Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2-3 2009
Наталия КИЙ  Александра КРЫЛОВА  Галина БОЛЬШОВА  Лилия ПАВЛОВА  10 марта 2009

Быстро, вкусно, доступно

Девиз фастфуда неожиданным образом стал негласным девизом 11-й выставки CSTB-2009.  Разглядев поверх голов на открытии выставки призыв с удовольствием перекусить, новый  глава РТРС Алексей Весьмирович Малинин, конечно же, пошутил, но оказалось – в точку.  Именно эти простые житейские постулаты как нельзя лучше соответствуют статусу  индустрии эфирного, кабельного и спутникового ТВ, чей главный потребитель – семья.

Перед красной ленточкой. Будет нескучно! Замминистра связи и массовых коммуникаций Д. Северов, Ю. Припачкин, А. МалининШутки шутками, но выставка удалась. Не помешали ни пресловутая удаленность «Крокуса», ни 20-градусный мороз, ни очереди на автобус, ни назойливость таксистов. По свидетельству президента Ассоциации кабельного ТВ России Ю. Припачкина, ни одна организация не отказалась от участия и появились новые экспоненты. Итог – более 500 компаний-участниц, практически полные конференц-залы, отсутствие мест в гардеробе и толкотня посетителей возле стендов. Короче, мечта любого организатора. Почему? Да потому, что выставка – с разумными вкраплениями шоу и медийных лиц – имеет четкую нишу, неполитизирована, лишена пустого пафоса и озабочена решением профессиональных проблем. Этот редкий и удачный «коктейль» делает CSTB, на мой взгляд, лучшей специализированной выставкой в отрасли.


ФЦП: больше чем предчувствие


Если CSTB-2008 прошла под флагом утвержденной Концепции развития телерадиовещания России (см. «ИКС» № 3’2008, с. 28), то выставка этого года жила в предвкушении принятия ФЦП «Развитие телерадиовещания в РФ на 2009–2015 годы», переживавшей последние согласования в правительстве.


Как известно, соцпакет, обязательный для распространения, удалось ограничить 8 каналами и 4 радиостанциями. В него вошли Первый канал, «Россия», «Вести плюс», «Культура», «Спорт», НТВ, Пятый канал, «Детский канал», а также «Маяк», «Радио России», «Вести FM».


По словам А. Малинина, России достаточно 20 эфирных каналов («каналов должно быть столько, сколько выдержит рынок»), а региональному контенту найдется место во втором мультиплексе, который, как и третий, пока не сформирован.


Цифровой эфир начнет шагать по стране не из центра, а с восточных и западных границ: есть риск потерять частоты в приграничных районах при освоении цифрового ТВ соседними государствами. В 2009 г. РТРС выделяет 1 млрд руб. из собственных средств и уже ведет работы в Калининградской, Ленинградской, Курской областях и на Дальнем Востоке. «Не могу сказать, что мы с нетерпением ждем реализации программы цифровизации, – поделился скепсисом представитель дальневосточной ассоциации кабельного ТВ А. Козицкий. – Но мы ее переживем и будем развиваться». А И. Пономарев, председатель подкомитета по технологическому развитию Комитета Госдумы по информационной политике, удивил, скажем так, прагматизмом при обсуждении программы развития цифрового ТРВ на круглом столе CSTB-2009: «Чем больше зрелищ, тем меньше хлеба надо». Если это негласный лозунг программы – однако…


На поле цифрового бизнеса в ТВ, где уже довольно давно действует спутниковое и кабельное ТВ, вступает государственный игрок РТРС, гендиректор которого Малинин заявляет: «Я не представитель власти, я представитель бизнес-сообщества». «Цифровое ТВ как гражданский лозунг – это только лозунг. Мы все занимаемся бизнесом. Никакие лозунги не смогут двинуть цифровое ТВ», – поддерживает его А. Семериков, глава холдинга платного ТВ «ЭР-Телеком».


