Rambler's Top100
Статьи
16 марта 2009

И. Кимяев («Интелайн Про Консалт»): «Консалтинг – самая недооценная среди ИТ-услуг»См.также "ИКС" №2-3'2009

Относительная незрелость рынка системной интеграции России сказывается в том, что на многие ИТ-услуги, давно завоевавшие место под солнцем в мире, у нас смотрят с недоверием. Однако ситуация меняется. Читайте полную версию дискуссионного клуба темы номера журнала «ИКС» 2-3`2009 «Вариации интеграции». Часть II.

Приведем прогноз Организации экономического сотрудничества и развития (OECD Economic Outlook No. 84 – Country Summaries 25.11.2008): глобальный рынок ИТ-сервисов (консалтинг, системная интеграция и аутсорсинг) в 2009 г. составит $484 млрд – упадет на 3% против 2008 г. Ситуация с аутсорсингом будет чуть лучше, чем с консалтингом и системной интеграцией, которые особенно зависимы от замедления темпов роста закупок ПО и услуг внедрения и интеграции. К 2010 г. доходы от аутсорсинга вырастут на 9%.

По словам С. Македонского, президента Ассоциации стратегического аутсорсинга (АСТРА), если российский рынок ИТ в целом растет на 17–20% в год, ИТ-услуги– на 30–35%, то аутсорсинг – на 40–45%.

 "ИКС" спрашивает  Какие услуги системной интеграции пока недостаточно оценены вашими клиентами и почему?

Игорь КимяевИгорь Кимяев, технический директор, «Интелайн Про Консалт»: Одной из наиболее недооцененных со стороны заказчиков ИТ-услуг можно назвать консалтинг, если рассматривать его как комплекс мер по идентификации и детализации потребностей заказчика в том или ином направлении хозяйственной деятельности предприятия и ИТ как его ключевой составляющей. Иными словами, мы говорим, например, о претворении смутного осознания текущих и предполагаемых рисков для существующей / планируемой бизнес-модели – при существующих / планируемых к развертыванию ИТ- и инженерных инфраструктурах – в структурированный, финансово и технологически обоснованный план мероприятий.

К причинам подобной недооценки можно отнести: желание (зачастую самонадеянное) получить быстрый результат, а трата финансов и времени на предварительную проработку предполагаемых путей решения «очевидных» проблем при этом кажутся излишними; склонность лиц, принимающих бизнес-решения, к волюнтаристским методам руководства в области ИТ; сложившаяся на сегодняшний день у некоторых руководителей фирм дурная репутация фирм-однодневок; отсутствие очевидных финансово-репутационных дивидендов от проведения ИТ-консалтинговых мероприятий по аналогии с проведением подобных мероприятий для финансовой сферы.

"ИКС" спрашивает   ИТ-консалтинг: атрибут роскоши или необходимый элемент бизнеса?

А) Точка зрения поставщика:


Валерий КрамарВалерий Крамар, технический директор, «Телесофт-РС»: ИТ-консалтинг – это не роскошь, а жизненная необходимость. Хорошая консультация поможет решить проблему, с которой клиент до сих пор не сталкивался, а добросовестный консультант предложит такое решение, которое избавит клиента от проблемы на достаточно длительный срок. У клиента перестанет болеть голова, причем без решения проблемы подбора и загрузки работой собственного специалиста. И появится доверие к консультанту. Если необходимо, предлагается и сопровождение нового сервиса, обучение персонала клиента...

И это все разные стороны одного и того же процесса — повышения качественных показателей работы информационных систем клиента.






Сергей КарпуничевСергей Карпуничев, генеральный директор, Columbus IT Russia:
Сегодня без профессиональных ИТ-систем профессионально делать бизнес невозможно. И вопрос заключается только в том, какие именно системы – по функциям, задачам, стоимости – необходимы конкретной компании. Они должны отвечать реальным, актуальным требованиям бизнеса, а не быть избыточной красивостью, поставленной для галочки, ради «лейбла» или по капризу руководства, но в действительности не используемой.


