Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 2-3 2009
Сергей ПЕХТЕРЕВ  10 марта 2009

«Эльдорадо» домашнего VSAT'а

На рынок домашних пользователей двинулись и VSAT-операторы. Правда, сейчас их антенны-тарелки можно увидеть только на загородных домах «VIP-частников», но операторы все же надеются на лучшие времена.

Сергей ПЕХТЕРЕВ, СетьтелекомАнализ деятельности наших зарубежных собратьев по цеху говорит о том, что доля частных пользователей там составляет 50% более. В США, родине и Мекке VSAT, доля частников у некоторых операторов достигает 85–90% (например, в сети Hughes Network System). Естественно, частные пользователи есть и у нас, но это скорее пока экзотика – 5–8% от общего числа клиентов. Правда, этот сектор растет высокими темпами и будет расти дальше, но рост со скоростью 100% в год, увы, всего лишь «эффект малой стартовой базы».

Тормозом для развития VSAT в России является прежде всего чудовищный  ценовой разрыв между стоимостью VSAT-сервиса у нас и в США/Западной Европе, причем не в номинальных рублях или долларах, ибо такое сравнение принципиально неверно, а в цене, приведенной к средней зарплате. Так вот, за подключение (оборудование + монтаж + включение + регистрация терминала) и двухгодичный пакет услуг по минимальному безлимитному тарифу житель США отдаст $1750, или 40% своей среднемесячной зарплаты, а россиянин 190–200 тыс. руб., или минимум 15 средних зарплат (средняя зарплата по России сегодня составляет 13 тыс. руб.). Разница почти в 40 раз! Так же негативно на развитие рынка частников влияет и достаточно долгая процедура регистрации VSAT-терминалов, хотя подвижки в этой области есть.

Для VSAT-оператора методы работы на рынках корпоративных и частных пользователей сильно разнятся.Всего 15 средних зарплат - и вы в российском Эльдорадо домашнего VSAT'а В первом случае вы имеете дело с системным администратором или начальником ИТ-отдела, т.е. с профессионалом, который понимает особенности VSAT с полуслова. Частник — это, условно говоря, «блондинка с ноутбуком». Здесь совсем другой уровень запросов и вопросов: «Можно ли выбрать антенну под цвет крыши или хотя бы спрятать ее за трубу?». Безусловно, этот диалог есть крайний случай, но частные клиенты, как правило, это другие требования к сервису, сервисной поддержке и рекламе. Поэтому нам пока интереснее работать на корпоративном рынке и зарабатывать на нем деньги, в том числе и для будущего реального выхода на рынок частных лиц, который, я надеюсь, состоится в обозримом будущем. Думаю, процесс этот начнется с запуска в 2011 г. спутника «Экспресс-АМ4» с первыми в России транспондерами Ка-диапазона, что позволит уменьшить диаметр антенн с нынешних 1,2 м до 80–90 см, благодаря чему стоимость подключения должна снизиться минимум на 30%.

Бум спутникового Интернета в США и Европе в последние год-два связан именно с появлением VSAT-терминалов в Ка-диапазоне, где используются антенны диаметром 66–78 см, передатчики мощностью 0,5–1 Вт и более простые спутниковые терминалы типа SkyWay от Hughes и SurfBeam производства Viasat. Мы же пока вынуждены ставить нашим немногочисленным домашним клиентам полностью профессиональные комплекты (антенна 1,2 м, передатчик мощностью 2 Вт и модем HughesNet 7000) со всеми вытекающими последствиями в виде цены комплекта и работ по установке относительно большой антенны.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!