Стороны-конкуренты обещают быть лояльными друг к другу. А. Малинин призывает к сотрудничеству мобильных и региональных кабельных операторов. «Платное ТВ – бесплатная реклама цифровых пакетов», – говорит Ю. Припачкин, президент АКТР, за которой 15 млн домохозяйств, имеющих доступ к цифровому платному ТВ, объем рынка в $800 млн и планы роста в 2009 г. на 20%. Мобильное ТВ в версии HSPA и мобильного WiMAX специалисты называют потенциальным серьезным конкурентом эфирным вещательным сетям и отмечают хорошую «картинку» у Yota-TV.


Так что же – мобильный конкурент?


«В России сегодня нет ни одного успешного проекта мобильного ТВ», – убеждена И. Шалыто, гендиректор компании More, эксклюзивного поставщика контента для Yota-TV. В числе причин – отсутствие в российском законодательстве такой категории, как мобильное ТВ, невысокий интерес телевизионных каналов к приобретению прав на мобильное ТВ и др.


Как известно, проект Yota-TV на основе мобильного WiMAX, запущенный в сентябре 2008 г., работает в Москве и Петербурге на некоммерческой основе. И, по словам И. Шалыто, в ближайшем будущем услуга платной не станет. Yota-TV обещает каждому абоненту до 10 Мбит/с на скорости движения автомобиля 120 км/ч. В сети 17 каналов, основные жанры – новости, развлечения, музыка. В планах – расширение географии и рост числа каналов до трех десятков.


Для сотового оператора мобильное ТВ – допуслуга, VAS. «Рынок сотовых абонентов ограничен», – напоминает А. Черников, гендиректор компании «Доминанта» (ГК «ВымпелКом»), которая в прямом вещательном канале использует цифровой ТВ-стандарт DVB-H, а обратным каналом служит сеть сотового оператора. «Даже хоккейный матч можно смотреть на экране мобильного телефона: видно всё, даже шайбу!» – уверяет А. Черников. На начало 2009 г. «Доминанта» располагала 35 базовыми станциями в Москве с проникновением до второй стены.


Вот эта «вторая стена» и может стать камнем преткновения для мобильного ТВ. «Абонент не будет считать стены», – говорит А. Горбунов, вице-президент «Комстар-ОТС». А любые проблемы с телевидением, традиционно услугой очень высокого качества, могут транслироваться на имидж оператора. Так что вопросы конкуренции цифрового эфирного и мобильного ТВ, как и выполнение ФЦП, можно будет отнести до 2015 г.


Интервью на стенде 


Команда Irdeto на CSTB-2009: «Теперь – не только условный доступ» - Компания Irdeto участвует в выставке CSTB уже в седьмой раз – и, как говорит Д. ИЛЛИНГУОРТ, директор по продажам Irdeto в Восточной Европе и СНГ, с самого начала компания решила обратить на себя внимание ярким, большим стендом.


– Результат: если пять лет назад у нас было всего два клиента в СНГ, то сейчас их уже 25. В этом году ожидается еще несколько интересных контрактов. Наибольшую долю доходов в России нам приносят системы условного доступа для спутникового ТВ.


– Недавно Irdeto приобрела несколько компаний, что позволило расширить линейку ее продуктов. Как это отразилось на бизнесе компании в регионе Россия и СНГ?


