Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 2-3 2009
Алексей РОКОТЯН  Лилия ПАВЛОВА  10 марта 2009

Операторы, договаривайтесь!

Сколько раз звучал этот клич телекоммуникационному сообществу, как только речь заходила о корректировке нормативной правовой базы отрасли. Сегодня такой шанс предоставляется еще раз – в рамках Рабочей группы по подготовке предложений по решению неотложных проблем отраслевого законодательства (РГ-1). Удастся ли новой рабочей группе объединить усилия и получить результат? Должно удаться – считает ее координатор Алексей РОКОТЯН.

Алексей Рокотян– Алексей Юрьевич, в чем особенности новой рабочей группы по сравнению с предыдущими попытками совершенствования правового поля отрасли?

– Прецедентов такой работы еще не было. Прошлой осенью Ассоциация документальной электросвязи предложила регулятору свой интеллектуальный потенциал для совершенствования нормативной базы. Мне кажется, АДЭ правильно повела себя – объявила работу совершенно открытой, пригласила другие ассоциации отрасли, компании, не входящие в АДЭ (они, кстати, активно участвуют в работе РГ-1), а сама выступила в качестве организационной базы и постаралась собрать вокруг себя грамотных специалистов.

Министерство согласилось на такой подход, дав экспертному сообществу возможность представить проекты документов, чтобы далее запустить их в работу. В 90-х годах тоже создавались достаточно широкие рабочие группы, но их деятельность строилась совершенно по-другому. Сегодня нет формальных руководителей, но есть неформальный координатор, есть внутренняя самоорганизация экспертных групп и автономность экспертов. Нет жестких формальных планов, но у большинства активных участников есть четкое понимание своей ответственности за результат. Ведь потом не скажешь, что эти нормы тебе навязали. Если опыт работы РГ будет удачным, если мы сможем показать, что отраслевое сообщество не только голосисто, но и продуктивно, это будет важный прецедент, появится потенциал некоего перехода операторского сообщества в новое качество.

 Справка «ИКС». 24 ноября 2008 г. Минкомсвязи России приняло решение начать системную работу по совершенствованию нормативных правовых актов в области электросвязи и разработки модели государственного регулирования в сфере инфокоммуникаций.

Для этого сформированы две рабочие группы по следующим направлениям:

•разработка предложений по первоочередным задачам корректировки действующей нормативной правовой базы в области электросвязи (РГ-1, координатор – А.Ю. Рокотян);

•разработка концепции государственного регулирования, содействующей интеграции связи, вещания и информатизации (РГ-2, координатор – И.О. Масленников).

Организационное обеспечение работы созданных рабочих групп возложено на АДЭ. В состав РГ-1 вошли 96 специалистов – представители операторских компаний, научно-исследовательских и проектных институтов, департамента государственной политики в области связи Минкомсвязи.
Именно консолидация мнений специалистов – бизнесменов, инженеров, чиновников, ученых – позволяет сделать ситуацию на рынке управляемой. С моей точки зрения, для операторского сообщества РГ-1 – это растянутый во времени момент истины: либо мы в состоянии заставить себя слушать (а для этого нужно уметь договариваться и выдавать консолидированный взвешенный продукт), либо нет – и тогда с нами еще долго никто не будет считаться. И поделом. Если же мы сейчас покажем, что в рамках РГ смогли договориться, к примеру, Ассоциация операторов телефонной связи и «Связьинвест» – это будет сила. А иначе – разделяй и властвуй.

– О целях и задачах РГ вы рассказали в своем блоге на iksmedia.ru чуть ли не в первый день ее создания. Каковы результаты трех месяцев работы?

– За декабрь–февраль экспертами РГ-1 подготовлено несколько проектов изменений, которые хотелось бы внести в действующий закон «О связи». В частности, предлагается несколько упростить вопросы, связанные с лицензированием. Например, при реорганизации юридического лица (ООО в ЗАО или наоборот) оператор должен переоформить все лицензии. В законе указано, что если в течение 30 дней он не направил бумаги в лицензирующий орган, то лицензия прекращает свое действие. Бывает, оператору действительно сложно уложиться в эти 30 дней – в налоговой инспекции не всегда удается быстро получить бумаги и т.д. И он должен прекратить работу?..

Кроме того, по истечении срока действия лицензии ее продление в форме выдачи новой лицензии влечет за собой переоформление огромного объема разрешительной документации – на право пользования радиочастотами, ресурсом нумерации, на эксплуатацию средств и линий связи и др. – всех документов, в которых упоминается номер действующей лицензии оператора. Таких бумаг могут быть сотни. В момент, когда оператор лицензию еще не получил (или уже получил, а документы не переоформил), возникает правовая неопределенность.