В сегодняшней ситуации компании стали больше внимания уделять контролю над расходами, планированию движения средств, что невозможно делать на адекватном уровне без автоматизированной ИТ-системы. Кроме того, на сжимающемся рынке многие компании испытывают проблемы с привлечением новых клиентов и удержанием существующих, что определяет острую потребность в создании системы класса CRM. Давно известно, что компании, не уделяющие должного внимания внутренним процессам и их автоматизации – сокращению издержек на внутренние процессы – проигрывают в конкурентной борьбе.


В. АвдейВ. Авдей, исполнительный директор, «Интелайн Про Консалт»: Для малых предприятий, не профильных в области ИТ, это спасение, так как держать в штате ИТ-специалистов – это по сегодняшним меркам роскошь.


Крупные предприятия с хорошо разветвленной территориальной сетью могут себе позволить «содержать» специалистов в узких ИТ-областях. Но это больше связано с нехваткой квалифицированной рабочей силы и отсутствием на нашем рынке ИТ-компаний, готовых предоставлять весь спектр ИТ-услуг.

 






Б) Точка зрения потребителя:


Михаил БерманМихаил Берман, директор департамента информационных технологий, «Национальные кабельные сети»: Интеграцией в классическом понимании этого слова мы не пользуемся. А вот на вопросе ИТ-консалтинга можно остановиться подробнее.


Особое внимание хотелось уделить теме консалтинга на примере внедрения системы CRM.


Необходимость внедрения этой системы в НКС никогда не вызывала сомнений – сегодня это основной инструмент работы с абонентами. Смогли бы мы сделать это без внедренческого консалтинга? Очевидный ответ – нет. Чтобы внедрить такую сложную систему, нужны значительные усилия, причем как со стороны заказчика, так и со стороны консультанта. Заказчик
  понимает все требования и бизнес-задачи, которые должны быть решены посредством этой системы, а консультант определяет, способна ли эта система соответствовать данным требованиям и решать задачи заказчика, и предлагает оптимальный вариант.


Сергей ЗахарцевСергей Захарцев, начальник управления Коммерческого банка «Платина»: ИТ-консалтинг, безусловно, является атрибутом роскоши в деятельности ИТ-службы предприятия. Такую роскошь себе могут позволить предприятия, которые особо не считают бюджетных денег на информационные технологии, имеют высокую степень бюрократизации и не испытывают острой потребности в получении отдачи от ИТ.


Предприятия же, целенаправленно снижающие суммарную стоимость владения информационными ресурсами, в первую очередь должны минимизировать затраты на ИТ-консалтинг – проще говоря, исключить его. И сделать это следует не только из финансовых соображений. «Бумажный результат» ИТ-консалтинга, особенно в условиях мощной бюрократической машины, требует значительных затрат времени и сил, а его отдача минимальна. Более того, бесконечное согласование «бумажного результата» приводит к его старению. И когда результат согласован, он становится уже не актуальным. И наконец, формирование «бумажного результата» затягивает сроки начала реализации практических проектов по созданию или совершенствованию корпоративной информационной системы. Соответственно и отдача от ИТ откладывается на неопределенный срок.


А если даже «бумажный результат» будет хороший, то заказчик не сможет его воплотить в жизнь. Практическую реализацию тоже нужно будет заказывать как внешнюю услугу. А это, по сути, уже полный аутсорсинг.

"ИКС" спрашивает   Как распределяется ответственность между вашими специалистами и собственной ИТ-службой заказчика?

В. Авдей: В случае ИТ-консалтинга ИТ-служба заказчика выступает в роли «постановщика задачи», или «ретранслятора проблемы». Таким образом, она отвечает за своевременность поставленной задачи, или «высвечивание» проблемы, а дело ИТ-консалтера – быстро и корректно решить все задачи и «закрыть» все проблемы.


Главное в этом случае – время и грамотно поставленная задача. К сожалению, не все ИТ-службы заказчика имеют «грамотных» специалистов, которые могут правильно понять и ретранслировать «хотелки» остальных служб заказчика ИТ-консалтеру.

"ИКС" спрашивает   В каких случаях вы предлагаете заказчику аутсорсинг?