– На прошлой CSTB мы представляли платформы middleware; теперь это решение полностью интегрировано в систему условного доступа Irdeto – и уже есть клиенты в Москве и Киеве, использующие эти системы комплексно. Мы можем также продавать систему биллинга Irdeto BSS (ранее IBS Interprit) для платного ТВ. К слову, с «Орион-Экспресс», где установлена система условного доступа Irdeto, сейчас ведем переговоры о внедрении Irdeto BSS. В этом году вы увидите большое развитие в области безопасности софтверных решений для IPTV, и у нас есть для этого сектора рынка «секретное оружие» – компания Cloakware. Остальное мы не можем сказать, это пока секрет…



HDTV набирает обороты


Сегодня уже три оператора платного ТВ – «НТВ-Плюс», АКАДО, «Система Масс-медиа» – совмещают SD- и HD-вещание. У каждого – примерно по 10 тыс. HD-подписчиков. Всего 30 тыс. – капля в телезрительском море, конечно. По словам О. Колесникова, технического директора «НТВ-Плюс», в общемировой практике 12–13% абонентов цифрового ТВ становятся подписчиками HDTV. Поскольку сегодня у каждого из трех операторов эта доля составляет около 2%, можно предположить, что в скором времени число HD-подписчиков возрастет пятикратно.


No comments…А если учесть, что та же АКАДО начала HD-вещание лишь в октябре 2008 г., ее «десятка» показывает самую высокую динамику роста абонентской базы ТВЧ. По словам Д. Лобанова, управляющего директора «АКАДО-Столица», отличительной особенностью HDTV этого оператора является то, что вещание в формате высокой четкости он начал сразу на всей сети. «Самая большая работа была проведена в части выбора HD-каналов и заключения договоров с их правообладателями, – заметил Д. Лобанов. – На сети КОМКОР большого объема работ выполнять не пришлось, что говорит о ее высоком потенциале: мы легко расширим существующий список из 6 HD-каналов, просто заключив новые договора, но отнюдь не меняя топологию или инфраструктуру сети».


Если еще год-два назад в дискуссиях о перспективах HDTV в России голоса скептиков звучали громче призывов апологетов ТВЧ к переходу на цифру сразу в формате высокой четкости, то сегодня эта мысль, похоже, вполне обжилась в сознании ТВ-сообщества. Д. Лобанов ожидает, что HDTV станет драйвером развития компании в нынешнем году. По мнению О. Колесникова, реализация ФЦП развития телерадиовещания даст уникальный шанс «продвинуть ТВЧ ближе к людям». «Поскольку уже развито HD-производство и распространение, я призываю перешагнуть через ступеньку: уже сейчас переходить от аналогового ТВ не просто к цифровому, но и к ТВ высокой четкости», – заявил технический директор «НТВ-Плюс». На что А. Кудрявцев, гендиректор ЦТВ, ответил: пока HDTV не станет бесплатным и не будет легко распространяться, реальной массовости ожидать не стоит.


Впрочем, А. Малинин не сомневается: каналы ТВЧ обязательно появятся и в свободном доступе. Так, например, канал высокой четкости недавно был сформирован в ВГТРК на базе контента каналов «Спорт», «Культура» и «Россия». «Со стороны РТРС были даже установлены передатчики, в том числе в Москве и в С.-Петербурге, – заметил он. – Канал был готов к выходу в эфир, но, к сожалению, кризис его немножко подкосил».


Продвижением HDTV «в массы» занимается и компания HD Media, производящая три HD-канала. Ее гендиректор Г. Гадиян рассказал о проведенных накануне CSTB испытаниях сетей цифрового ТВ стандартов DVB-T и DVB-H с передачей в одном ТВК сигналов HDTV, SDTV и мобильного ТВ (подробности – на www.iksmedia.ru). По результатам этого эксперимента его участники – Тверской филиал ФГУП РТРС, «Телеком», «НПК ЭРА», «Техносервъ», SIDSA (Испания), в частности, рекомендовали: «В целях увеличения количества ТВ-сервисов, передаваемых в одном ТВК, использовать только абонентские приставки, поддерживающие режим иерархической модуляции и HDTV; использовать в процессе видеопроизводства региональными телекомпаниями формат HDTV независимо от используемого стандарта вещания HD или SD».


