Rambler's Top100
 
Статьи ИКС № 2-3 2009
Леонид Владимирович ИВАНОВ  10 марта 2009

Сложить два вектора

Цели заказчика и интегратора в проекте внедрения ИТ-системы нередко раcходятся. Но альтернативы услугам системной интеграции нет, считает руководитель ИТ-департамента компании ТТК Леонид ИВАНОВ.

Леонид Иванов, ТрансТелеКомСистемная интеграция в ортогональной проекции

– Каковы отношения участников проекта?

– Интересы заказчика и исполнителя, по сути, ортогональны. Проект будет удачным, только если эти два вектора удастся сложить. Заказчик нацелен на качественный результат, на дальнюю перспективу. Интегратору нужно все сделать быстро, в хорошем смысле дешево и получить результат, который максимально удовлетворял бы заказчика. Его перспектива, естественно, краткосрочная…

– Но интеграторы говорят: мы заинтересованы в долгосрочных проектах?..

– Конечно, заинтересованы! Но каждый шаг заказчика должен соизмеряться с вектором его перспективных задач, приближать его к их решению. Пусть это не получается сразу, но двигаться он хочет в нужном ему направлении. А интегратор, кивая на ТЗ, может сделать шаг в неверном направлении, но во временн'ых рамках проекта. И через какое-то время заказчик, естественно, вновь обращается к интегратору. А это новый этап, новый договор … и новый бюджет.

Со своими проще договориться

– И все же вы идете к интегратору. Почему?

– В первую очередь это необходимость сконцентрировать на проекте значительные ресурсы. У нас высокопрофессиональная ИТ-команда, но все загружены текущей работой. В этой ситуации интегратор нас выручает, взяв на себя основную часть трудозатрат. Нам остается только согласовать ТЗ и технический проект, посмотреть, что получилось, устранить замечания и принять работу. Поэтому при внедрении новой системы с привлечением интегратора численность ИТ-департамента обычно вырастает незначительно.

 АнтиКризис

Б'ольшая часть ИТ-бюджета компании – это поддержка существующих систем. Поэтому сократился он незначительно. Ведь если штат компании, парк систем, количество транзакций не уменьшаются, то что сокращать? Чем все эти работники, без компьютеров, будут заниматься? И расходы на аренду дата-центра, где установлены серверы биллинговой системы, тоже снижать нельзя. В телекоме ИТ – критически важный фактор.
Часто системный интегратор помогает внедрять те новые технологии, опыта работы с которыми у нас недостаточно. Так, например, было в проекте создания автоматизированной системы расчетов за услуги дальней связи, где в пользовательский интерфейс CRM-системы подтягивается информация из биллинга. В ТТК для работы с корпоративными клиентами есть CRM-система на платформе IBM Lotus, но, когда понадобилось внедрить промышленное решение Oracle для массового клиента, мы воспользовались услугами отечественного интегратора.

– Мысли поменять поставщика услуг, сравнить с другим не возникало?

– Речь идет о единственном в своем роде внедрении в России, поэтому новый поставщик, даже если окажется такого же класса, должен пройти тот же путь, ему надо будет опять учиться вместе с нами.

– …а обратиться к зарубежным компаниям?

– Такие мысли есть всегда. Когда мы проводим внутренний конкурс по выбору исполнителя проекта, всегда рассматриваем предложения западных фирм. Но со своими проще. Допустим, возникли обстоятельства, которые трудно было учесть заранее. Как реагирует интегратор на необходимость вносить изменения? С нашим это всегда предмет переговоров, но договориться можно. «Западник», скорее всего, откажется выполнять работы в рамках действующего бюджета.

– Их услуги намного дороже?

– Дороже. Но если бы мы видели в России команды, которые выполняют работу с таким же уровнем качества, мы бы ориентировались на них. Сотрудничество с зарубежными компаниями, как правило, начинается, когда уже деваться некуда.

Компетенция на первом месте

– По каким критериям выбираете интегратора?

– На первом месте – компетенция. Допустим, есть небольшая компания, не раскрученная, но ее потенциал виден. Она пока не задирает цены. Рядом интегратор такого же класса, может, чуть выше и с именем. Я бы выбирал не раскрученных, но с потенциалом.

На втором месте опыт интегратора. Впрочем, опыт – вещь своеобразная, ведь архитектура ИС каждой компании-заказчика, философия работы все равно различаются. Учитывается наличие реализованных проектов, особенно критичен сегодня финансовый фактор.

– Какова доля услуг интегратора в ИТ-проекте?

– Для системной интеграции ИТ-инфраструктуры при строительстве, например, корпоративной сети, это 30–40%. А при интеграции крупной информационной системы эта доля сопоставима со стоимостью самого продукта, а иногда в разы превышает ее, т.е. от одной до трех единиц стоимости внедряемого ПО.  
Поделиться:
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!