Борис БобровниковБорис Бобровников, генеральный директор, КРОК: Аутсорсинг становится очень выгодным инструментом. Он позволяет экономить на содержании собственного штата специалистов и парка оборудования, дает возможность быстро наращивать или сокращать услуги. Скажем, когда компании необходимо перейти на режим жесткой экономии или, наоборот, оперативно решить определенную бизнес-задачу средствами ИТ. Аутсорсинг позволяет компании быть более гибкой, и именно поэтому аналитики прогнозируют рост этого направления в ближайшее время.








Виктор Авдей:
Как правило, в случаях, когда у заказчика нет специалистов с достаточным уровнем знаний и навыков в какой-то области или же когда им не нужен специалист на постоянную работу по специальности, а нужен на период подготовки и реализации проекта.

Крупные, да и мелкие западные компании, как правило, стараются не держать в штате специалистов по непрофильным для них специальностям. Например, «МакДональдс» технические работы по поддержке работы своих кафе отдает на аутсорсинг профильным в этом отношении предприятиям либо компаниям, которые могут, по крайней мере, это организовать. Но нам до этого еще надо дорасти. Мы привыкли все держать при себе или, в крайнем случае, «на полставки».


Кирилл ВронскийКирилл Вронский, директор по стратегическому развитию, Telecom Design: Новая, спровоцированная кризисом, тенденция на рынке – всплеск интереса заказчиков к стратегическому аутсорсингу в том варианте, когда внешнему поставщику передается на обслуживание существенная часть ИТ-инфраструктуры и связанных с ИТ процессов и систем. Пересмотр практик работы с непрофильными активами – естественная реакция рынка на происходящие в мире изменения. В этом отношении было бы правильно заимствовать опыт компаний и стран, успешно прошедших экономические кризисы в прошлом.

В аутсорсинге такого типа в первую очередь заинтересованы крупные мультирегиональные компании, но при этом заказчики хотят сохранить максимальный контроль над передаваемыми на аутсорсинг активами.
 

Telecom Design вместе с партнерами выводит на российский рынок следующее предложение – совместное предприятие как новый формат передачи ИТ-инфраструктуры в аутсорсинг. Поставщик берет на себя различные функции обслуживания клиента, освобождая его от непрофильной деятельности и громоздкого оборудования. При этом бизнес-риски заказчика минимальны, так как он сохраняет полный юридический, а при желании и управленческий контроль над своими активами, переданными на аутсорсинг. 


Такой формат давно существует у наших западных соседей, однако лишь немногие ИТ-компании имеют действительно успешный опыт реализации подобной схемы. В их числе скандинавский партнер Telecom Design – компания Tieto (ранее TietoEnator). С
1994 г. она организует совместные предприятия для ведущих компаний Европы.
 

Действующий альянс, представляемый компанией Telecom Design, обеспечивает не только финансовую способность реализовать подобную бизнес-модель. Одним из важнейших факторов является способность Telecom Design оказывать локальную поддержку заказчикам во всех регионах Российской Федерации. Второй фактор – подтвержденная компетенция в оптимизации бизнес-процессов, связанных с ИТ. Для крупных мультирегиональных компаний совокупность этих факторов является критичной.


Таким образом, в новом предложении Telecom Design о переводе части обслуживания ИТ-инфраструктуры на аутсорсинг были объединены западный опыт построения аналогичных предприятий, компетенция в виде инженерного центра петербургской компании Telecom Design и физическое присутствие сотрудников компании во всех регионах РФ – благодаря наличию партнера с филиалами и проработанной логистикой во всех регионах страны.


У заказчика, в случае создания совместного предприятия, остается как управленческий контроль над компанией, так и финансовый. Более того, наши клиенты всегда могут выкупить компанию – это изначально предусмотрено договором.


Сделки на российском рынке не заставят себя ждать. Уже в конце I квартала
2009 г. мы увидим масштабные, но относительно «простые» аутсорсинговые сделки, а со второго полугодия планируем заключение ряда договоров с крупнейшими заказчиками на создание совместных предприятий.


                                                           Подготовила Ирина Богородицкая

 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: