Rambler's Top100
Статьи ИКС № 2-3 2009
Александра КРЫЛОВА  10 марта 2009

Интернет-банкинг: две стороны медали

Системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО) могут стать для финансовых структур как конкурентным преимуществом, так и зоной повышенных рисков. А в условиях финансового кризиса поворот «медали ДБО» той или иной своей стороной может оказаться решающим аргументом.

Кризисные акценты

Примечательно, что ряд специалистов из региональных банков, зарегистрировавшихся в качестве участников IX международного форума iFin-2009, не смогли на него приехать из-за сокращения командировочных расходов. Так что доклады о программных продуктах и решениях, способных помочь банкам пережить трудные времена, выслушивали представители кредитных организаций, пока не столь остро ощутивших влияние кризиса.

По мнению Н. Местера (Intel), информационные технологии для банков – не панацея. Вместе с тем автоматизация и стандартизация массовых операций позволяют кредитным организациям повысить прибыльность. Кроме того, использование всех возможных каналов реализации и доставки банковских продуктов, включая веб-каналы и сотовую связь, – одно из важнейших преимуществ банков в борьбе за привлечение клиентов.

Правда, для этого, считает М. Коханюк (АКБ «Абсолют Банк»), нужно, чтобы клиент воспринимал банкомат, интернет- и мобильный банкинг не как заменяющие, а как дополняющие друг друга услуги. «Каналы – такой же продукт, который нужно уметь продавать», – убеждена она. И успеха тут добивается тот, кто продает не меню приложений, а простые и понятные способы решения конкретных жизненных ситуаций пользователя. Наградой банку, который помог своим клиентам приобрести такой опыт, станет не только повышение их лояльности, но и рост эффективности каналов ДБО.

ДБО как благо

Ведущие разработчики систем ДБО давно и с нетерпением ожидают роста интереса кредитных организаций к электронным финансовым услугам для физических лиц. И iFin-2009 показал, что сегодня в их арсенале есть готовые решения интернет-банкинга, позволяющие банкам быстро и с минимальными издержками обслуживать клиентов. Внедрив, например, решение веб-банкинга на платформе iBank2 от компании «БИФИТ», кредитная организация получает единую точку входа для частных клиентов, в том числе и потенциальных. В режиме онлайн они смогут оплачивать услуги, работать со счетами и картами, депозитами, кредитами и т. д.

В 2008 г. количество пользователей интернет-банкинга выросло. К примеру, стартовавшая в начале года система ДБО Собинбанка SobinDirect к сентябрю вышла на проектную мощность, а общий объем операций, совершенных за год ее клиентами, составил 28,35 млн руб.

Меткомбанк, начавший развивать дистанционное обслуживание клиентов с создания системы по приему платежей населения на базе процессингового центра компании Compass Plus, решил внедрять интернет-банкинг для розничных клиентов уже в условиях кризиса. А еще, по словам А.В. Понкина, начальника управления ИТ, этот уральский банк интегрирует ресурсы процессингового центра и своей CRM-системы, чтобы по всем возможным каналам уведомлять заемщиков о приближении сроков платежей в счет погашения кредитов.

Управление отношениями с клиентами становится для банков все актуальнее. Понимая это, BSS, разрабатывающая системы ДБО с 1994 г., в 2008 г. стала стратегическим партнером компании Terrasoft, организовав Центр компетенции по направлению Terrasoft CRM-банк. За год специалистами BSS было реализовано около 10 проектов, обеспечивавших банкам-заказчикам автоматизацию таких процессов, как разработка программ лояльности, сегментация клиентской базы по произвольному набору критериев, управление жизненным циклом клиента и др.

ДБО как ловушка

Вместе с тем, и это уже оборотная сторона медали, рост подключенных к системам ДБО не слишком продвинутых пользователей привел и к увеличению числа хищений у частных клиентов банков. По словам А.Л. Поспелова (ЦБ РФ), в Рунете участились сетевые атаки на сайты и серверы кредитных организаций, а также попытки неправомерного получения персональной информации пользователей систем ДБО – паролей, секретных ключей, аналогов собственноручной подписи, PIN-кодов и др.

Клиентам нужно разъяснять, что в их же интересах не передавать персональные данные неуполномоченным лицам, не использовать банковские карты в организациях торговли, не вызывающих доверия, не называть PIN-код карты при заказе товаров по телефону или через Интернет и т.д. Вопрос: кто должен это делать?

Банки считают, что люди лучше воспримут рекомендации регулятора – Банка России. Специалисты же ЦБ убеждены, что политика и регламенты безопасности должны быть приняты в каждой кредитной организации. Ориентиром может стать новая редакция стандарта Банка России «Обеспечение информационной безопасности организаций банковской системы РФ. Общие положения» (СТО БР ИББС-1.0-2008). Впрочем, этот документ носит рекомендательный характер.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!