На упрощение этой «бумажной» стороны операторской деятельности направлены проекты изменений в ст. 33, 35, 36 закона – чтобы продление лицензии осуществлялось в виде дополнения с тем же номером.

Но самая серьезная проблема, порождаемая законом «О связи», – это появившееся в нем в 2007 г. требование о регистрации сетей связи (ст. 43.2 и 46). До сих пор отсутствуют как нормативные правовые акты, определяющие порядок этой регистрации и сопутствующих ей процедур, так и требования и методики, на соответствие которым должны проверяться сети связи при регистрации, исходя из прописанных в законе принципов целостности, устойчивости и безопасности сети связи общего пользования. Один раз вступление в силу этих норм откладывали, сейчас они де-юре действуют уже год, не действуя де-факто, а момент «Х» – начало 2010 г., когда все существующие сети связи должны быть зарегистрированы по достаточно сложной процедуре. Все тысячи сетей. Как это реально осуществить, не понимают ни сами операторы, ни Россвязькомнадзор.

Наша экспертная группа предложила ввести уведомительный порядок для предоставления государственным органам действительно необходимой им информации о существующих сетях связи, отказавшись от лишнего административного барьера, каковым, по мнению большинства экспертов, является обязательная регистрация сетей связи.

Есть предложения по внесению изменений и в другие статьи закона и постановления правительства – подробнее с предложениями РГ можно ознакомиться на сайте АДЭ по ссылке http://www.rans.ru/workgroups/rg1/.

– Как развивается «история» документа после принятия его в РГ-1?

– Дальше он как проект нормативного правового акта должен запускаться в работу с участием коллег из министерства. Если изменения требуется внести в постановление Правительства РФ, он будет проходить все этапы согласований по установленному регламенту. С приказами Минкомсвязи немного проще, и все же после того, как мы подготовим проект изменений, пройдет еще какое-то время до выхода нового приказа и его регистрации в Минюсте. Таким образом, если сегодня появляется окончательный текст изменений в какой-то документ, сформулированный нашей рабочей группой, то постановление появится не раньше, чем через несколько месяцев, приказ – несколько быстрее. Мы готовим предложения по действительно неотложным вопросам, но нужно понимать, что в одно мгновение они решены не будут.

Вообще, работа с нормативными документами – дело очень непростое и многоаспектное. Думаю, что некоторые участники, которые пришли в РГ с мыслью, что сейчас мы, мол, тут всё в момент поправим «одной левой», на практике осознали, как все сложно в жизни на самом деле.

В каком-то смысле мы действуем в гораздо более жестких рамках, чем создатели тех нормативных документов, которые РГ-1 сейчас рассматривает. В выстроенном здании отраслевого законодательства нужно кое-что подправить, но так, чтобы не развалить всю конструкцию. Конечно, вслед за изменениями в отрасли и конструкцию придется менять, причем радикально. Но сначала нужно поменять в здании трубы и прочие коммуникации, поклеить-покрасить, чтобы сравнительно комфортно дожить до вселения в новое здание. Новое будет построено по новым принципам, а принципы эти пока еще четко не сформулированы. Строить это здание, безусловно, нужно, но имея четкий план – а это уже работа коллег из РГ-2.

– Вы действительно верите, что операторы-конкуренты способны выступить единым фронтом?

– На самом деле, по очень многим вопросам интересы операторов сходятся. Так, в вопросах использования радиочастотного спектра общая проблема – процесс получения разрешительных документов. И специалисты разных операторских компаний, которые на рынке жестко конкурируют, сидят у нас за одним столом и прекрасно договариваются.

В Правилах присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия есть вопросы, в решении которых в равной степени заинтересованы все, хотя, конечно же, временами возникает и сшибка интересов. К слову, очень хорошо, что к обсуждениям на РГ-1 недавно более активно подключились специалисты «Связьинвеста». Конечно, к компаниям «Связьинвеста» отношение других участников рынка сложное. Однако и у традиционных операторов есть свои интересы, потребности, проблемы. И мне, например, очень бы не хотелось, чтобы проекты документов, которые будут нами предложены, были дискриминационными по отношению к компаниям «Связьинвеста», равно как недолжно быть дискриминации и в отношении к тем, кто со «Связьинвестом» взаимодействует и конкурирует. Надо искать компромиссы.

А самый важный вывод из этой работы – необходимость тесной совместной работы регулятора с отраслевым сообществом над нормативными документами. Сегодняшняя нормативная база принималась без широкого отраслевого обсуждения. А сейчас у операторов появился реальный шанс консолидироваться и выдать разумные предложения.
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!