Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2-3 2009
Евгения ВОЛЫНКИНА  10 марта 2009

Скромное обаяние «физиков»

Практически все мы домашние пользователи телекоммуникационных услуг. На каждом из нас в отдельности оператор зарабатывает немного, но нас «тьмы и тьмы» и вместе мы приносим операторам миллиарды долларов. За такой рынок стоит побороться, а значит, надо постараться угодить физическому лицу, развалившемуся в кресле перед телевизором или устроившемуся перед монитором компьютера.

«Юрики» и «физики»: кто выгоднее?

Разумеется, операторам проще и выгоднее работать с корпоративными клиентами (лучше всего с крупными): трафик им продается оптом, себестоимость обслуживания в расчете на мегабит или километр сети невелика… Однако таких клиентов – юридических лиц, или «юриков», не так уж много и они давно «охвачены», а для их переманивания нужны очень весомые аргументы. Компаний среднего и малого бизнеса, конечно же, больше, но и в этом секторе рынка уровень проникновения телекоммуникационных услуг фактически достиг 100%. К тому же стоимость трафика с каждым годом снижается, а вместе с нею и прибыль от его продажи. Операторов не устраивает и то, что подавляющее большинство бизнес-клиентов обходится типовым набором услуг: телефония, Интернет и передача данных (немногочисленные корпоративные поклонники видеоконференцсвязи в HD-формате погоды не делают), а те десятки и сотни сервисов, которые можно реализовать в новых широкополосных сетях и на которых очень хотели бы заработать операторы, их, как правило, не волнуют. В общем, операторы поняли, что корпоративный сектор бурного роста доходов больше не обещает и чтобы развиваться дальше, нужно заняться клиентами с другого рынка, т.е. физическими лицами, или «физиками». Их интересы простираются далеко за рамки служебной необходимости, они еще не пресытились телекоммуникационными услугами, и есть хороший шанс их им продать. К тому же в массе своей они слабо разбираются в технической стороне вопроса, что предоставляет дополнительные возможности на них заработать.

Как войти, или Ключ от квартиры, где деньги лежат

У нас немало операторов, давно работающих на массовом домашнем рынке. Это и традиционные телефонисты МРК «Связьинвеста», которые «в прошлой жизни» без особого энтузиазма тянули телефонную «лапшу» по домам советских граждан, и операторы кабельного ТВ, превратившиеся в поставщиков мультисервисных услуг. Большинство из них уже поняли, что на обычном домашнем телефоне и строчке «антенна» в квитанции за квартплату много не заработаешь, и пытаются расширить свое присутствие в доме: модернизировав свои сети, предложить клиенту новые для себя телекоммуникационные услуги, въезжая тем самым на территорию других операторов.

Что нужно человеку, сидящему дома перед экраном телевизора или компьютера для жизни, развлечений или образования?

Ответ на этот вопрос есть решение многокритериальной задачи индивидуально для каждого абонента. Ему нужны разные услуги. Кому-то биржевые котировки нужны для развлечения, а кому-то для образования. Главное – насколько легко эти услуги получить. В конечном итоге абонент хочет одного — качества обслуживания.

А. КОСТРОВ, руководитель отделения доступа по странам СНГ, Alcatel-Lucent
Традиционные телефонисты принялись активно продвигать услуги ADSL-доступа в Интернет. В частности, бурную деятельность в этом направлении развили «ЦентрТелеком», набравший к концу 2008 г. около 700 тыс. ШПД-абонентов, и «Северо-Западный Телеком», подключивший к своей ШПД-службе 600 тыс. клиентов, а главный московский телефонист МГТС объявил об установке 1,5 млн ADSL-портов и готовности обеспечить доступ в Интернет всем своим абонентам. Более того, некоторые телефонные компании не зацикливаются на своей традиционной технологии ADSL, имеющей скоростные ограничения, и делают ставку на технологию Ethernet, позволяющую строить сети с пропускной способностью 100 Мбит/с и 1 Гбит/с. Но и на имеющихся сетях ADSL2+ филиалы «Связьинвеста» один за другим запускают сервисы IPTV.

