Rambler's Top100
Статьи ИКС № 9 2005
К.Ю. КРАВЧЕНКО  01 сентября 2005

«Связьинвест»: OSS/BSS как средство удержания рынка

Как обойти «ватерлинию»?

По какому сценарию будут развиваться дальнейшие события? К счастью, у нас есть возможность изучить опыт наших зарубежных коллег, переживших подобную ситуацию несколько лет назад. Он показывает: в определенный момент оператор в своей деятельности достигает некой «точки перегиба», когда уровень доходов, получаемых оператором от предоставления услуг связи, и объем средств, необходимых для модернизации существующей сети, сравниваются. Компании «Связьинвеста» еще не подошли к этой «ватерлинии» (не хотелось бы давать оценку, когда это может произойти), но очевидно, что «час Х» неумолимо приближается. Компании, заранее не подготовившиеся к этой ситуации, рискуют потерять рынок. И мы понимаем, что, если сегодня не начать перестраивать свою структуру бизнеса, структуру доходов, мы можем разделить участь крупнейших корпораций, не сделавших это в свое время (например, AT&T).

У операторов группы компаний ОАО «Связьинвест» достаточно большой потенциал, и мы намерены его использовать с максимальной эффективностью. Прежде всего необходимо четко сформулировать инвестиционные приоритеты. Основной из них – расширение номенклатуры предоставляемых услуг с добавочной стоимостью и более полное удовлетворение потребностей клиента в услугах связи. Операторы «Связьинвеста» должны иметь возможность предлагать клиенту услуги, которые ему интересны и которые не могут предложить другие участники рынка. Используя такие преимущества фиксированной связи, как качество и безопасность предоставляемых услуг при относительно невысокой стоимости, операторы «Связьинвеста» должны иметь возможность удовлетворить формирующиеся сегодня потребности «поколения next», не мыслящего своей жизни без современных инфокоммуникационных и компьютерных технологий. А это значит, что необходимо развивать и модернизировать свои сети, не забывая, однако, при этом о комплексе вопросов, связанных с решением социально значимых и государственных задач (напомним, что их груз по-прежнему лежит на плечах операторов «Связьинвеста»).

Комплекс задач OSS/BSS

Проблему внедрения систем класса OSS для традиционных операторов следует рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, их внедрение направлено на повышение эффективности бизнеса: сокращение времени обработки заявок, автоматизированный учет ресурсов, автоматизированная организация предоставления услуги и ее сопровождения, обеспечение качества и необходимого уровня SLA. С другой стороны, перед операторами стоит задача по решению не менее важного блока вопросов, связанных с эффективным управлением сетью связи в условиях чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения. В таком ракурсе ОАО «Связьинвест» и рассматривает работу по созданию систем класса OSS в своих дочерних компаниях.

Системный подход к созданию OSS отражен в «Мастер-плане корпоративной реструктуризации ОАО «Связьинвест»», утвержденном Правлением ОАО «Связьинвест» 15 декабря 2003 г. Согласно этому документу, департамент электросвязи ОАО «Связьинвест» отвечает за блок вопросов, связанных с созданием и внедрением в зависимых компаниях системы поддержки эксплуатации (система управления сетями связи, база данных сетевых ресурсов, автоматизированная система прохождения заявок и др.).

В рамках данного блока мероприятий мы провели исследование рынка, анализ представленных на нем продуктов, изучили мировой опыт. В итоге сформулировали функциональные и технические требования как к системе OSS в целом, так и к ее составным модулям, определили требования по производительности, по возможности стыковки с другими системами и пр.

