Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 9 2005
Л. ИВАНОВ  01 сентября 2005

«ТрансТелеКом» делает ставку на свои IT-силы

– В 1997 г. основная деятельность компании была сосредоточена на строительстве магистральной цифровой сети связи. Соответственно, и IT-подразделение (в то время всего три человека) занималось поддержкой офисных приложений. В 2000 г., с появлением в структуре компании дирекции продаж IT-подразделение расширилось до 10–15 человек, которые упор в своей деятельности делали на систему поддержки продаж (сначала «полуфабрикат» – систему поддержки продаж отечественного производителя – приспособили к требованиям ТТК, затем, с учетом приобретенного опыта, разработали свою систему).

В 2002 г., когда количество клиентов значительно возросло, понадобилась система управления заказами (Order Management), обеспечивающая сокращение сроков исполнения заказов и повышение эффективности работы с клиентами. К тому времени была решена задача внедрения биллинга: на сети ТТК установлена АСР Infranet компании Portal Software (США). К слову, внедрение АСР зарубежного поставщика происходило по классической схеме, с привлечением системного интегратора.

Тогда-то у нас и проявились проблемы работы с системным интегратором, который был заинтересован быстро, с минимальными вложениями ресурса завершить проект. А мы хотели, чтобы эта работа была выполнена в русле перспективы дальнейшего развития ИС компании. При внедрении АСР возникла сложная для нас ситуация, когда интегратор с целью сокращения сроков реализации проекта пошел вразрез с общей идеологией приобретенной нами системы расчетов. И от его услуг мы вскоре отказались, поскольку хорошо изучили архитектуру этой системы и были готовы развивать систему самостоятельно. В результате в IT-дирекции ТТК сложилась собственная команда высококлассных специалистов, которые знают и понимают «изнутри» АСР и развивают ее соответственно развитию компании.

Со временем менялись условия, у компании появлялись новые услуги связи – IT-дирекция акцентировала свои усилия в зависимости от потребностей компании. Большинство приложений у нас разработано на платформе IBM Lotus Domino (в том числе и управление бизнес-процессами). Сначала это были классические системы «лоскутной автоматизации» – автономные базы данных. Потом (как раз тогда до России докатилась волна автоматизации бизнес-процессов) стало очевидно, что программировать каждый «чих», наверное, неправильно. И наши специалисты приступили к разработке ядра WorkFlow (системы WorkFlow Automation, WFA, автоматизируют документооборот и деловые операции. – Ред.). После запуска ядра программисты при разработке новых систем уже не столько программировали, сколько алгоритмизировали системы.

Ядро плавно развивалось. В 2003–2004 гг. началась активная интеграция разрозненных систем. Системы обновлялись, заменялись новыми версиями: в процессе эволюционного развития мы лучше понимали, что требуется нашим бизнес-подразделениям, и каждая новая версия приближалась к тому, чего они хотели. Сегодня в дирекции работает около 30 человек.

Сейчас ТТК разрабатывает техническое задание на систему учета сетевых ресурсов (Inventory), и здесь мы должны очень серьезно подойти к выбору решения. На рынке Inventory работают узкоспециализированные компании. Наверное, логично было бы взять готовое решение, которое разрабатывал штат квалифицированных специалистов. Но, как правило, такие решения разрабатываются на заказ для конкретного оператора. Можно ли найти оператора, похожего по структуре и протяженности сети на ТТК, имеющего свои региональные компании, каждая из которых контролирует свой территориальный сегмент, и единый центр управления сетью в головной компании?.. Честно говоря, я не вижу аналогов. Скажем, «Ростелеком» старше «ТрансТелеКома», бизнес-процессы имеют более продолжительную историю, соответственно, и IT-решения в компаниях заложены по разным принципам.

С точки зрения внедрения OSS/BSS-решений я бы разделил операторов на две группы – сотовых и проводных. У сотовых решения для клиентов – а их сотни тысяч и даже миллионы – поставлены на поток; у проводных каждый клиент индивидуален (поэтому сотовые, как я подозреваю, продвинулись в OSS/BSS гораздо дальше). Кроме того, проводные делятся еще на магистральных, зоновых и местных. У магистральных проблемы сходные, но часто состояние развития определяется, грубо говоря, их возрастом.