С другого фланга на домашних пользователей наступают операторы кабельного телевидения. Они увеличивают число ТВ-каналов и добавляют к ним тот же ШПД, так как их коаксиальный кабель подходит и для передачи интернет-трафика. Некоторые из них идут еще дальше. Например, компания «Национальные кабельные сети», подключая своих московских абонентов к Интернету, протягивает в их квартиры еще и Ethernet-кабель. Кабельщики тоже не прочь занять ниши услуг, имеющих спрос у домашних пользователей, предлагая им не только ТВ и ШПД, но и цифровую телефонию (иногда даже видеотелефонию), отбирая таким образом хлеб у МРК. Традиционные интернет-провайдеры, работающие по технологии Ethernet, не остаются в долгу и запускают в своих сетях телевизионные и телефонные сервисы, раз уж протокол IP позволяет передавать любые данные.

По прогнозам, число российских ШПД-частников в течение 2008–2013 гг. должно вырасти в 2,2 раза и достигнуть 21,7 млн человек. В Москве и С.-Петербурге, где проникновение ШПД достигло европейского уровня – 50–55%, домашний рынок близок к насыщению, но в остальной России ситуация иная: среднее проникновение ШПД около 15%, а без благополучных Москвы и  С.-Петербурга вообще 10%. До первых признаков насыщения – а это 40–50% проникновения – довольно большой запас. Аналитики полагают, что такого уровня насыщения в крупных российских городах с учетом нынешнего кризиса можно будет достичь лишь через 3–4 года, а на остальных территориях еще позже.

На квартирный рынок, где раньше работали только проводные операторы, сейчас устремились все. Заинтересовались частниками и беспроводные операторы, которые изначально, в силу дороговизны радиооборудования (и в первую очередь абонентских устройств), ориентировались на корпоративных абонентов. Причем на домашнем рынке они готовы даже «изменить» своим беспроводным технологиям, справедливо полагая, что клиенту все равно, по какому каналу он получит сигнал или данные, хоть по водопроводной трубе, лишь бы услуга его устраивала.

Частные VIP-абоненты появились и у спутниковых операторов, где цена оборудования достигает почти космических высот. Но ведь и новорусским хозяевам загородных коттеджей вдали от шума большого города и проложенных в нем многочисленных кабелей хочется приобщиться к мультимедийным интернет-сервисам и ТВ, а мобильный телефон, даже инкрустированный бриллиантами, этого не позволяет.

К конечным абонентам двинулись и такие сугубо магистральные операторы, как «ТрансТелеКом» (см. «ИКС» № 7–8’2008, с. 86, № 12’2008, с. 65) и «Ростелеком». Еще три года назад это казалось фантастикой, а сейчас они героически преодолевают трудности адаптации бизнеса для работы с частником. Например, «Ростелеком», ранее работавший на рынке физических лиц только в секторе дальней связи, заявляет о планах активного внедрения на массовый рынок ШПД, где к 2013 г. намерен занять долю в 15% в 35 крупнейших городах. Правда, на эти же города нацелены и другие операторы, в частности «ВымпелКом», который вместе с покупкой «Голден Телекома» получил начатую в 2007 г. программу постройки к 2011 г. сетей FTTB в 65 городах России, расширенной в дальнейшем до 300 городов.

В последние годы сети в регионах построили «Мультирегион», НТК, «ЭР-Телеком», «Акадо» и другие операторы (см. карту «Платное ТВ в России», «ИКС» № 9’2008, с. 40–41). Пик региональной экспансии пришелся на 2007 г. и первую половину 2008-го, потом из-за кризиса начались пересмотры заявленных программ. Тем не менее большинство операторов успели завершить строительство сетей в важных для себя регионах и теперь могут сделать некую паузу в процессе активной траты денег на привлечение новых домашних абонентов.