Требования ОАО «Связьинвест» к системам OSS
  • Сокращение сроков и затрат на выполнение текущих задач, включая активацию услуг.
  • Повышение отдачи от существующих ресурсов сети и улучшение качества планирования их будущего развития.
  • Снижение потребности в персонале и, как следствие, сокращение текущих расходов.
  • Более полная реализация потенциала современного сетевого оборудования за счет разработки и реализации новых услуг связи.
  • Сведение к минимуму рисков потерь доходов.
  • Сокращение сроков реагирования на происходящие в сети события.
  • Управление качеством услуг связи и характеристиками SLA.
  • Привлечение высокодоходных клиентов за счет предоставления дополнительных услуг на основе гарантированного качества.
  • Сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых услуг.
  • Повышение качества и оперативности обслуживания клиентов (пользователей) сети за счет четкой координации и информационной поддержки работ.
  • Повышение эффективности управления производственными процессами компании с учетом структуры и специфики бизнеса предприятия.
  • Обеспечение координации взаимодействия многочисленного персонала удаленных подразделений в режиме реального времени.
Принципы создания OSS
  • Гибкость – способность системы OSS приспосабливаться к изменяющимся требованиям бизнеса.
  • Универсальность технологической архитектуры – способность поддерживать управление сетями, реализующими различные телекоммуникационные технологии.
  • Открытое построение системы OSS – возможность взаимодействовать с другими IT-системами различных производителей.
  • Масштабируемость – способность системы OSS наращивать функциональность управления, а также изменять свою производительность при увеличении числа пользователей, услуг и управляемого оборудования.
  • Преемственность – способность системы OSS при обновлении версий ПО не только сохранять, но и улучшать свои функциональные характеристики, а также обрабатывать данные, накопленные при использовании предыдущей версии ПО.
  • Надежность и живучесть – способность системы OSS выполнять требуемую функцию в заданных условиях в течение заданного промежутка времени.
Внедрение системы поддержки эксплуатации должно обеспечить переход к централизованному управлению сетями и сервисами и позволит решить многие проблемы МРК: избавиться от разнообразных систем управления; ускорить реагирование на требования рынка услуг; исключить получение недостоверной, запоздалой или искаженной информации о повреждениях и авариях на сети; сократить численность обслуживающего персонала и объем рутинного ручного труда. Кроме того, внедрение OSS/BSS-решений призвано обеспечить создание единого информационного пространства для эффективной поддержки бизнес-задач оператора. Эффективность внедрения можно будет оценить по тому, как система позволит решать поставленные задачи. Например, насколько сократились сроки ввода в эксплуатацию новых услуг и реагирования служб эксплуатации на происходящие в сети события, затраты на выполнение эксплуатационных услуг, потери доходов оператора, количество обслуживающего персонала; насколько возросла оперативность обслуживания клиентов.

Диалектика внедрения

Как известно, в настоящее время в ОАО «Связьинвест» реализуются достаточно крупные IT-проекты, и мы заинтересованы, чтобы этот процесс проходил логично и взаимоувязанно. Мы понимаем, что системы класса OSS нельзя рассматривать в отрыве от систем BSS. Но внедрить «всё и сразу» невозможно – нельзя внедрить систему OSS в полной функциональности и сразу решить все задачи. Чего стоит одна только система учета сетевых ресурсов Inventory! А если принять во внимание, что на сетях МРК используется порядка 50% аналогового оборудования, не поддерживающего стандартные интерфейсы управления, то неизбежен вопрос: что с ним делать? Инвестировать средства в его модернизацию и закупку дополнительного оборудования для обеспечения возможности его мониторинга и дистанционного управления либо осуществить его полную замену на современную версию? Очевидно, что для обоснованного ответа необходимо определить целевые функции, выстроить приоритеты задач либо на основе получения максимальной прибыли от внедрения новых нерегулируемых услуг, либо на основе сокращения эксплуатационных расходов на традиционные услуги.

Говоря о возможных участниках проекта по созданию и внедрению системы OSS в группе компаний ОАО «Связьинвест» и роли отечественных компаний, можно отметить, что в России на данный момент не сформировался рынок поставщиков, специализирующихся на OSS-решениях. Основная масса российских решений – это либо интеграция различных иностранных специализированных решений, либо выпуск под собственной маркой адаптированных продуктов западных производителей.

Несмотря на то что решения наших разработчиков ПО становятся всё более зрелыми, в ближайшие годы крупные операторы при выборе подобных масштабных решений будут в первую очередь ориентироваться на апробированные продукты иностранных производителей. А построение полноценной системы OSS/BSS, вне зависимости от набора поставщиков решений, – задача комплексная, интеграционная. Успех внедрения во многом зависит от выбора системного интегратора. И, конечно, необходима взаимосвязь информационных систем.

Сверяем часы

Мы внимательно относимся к наработкам и рекомендациям TMF. Для нас очень важно, что это общественная организация абсолютно объективна в своей деятельности. Она информирует о реальной ситуации на различных национальных телекоммуникационных рынках, о новых продуктах, исключая риск получить лоббируемые кем-либо данные. Все этапы, которые мы проходим, уже пройдены другими операторами, у нас есть уникальная возможность воспользоваться их опытом и не повторить ошибок первопроходцев. «Оптимальный оператор», по TMF, мало тратит и много зарабатывает за счет эффективного управления и использования имеющихся ресурсов. Мы считаем, что основательно подготовились к решению стратегической задачи – перейти в новое качество, не достигая «точки перегиба».

В связи с тенденцией снижения темпов роста доходов от традиционной фиксированной телефонной связи необходимо обеспечить рост доходов компаний за счет вывода на рынок новых услуг и дополнительных сервисов. Основой для внедрения новых услуг связи в требуемом объеме и качестве является создание в каждой межрегиональной компании холдинга единой мультисервисной сети и пост- роение эффективных систем поддержки бизнеса и эксплуатации (OSS/BSS).
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!