Все участники ТВ-рынка сходятся во мнении, что сегодня единственным сдерживающим фактором развития ТВЧ в России остается дефицит HD-контента. Пять-шесть каналов – всё, что могут на данный момент предложить российские телепроизводители. Из зарубежных на российский рынок поставляет «сборный» HD-канал Voom HD компания Zonemedia Enterprises Ltd. (Chello Zone). По словам гендиректора представительства Zonemedia в России и СНГ В. Суфана, в настоящее время канал распространяется в сетях АКАДО и НКС (в С.-Петербурге); ведутся переговоры с рядом других операторов. «Если в течение года канал станет набирать подписчиков в нормальных темпах, то компания будет готова поставлять полностью нишевые HD-каналы», – заметил В. Суфан. При этом, по его мнению, главная проблема поставки зарубежных каналов на российский рынок – «трудности перевода»: цифровой звук слишком дорог, поэтому зарубежные HD-каналы идут в основном в непереведенном виде.


Очевидно, что эта проблема в одночасье не решится…


Контент: show must go on?


Представлять новый детский канал JimJam на CSTB приехал из Англии его герой Боб СтроительВпрочем, как показал фестиваль World Content Show, целый ряд телепроизводителей – и зарубежных, и российских – предлагают или готовы предложить в самое ближайшее время контент для ТВ высокой четкости.


Так, например, А. Силин (АСКОН) сообщил, что операторам платного ТВ, которые будут доставлять своим абонентам телеканалы Eurosport и Eurosport 2, правообладатель без взимания дополнительных лицензионных отчислений предоставит еще и канал Eurosport HD. В предлагаемом компанией АКАДО пакете «Созвездие HD» значится и начавший выходить с 1 декабря 2008 г. информационно-аналитический канал «ЭкспертТВ», ориентированный на деловую аудиторию. Спутниковый телеканал «Кинопоказ HD» предлагает телекомпания «Первый ТВЧ» (С.-Петербург).


Из 30 производителей ТВ-контента – участников фестиваля примерно треть российские. Помимо нового продукта медиахолдинга «Эксперт», за короткий срок сумевшего «прописаться» в сетках вещания 11 российских кабельных операторов, в World Content Show участвовал музыкальный канал A-One – Первый Альтернативный. Его презентацию эффектно провел генеральный продюсер М. Козырев. Свои нишевые неэфирные телеканалы – «Охота и рыбалка», «Здоровое ТВ», «Драйв», «Усадьба» – с аудиторией более 20 млн человек представил «СТРИМ-Контент».


Появление новых российских производителей ТВ-контента отрадно, поскольку у нашего телезрителя уже сформировалась устойчивая потребность в просмотре программ и каналов отечественного производства. В особенности это касается телеканалов для детей и подростков. Их, как сегодня многие признают, пока не хватает. Пять из шести представленных на презентациях World Content Show в категории «Детский канал», зарубежные – Jetix Family, Cartoon Networks, Nickelodeon, KIDS CO, Tiji/Gulli. Каждый из них русифицирован, включает в себя как популярные развлекательные, так и обучающие программы, а также фильмы для семейного просмотра. Но все-таки хотелось бы растить наших малышей на родной, российской почве. Такую почву дает круглосуточный детский канал «ТелеНяня». Специально для него Первый канал готовит ряд программ собственного производства.


Пример удачной телепродукции, ориентированной на молодежь от 13 до 18 лет, – интерактивный спутниковый ТВ-канал Teen TV производства компании «Первый ТВЧ». Темы для ток-шоу «Дети против взрослых» предлагают сами подростки на форуме, в телечате и в SMS-сообщениях.


По мнению Н. Сидоренковой, директора и режиссера продакшн-студии «Первый ТВЧ», при создании тематических каналов производитель пользуется свободой творчества, имеет возможность мобильно реагировать на запросы телезрителей и даже экономить средства, активно используя при подготовке программ присланные ими видеосюжеты. А потому, считает она, даже кризис не в состоянии остановить процесс производства такого контента.


Кризис x кризис = стабильность?