А затраты это немалые. Клиентов зазывают, предоставляя услуги dual play и triple play, куда могут входить в разных сочетаниях доступ в Интернет, IP-телефония и ТВ  (в том числе в формате HD), и делая скидки при оплате таких пакетов. Столичные операторы уже давно подключают к Сети бесплатно и, бомбардируя телефонными звонками чужих абонентов, без конца проводят акции типа «месяц бесплатно», «три месяца по цене одного» и т.п.

Что продать, или Скорость множим на объем

Не секрет, что клиент клиенту рознь. Кого-то устраивает и коммутируемый доступ с его теоретическими, но редко достижимыми 56 кбит/с. Конечно, экономный клиент лучше никакого, но операторам хочется прибыли, и побольше, а для этого абонента надо раскрутить на более дорогостоящие услуги. Если это доступ в Интернет, то надо убедить пользователя, что e-mail и обычного серфинга по Сети, для которых 1 Мбит/с хватит с лихвой, для полноценной жизни ему мало. Для скачивания из Интернета софта, музыки, фильмов и прочего «тяжелого» контента без томительного ожидания результата, а также для сетевых игр нужны более высокие скорости. Поэтому все уважающие себя провайдеры имеют собственную локальную сеть со скоростью 10 или даже 100 Мбит/с и с более дешевым, чем во внешней сети, или вообще бесплатным трафиком.

Завлекают пользователей и богатыми ресурсами локальной сети: все теми же фильмами, музыкой и софтом. Для увеличения объема такого контента провайдеры даже объединяют свои хранилища. Например, объединенную пиринговую локальную сеть Home-iX создали компании-члены Ассоциации домовых сетей и компьютерных клубов Москвы (АДСК).

Правда, происхождение этого контента у большинства провайдеров, выросших из домовых Ethernet-сетей, обычно пиратское. Вступление в силу 4-й части ГК, касающейся защиты авторских прав, внесло некоторое смятение в ряды провайдеров, но переход на полностью легальный контент смогли позволить себе пока только крупные игроки. Операторы «второго эшелона» либо блокировали внешний доступ к своим FTP-серверам, либо вовсе закрыли их, полагая, что эта мера вряд ли заставит их клиентов уйти к конкурентам. Ну а многочисленные мелкие интернет-провайдеры в большинстве своем проигнорировали ужесточение российского законодательства, решив, что рука закона вряд ли дотянется до них в обозримом будущем.

Что купить? Всего и побольше

В локальных сетях провайдеры организуют для своих абонентов чаты, форумы, бесплатный хостинг для фотографий и видео. В почти стандартный набор входят антивирусные услуги (иногда бесплатные). Крупные операторы занялись продажей своим абонентам игр, музыки и фильмов, благо проблем с оплатой этого контента нет: деньги просто списываются со счета клиента. Операторы кабельного ТВ завлекают пакетами с несметным количеством каналов, аналоговых и цифровых, а интернет-провайдеры массово заводят фильмотеки, видео по запросу и разные вариации сетевых видеомагнитофонов. И чуть ли не каждый второй российский оператор сейчас занимается внедрением или уже эксплуатацией сервисов IPTV, несмотря на то что эта технология требует широкой полосы пропускания сети, высокого качества передачи информации и очень серьезных инвестиций в оборудование и контент. А вот скорых и больших прибылей IPTV-сервисы не обещают. Даже на Западе, где технология IPTV появилась гораздо раньше, чем в России, несметных богатств она не приносит. По разным оценкам, в России сейчас около 200 тыс. абонентов IPTV, которые принесли своим операторам в 2008 г. $17 млн доходов. По сравнению с 9 млн домашних пользователей ШПД и их $2,5 млрд доходов – это мизер. Так что пока инвестиции в IPTV – это вложения в имидж.

  


Стремление операторов предложить квартирному абоненту как можно больше услуг в принципе понятно, даже если далеко не все эти услуги сегодня приносят прибыль. В конце концов, все мы разные и каждый выберет свое. Главное, чтобы получить эти услуги можно было легко и удобно. Тогда мы будем потреблять их в таких количествах, что оператор сможет на нас неплохо заработать.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!