– Кто играет доминирующую роль при внедрении информационных систем в компании – собственные программисты или системные интеграторы?

– В каждой телекоммуникационной компании свои особенности бизнес-процессов и, соответственно, бизнес-приложений. Именно на этот динамичный сегмент сегодня направлены основные усилия программистов как специализированных софтовых компаний и системных интеграторов, так и IT-подразделений операторов. У оператора есть три варианта автоматизации и интеграции своих бизнес-процессов. Первый – пригласить «внешнего» системного интегратора и поручить ему всю работу с бизнес-приложениями (и в итоге получить не всегда оптимальные решения); второй – купить готовое решение (а затем долго и мучительно его «кастомизировать», адаптировать к своим бизнес-процессам либо бизнес-процессы к нему); третий – максимально использовать потенциал собственных программистов. ТТК в большей степени использует третий вариант.

Сразу замечу: лично мне не нравится термин «лоскутная автоматизация», но если уж его применять, то следует уточнить: «лоскутная» закончилась не переходом к супер решениям, а просто эволюционировала в более полную интеграцию между системами, в так называемую шинную интеграцию приложений EAI (Enterprise Application Integration). На наш взгляд, технологически оптимальный вариант – разрабатывать бизнес-приложения на единой платформе автоматизации бизнес-процессов и через шинную интеграцию стыковать их между собой. При этом универсального решения и здесь не существует; на мировом рынке эти системы находятся в стадии развития, а готового продукта, который позволял бы эффективно решать все задачи разработки и интеграции бизнесприложений, к сожалению, сегодня нет. Предлагаемые решения слишком громоздки и дорогостоящи.

На мой взгляд, все системы, которые входят в понятие OSS/BSS, делятся на две части. Первая часть – система биллинга, финансовая система, система управления человеческими ресурсами, ЦОВ – относительно статична, стандартизирована и унифицирована; здесь все доработки осуществляются на уровне настроек стандартных систем и на относительно небольших изменениях программного кода. Вторая часть – менее определенная и более динамичная: бизнес-приложения или системы автоматизации бизнес-процессов. На этот сегмент сегодня и направлены основные усилия программистов как специализированных софтовых компаний и системных интеграторов, так и IT-подразделений операторов.

Классический подход больших корпораций: вся IT-структура должна быть построена так, чтобы даже в случае ухода команды IT в полном составе все системы могли поддерживаться и развиваться новой командой. Самый простой ответ – аутсорсинг. Но в жизни получается иначе. Трудно предположить, что сторонние программисты, которые выполняли пять лет назад наш заказ, сидят и ждут, когда мы придем и попросим их что-то усовершенствовать. Поэтому, на мой взгляд, в динамично развивающейся компании должна быть собственная сильная команда программистов. А вот задачи документирования собственных разработок вполне могут быть отданы на аутсорсинг.

Мировая тенденция последних лет – топ-менеджмент телекоммуникационной компании поворачивается лицом к IT; идет умощнение IT-подразделений. Следствие этой тенденции – появляется возможность решать IT-задачи внутри компании, а не искать сторонних разработчиков того же квалификационного уровня. Исследования показывают, что до 75% информационных систем телекоммуникационных компаний разработаны собственными силами.

– Каковы IT-перспективы «ТрансТелеКома»?

– В ближайшее время мы будем заниматься развитием уже существующих систем и продолжим реализацию новых проектов. Так, проект финансовой системы MBS Axapta только начался – сейчас «накрыта» бухгалтерская система, теперь надо развивать системы управления финансами. Нужно будет решить много задач в области бизнес-приложений; в первую очередь потребуется усилить команду, которая создает эти приложения.

Кроме того, пора задуматься о внедрении интеграционного решения EAI (Enterprise Application Integration). На самом деле, на «поляне OSS/BSS» практически в каждом уголке есть работа – где-то придется начинать с нуля, где-то совершенствовать уже существующие системы. Наконец, предстоит огромная работа в связи с перспективой выхода компании на рынок дальней связи.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!