Парадокс: острая нехватка спутниковых емкостей во всем мире, скорее всего, поможет спутниковым операторам и производителям КА в условиях мирового финансового кризиса сохранить стабильность своего бизнеса.

На это указывают как планы ведущих поставщиков емкостей по запуску КА, так и основные тенденции в мире спутниковой связи и вещания, ведущие его к мультисервисам. В понятие последних входит передача ТВ, видео, данных, телефонии и доступ в Интернет не только в стационарном режиме, но и в движении.

Сегодня типовой спутниковый канал может обеспечить любые мыслимые сервисы, в том числе интерактивные, на высоких скоростях. Но взамен сложностей уплотнения потока для передачи больших объемов по узкополосным каналам и изысков по их расширению возникают природные проблемы: задержка сигнала, размер приемной антенны. По мнению В. Анпилогова («ВисатТел») отчасти их решение породило тенденцию использования Ka-диапазона (малые антенны), обработки сигналов на борту КА (преобразование сигнала и организация связи между лучами на борту спутника), многолучевых перенацеливаемых антенн и – как результат – расширение спектра услуг от традиционных до мультисервисных. Таких спутников в 2009–2011 гг. будет запущено пять: Intelsat-14, GSAT-4, KA-SAT, YahSat-1B и Viasat-1.

Что же касается планов российских спутниковых операторов, то они, по сути, не изменились. ГПКС с запуском пары «Экспрессов» АМ44 и МД частично восполнит потерю емкостей после аварий на двух КА. Количество транспондеров Ka-диапазона на спутниках последующих запусков, по словам К. Дроздовой (ГПКС), – не более двух на каждом. Что касается аренды КА у Eutelsat, то решено использовать не W2, а W1, который, как обещают оба оператора, будет доступен в мае 2009 г.

«Газпром космические системы» (ранее «Газком») уже не говорит о запуске КА «Ямал-300» даже в 2010 г., а надеется на «Ямал-400», конкурс на создание которого объявлен. Таких КА будет два, оба тяжелые: один – 53 транспондера, диапазоны С и Ku; другой – 46, только Ku; планируемые точки – 90o и 55o в.д. соответственно. Сроки запусков не оглашались.

«Интерспутник» в условиях нехватки ресурса расширяет поставки емкостей для ТВ-рынка с помощью КА W7 (Eutelsat, 36o в.д.). Кроме того, как сообщил Ш. Коллар («Интерспутник»), компания преуспела в консалтинговой деятельности, позволившей связать зарубежных заказчиков КА с российским производителем аппаратов НПО ПМ.

Дефицит емкостей заставляет и VSAT-операторов обращаться к зарубежным КА. «Русат» официально объявил, что после запуска КА Intelsat-15 (85o в.д., ЭИИМ в центре – 51,8 дБВт) готов предложить пользователям его ресурс. Аналогичные планы у Romantis, которая на CSTB объявила также о предоставлении VSAT-сервиса на платформе EASTAR UNP-100.


