с партнерами и клиентами можно лишь при помощи соответствующих информационных систем (ИС). Заметим, что, признавая этот постулат, операторы довольно консервативно относятся ко всякой моде на термины, смене «ИС-фаворитов», поскольку сами они всегда уделяли внимание и планированию ресурсов предприятия, и взаимоотношениям с клиентами, и IT-поддержке своей эксплуатационной и бизнес деятельности, но при этом время от времени с удивлением обнаруживали, что все их предыдущие шаги вполне соотносятся с логикой ERP, CRM, OSS/BSS…

Тем не менее только сейчас, когда темпы роста бизнеса операторов опережают развитие бизнес процессов внутри самих компаний, они вышли на новый уровень осознания необходимости замены простых, выросших вместе с ними систем, которые теперь стали тормозом в высоко конкурентной и требовательной к эффективности среде. По определению экспертов IBS, это уровень «осознания комплексности» – комплексного подхода к внедряемым системам, когда учитываются все аспекты, от анализа бизнес-процессов и выработки требований к системе до ее внедрения и интеграции в сложившуюся структуру. Если до недавнего времени операторы ориентировались на продукты OSS/BSS, поставляемые производителями инфраструктурных решений, то теперь происходит переход от управления сетевыми элементами к управлению сетью как единым целым и далее – к управлению услугами. Все это ведет к повышению спроса на более «тяжелые» системы со стороны крупнейших операторов и на современные «легкие» специализированные решения OSS/BSS со стороны небольших, но быстро растущих операторов, которые, как правило, имеют достаточно сложную и современную инфраструктуру, но столкнулись с необходимостью комплексного управления своей сетью и услугами. На изменение спроса незамедлительно отреагировали производители систем (отечественные и зарубежные) и системные интеграторы.

Сдержанный оптимизм, или Между плюсом и минусом

Как показал опрос, проведенный «ИКС» среди операторов, системных интеграторов и разработчиков ИС, российский рынок OSS в целом оценивается со знаком «плюс». Впрочем, это «средняя температура по больнице», поскольку диапазон мнений необычайно широк – от «безусловно, этот сегмент рынка сейчас развивается очень динамично, даже, можно сказать, бурно» («Квазар-Микро») до «о рынке говорить преждевременно, круг потребителей узок, проекты единичны» («Компания ТрансТелеКом»). Попытаемся развести «плюсы» и «минусы».

Минусы . С одной стороны, у операторов есть веские причины для осторожности. Во-первых, стоимость большинства OSS-решений составляет сотни тысяч долларов, и этот фактор не только требует от них максимальной взвешенности в принятии решений, но и, так сказать, гасит энтузиазм (стоимость называется в качестве одного из основных сдерживающих факторов). Во-вторых, действительно, в России еще очень мало примеров внедрения современных систем, их интеграции в операторскую среду. Однако даже этот опыт невозможно «поставить на поток»: несмотря на существование общих принципов, одобренных операторским сообществом , из-за уникальности конкретной инфраструктуры, организации бизнеса, задач и приоритетов каждого оператора и невозможности предоставить универсальную систему, которая удовлетворяла бы потребностям оператора и обеспечивала его эффективную деятельность, системы OSS/BSS формируются как мозаика из множества решений разных вендоров. Кроме того, как отмечают эксперты ЛАНИТ, хотя на российском рынке сегодня представлено большинство решений, используемых крупнейшими операторами в мире, у отечественных интеграторов еще нет опыта их внедрения (это же касается российского персонала крупнейших международных интеграторов). А специалисты «ПетерСервиса» добавляют, что определенные трудности для операторов создает отсутствие на рынке четко выраженного разделения на системных интеграторов-поставщиков законченного решения и производителей тиражируемых компонентов OSS – в результате «все делают всё». В то же время, по мнению специалистов «Квазар-Микро», сдерживающие факторы заложены и в самих операторских компаниях, где бизнес- и IT-подразделения все еще говорят в большинстве случаев на разных языках: «Если у заказчика есть реальные бизнес причины для внедрения, скажем, системы мониторинга IT-инфраструктуры, то зачастую никто не занимается транслированием этих бизнес-требований в технологические требования к системе. В результате решение выбирается исходя из технических и функциональных особенностей, без учета комплексного подхода к развитию IT и требований бизнеса. Такой подход может только усилить непонимание между IT- и бизнес-подразделениями компаний и привести к неэффективному использованию средств. Здесь важную роль должны сыграть компании-интеграторы, которые могут комплексно оценить проблему и построить недостающие мосты между бизнес-задачами и технологиями». Компания Naumen к сдерживающим факторам относит несоответствие уровня организации процессов и бизнес-задач операторов, сложность интеграции компонентов OSS/BSS в существующую у заказчика IT-среду, нехватку кадров с опытом управления проектами внедрения OSS/BSS и недостаток каналов обмена информацией об участниках рынка. Вместе с тем, отмечает «Стек Софт», доходность новых услуг в России существенно ниже, чем в развитых странах, а это отрицательно сказывается на емкости рынка OSS/BSS-решений.

Плюсы , разумеется, находятся на полюсе спроса – реального и потенциального. Итак, следствием роста компаний-операторов становится повышение интереса к лучшим в своем классе OSS/BSS-решениям. Конечно, сегодня рано говорить о комплексном внедрении полной линейки OSS хотя бы одной из российских компаний, но большинство операторов уже сегодня определили для себя приоритетный набор систем из 2–4 позиций. Это приводит как к появлению новых игроков на рынке, так и к развитию продуктовых линеек уже известных поставщиков.

Наши респонденты сходятся во мнении, называя характерные черты завтрашнего рынка OSS/BSS: активное использование решений мировых лидеров, зарекомендовавших себя успешными внедрениями у крупнейших операторов и возможностями быстрой реализации новых услуг; совершенствование эффективности деятельности; увеличение числа проектов, в которых исходно ставятся задачи, требующие интеграционных решений, а не внедрения отдельных подсистем; усиление позиций вендоров, не только предлагающих широкий спектр собственных решений, но и открытых для интеграции с решениями других разработчиков.

Примечательно, что операторы осторожничают в оценке перспектив рынка. В качестве «общего знаменателя» можно привести сдержанно-оптимистический взгляд «Энвижн Груп»: «Российский рынок OSS/BSS постепенно выходит из начального состояния. Происходит становление сектора. На рынке много энтузиазма: интересно заниматься достаточно новой и сложной темой, но, с другой стороны, реального опыта и экспертизы не так много, а потому – ошибок не избежать».

Конкуренция. No comments

Большое достоинство OSS/BSS-рынка – его потенциал. Логично предполагать, что «широкое поле» (к тому же не очень-то пока ухоженное) дает шанс найти свою нишу на нем и уже известным, и новым «культурам».

ИТАК , «на российском рынке присутствуют как отечественные, так и зарубежные поставщики решений OSS/BSS. Их не так много – порядка 10 зарубежных и около 15 российских. Зарубежные поставщики занимают в основном нишу средств автоматизации мониторинга и управления предоставлением услуг, поскольку аналогичные отечественные продукты отсутствуют. Российские поставщики доминируют в таких компонентах OSS/BSS, как биллинговые системы и системы поддержки операций. Это обусловлено лучшим учетом особенностей российского законодательства и более низкой ценой при сопоставимом качестве. Хотя OSS/BSS-решений много, подавляющее их большинство разработано самими операторами. Проблемы с такими решениями известны, и со временем они, несомненно, будут заменены промышленными решениями» («Стек Софт»).

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО , «несмотря на то что конкуренция в этом сегменте рынка достаточно высока, полноценных OSS/BSS-решений предлагается не так много. Поставщики классических АСР, используемых и по сей день крупными операторами, испытывают большие трудности с переходом на принципиально новые концепции построения таких систем. Другой класс разработчиков, ориентированных на поддержку новых услуг (и вооруженных новыми методологиями), только появляется. В этих условиях появление на рынке сильных иностранных вендоров, ориентированных на крупных операторов, совершенно ожидаемо» (CTI).

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ , «многие, если не все, игроки этого рынка уже пришли в Россию. Неважно, какой путь они при этом избрали – собственное российское представительство или работу с локальными партнерами. Важно само их присутствие на нашем рынке OSS/BSS. Борьба и соперничество действительно плотные: пожалуй, ни один заказчик не может пожаловаться на отсутствие внимания со стороны как системных интеграторов, так и производителей. Сегодня конкуренция очень высока, что идет на пользу заказчику, который в результате этой борьбы получает крайне выгодные условия. Приэтом важно не переоценить значимость начальных уступок, на которые готовы пойти соискатели, а комплексно оценить надежность и стабильность компании, ее опыт на рынке и многие другие факторы» («Квазар-Микро»).

ТАКИМ ОБРАЗОМ , «уровень конкуренции достаточно высок для того, чтобы удовлетворить потребности практически любого российского оператора, причем выдвигаемым требованиям отвечают возможности продуктов нескольких производителей» (IBS).

В РЕЗУЛЬТАТЕ «иногда поставщики-конкуренты оказываются вместе у одного и того же клиента и вместе реализуют законченное решение, причем не только в России, но и за рубежом» («Петер-Сервис»).

БОЛЕЕ ТОГО , «в среде операторов явно зарекомендовали себя «проверенные временем» игроки, имеющие серьезный опыт инсталляций на российском рынке. С развитием технологий борьба за клиента сосредоточится среди уже существующих игроков, накопивших немалый опыт в разработках. Как правило, это интеграторы решений и компании с широкой линейкой продуктов. Новичкам здесь не место» («Беркут»).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО , «ожидать прихода новых профессиональных игроков не стоит: сегодняшние игроки вполне способны заполнить эту нишу, так как достаточно компетентны и давно занимаются этой проблемой» («Открытые Технологии»).

ОДНАКО «конкуренция в сегменте «тяжелых» решений во многом ограничена лоббированием интересов их поставщиков в госструктурах и крупных телеком-холдингах, поэтому интенсивный рост спроса на OSS/BSS сейчас идет в сегменте решений для небольших и средних операторов, которые наиболее чувствительны к изменениям конкурентной среды» (Naumen).

К ТОМУ ЖЕ «ниша низкобюджетных решений сегодня практически пустует» («Эквант»),

ПОЭТОМУ «ничто не мешает новым игрокам выйти на рынок как в части предложения новых продуктов, так и в части интеграции решений – следует только учитывать, что для систем OSS/BSS циклы продаж и внедрения достаточно велики, а требования к квалификации высокие; соответственно, возврат вложений не будет быстрым» («Энвижн Груп»).

Большой набор OSS
  • Mediation Device – средства сопряжения
  • Inventory Management – средства управления инвентаризацией
  • Performance Management – средства управления производительностью
  • Fault Management & Trouble Ticketing – средства регистрации и управления неисправностями
  • Order Management – средства управления заказами
  • Fraud Management – средства борьбы с мошенничеством
  • SLA management – средства управления уровнем сервиса
  • Network & Service Provisioning Management – средства управления планированием и развитием услуг
  • WorkFlow Management – средства управления производственной деятельностью

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!