Меню для гурманов

  • «Дженерал ДейтаКомм» впервые приняла участие в CSTB, представив линейку абонентских приставок GDC IPSTB-xxx, предназначенных для применения в сетях цифрового вещания IPTV (для приема видеосигнала, передаваемого по сети передачи данных и упакованного с использованием MPEG-2, H.264/AVC, VC-1 в разрешениях SD и HD). Кроме того, на стенде компании были продемонстрированы приемники цифрового эфирного ТВ стандарта DVB-T (DVBT101, DVBT201, DVBT202), предназначенные для приема как открытых, так и закрытых программ в форматах MPEG-2, MPEG-4, в разрешениях SD и HD.
  • D-Link и «Нетрис» (торговая марка IPSoft) представили совместное комплексное решение для предоставления услуг цифрового интерактивного ТВ. Основные его элементы – платформа управления сервисами IPSoft iVision IPTV Middleware, видеосервер IPSoft iStream и приставки DIB-120 производства D-Link.
  • А. Тонков (ТКС): «Fujkura FSM-60S более защищен, чем сварочные аппараты 50-й серии»«Важны не столько решения, сколько их экспертиза», – заметил З. Киракозов («АМТ-ГРУП»), демонстрируя новинки российского рынка в области интегрированных сервисных multiplay-платформ и NGN. Первая – цифровая головная станция для гибридных сетей IP/HFC производства Appear TV, имеющая российский сертификат ССС. Специалисты «АМТ-ГРУП» разработали для нее систему внешнего управления AMT Mediator, обеспечивающую внутреннее резервирование модулей головных станций, портов и сервисов, управление параметрами модулей и интеграцию головных станций в системы NMS верхнего уровня, а также совместно с Appear TV реализовали в головной станции ТВ-стандарт Secam D/K. Другая новинка – медиашлюз Edge MG производства Veraz, обладающий уникальным набором алгоритмов оптимизации передачи речевого трафика по сетям IP и TDM с возможностью уплотнения потока до 1:16.
  • NXP Semiconductors демонстрировала на выставке свои новейшие решения – абонентские приемники цифрового сигнала в форматах MPEG-2 и MPEG-4, разработанные специально для российского рынка. Линейка включает в себя и недорогое «массовое» решение с поддержкой MPEG-4 DVB-T, и платформу STB236: H.264/VC1 HD DVB-S2, которая поддерживает HDTV, декодирование, включая DivX Hi Res, все основные стандарты безопасности, а также HDMI-выход.
  • К стенду компании ТКС, выставлявшей оптическое кроссовое и коммутационно-распределительное оборудование собственного производства, посетителей как магнит притягивал новый аппарат для сварки оптических волокон Fujikura FSM-60S.
  • Он способен работать в неблагоприятных полевых условиях: на запыленных чердаках, в подвалах и канализации с высокой влажностью, на открытом воздухе при температурах от –10o до +50o, в цехах, где в обычной пыли присутствуют металлические частицы. Новый аппарат выдерживает падение с высоты 75 см, т.е. – из рук монтажника или с рабочего стола, не боится вибрации и ударов.
  • Fujikura FSM-60S сваривает как обычные одномодовые (G.652) и многомодовые (G.651) оптические волокна, так и волокна для FTTx (G.657)


Пища для гурманов

  • «Связьстройдеталь» представляла на CSTB-2009 ШКОН-П – многофункциональное комплексное решение xPON для строительства сетей в многоквартирных жилых домах, включающее в себя разветвительные и распределительные кроссы разной емкости, а также оптические абонентские розетки. На стенде можно было увидеть обновленную линейку городских оптических муфт МОГ с принципиально измененным способом ввода и выкладки волокон монтируемых кабелей и оптический разветвитель на кассете – универсальное решение для муфт и распределительных шкафов, применимое как в пассивных оптических сетях, так и в сетях КТВ.
  • На стенде «Самарской оптической кабельной компании» специалисты интересовались подвесным оптическим кабелем для воздушной прокладки ОКЛЖ-ВС (ВД) типа «8», подходящем для строительства городских сетей ШПД и кабельного ТВ.
  • Вынесенный силовой элемент из стального троса позволяет подвешивать ОКЛЖ-ВС, содержащий 16 стандартных одномодовых волокон (10/125) с коэффициентом затухания не более 0,36 и 0,22 дБ/км, на опорах воздушных линий связи и линий электропередачи до 35 кВ, а также на контактной сети городского электротранспорта. Кабель ОКЛЖ-ВД имеет вынесенный силовой элемент в виде стеклопластикового стержня, вокруг которого скручены оптические модули и кордели. Важное различие между ними – в допустимой растягивающей нагрузке. Кабель ОКЛЖ-ВС выдерживает 5,5 кН, а ОКЛЖ-ВД – только 3,5 кН.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!