Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи ИКС № 10 2005
01 октября 2005

Wi-Fi уходит в космос

Как, где и для чего

Сегодня на рынке Wi-Fi достаточно прочные позиции заняли такие известные операторы, как T-Mobile, Sprint, Verison, British Telecom, Vodaphone, a крупные корпорации типа McDonald's организуют зоны беспроводного доступа в удаленных офисах и местах продаж по всему миру.

Типовое решение хот-спот предназначено для создания зоны обслуживания пользователей ноутбуков, PDA или сотовых телефонов через беспроводную точку радиодоступа (Access Point, АР), радиус действия которой для внутренних помещений около 100 м, а на открытом пространстве, например вблизи морского порта или вокзала, в шесть раз больше. Агрегация нескольких таких точек радиодоступа расширяет зону обслуживания, но выход из нее традиционно обеспечивался кабельными подключениями к магистралям, хDSL-модемами и иным оборудованием проводной связи.

Вместе с тем в удаленных от «цивилизации» точках – на разработках нефтяных и газовых месторождений, заправочных станциях и даже в некоторых сельских местностях – соединить проводами локальную Wi-Fi-зону с внешним миром не всегда возможно. Вот VSAT-решение и предназначено именно для таких нужд. Решение Sat Wi-Fi обычно реализуется на базе VSAT-терминала, антенный блок которого включает в себя две антенны – спутниковую и Wi-Fi, а в конструктив оборудования интегрированы терминальные устройства спутниковой связи и точки доступа.

Главные козыри Wi-Fi – простота и низкая стоимость пользовательского оборудования (карта доступа не дороже $20) – позволяют быстро развертывать такие зоны обслуживания в местах установки VSAT-станций с минимальной удельной стоимостью наземной инфраструктуры на одного пользователя. Поэтому сегодня, при постоянном снижении цен на VSAT-терминалы, организация спутникового хот-спота вполне по силам местным операторам связи, муниципальным службам и небольшим компаниям, стремящимся обеспечить связь в труднодоступной местности.

Не зря SES Americom, один из крупнейших операторов спутниковой связи, владеющий львиной долей телепортов и земных станций Северной Америки, заинтересовался беспроводными технологиями как элементом своих гибридных сетей обслуживания клиентов. Компания считает беспроводное оборудование стандартов 802.11 и 802.16 главным структурным элементом следующего поколения спутниковых систем доставки мультимедийного контента и доступа в Интернет. И если со стандартизацией и совместимостью оборудования Wi-Fi все понятно, то, чтобы не упустить шанс при появлении совместимых устройств стандарта 802.16 (в том числе и мобильных 802.16е), SES Americom вступила в WiMАХ Forum.

Исследования Northern Sky показывают, что наибольший интерес к конвергентным решениям Sat Wi-Fi наблюдается в секторах распределенных корпоративных сетей связи, VSAT-сетей и локальных сетей на крупных движущихся объектах (самолеты, океанские лайнеры и т.п.), где наиболее широко распространены IP-приложения (телефония, доступ в Интернет, видео по запросу, видеоконференцсвязь и др.).

Пионеры рынка

Пожалуй, первой компанией, реализовавшей широкополосный интернет-доступ в хот-споте через спутник, стала Hughes Network Systems. В апреле прошлого года компания внедрила на управляемой ею VSAT-сети США собственное решение DirecWay Wi-Fi Access, ориентированное на рынок корпоративных сетей (рестораны, заправочные станции, отели, сети магазинов и т.п.). Основой его послужил спутниковый терминал DirecWay, обеспечивающий двустороннюю связь по недавно зарегистрированному в ETSI стандарту IPoS.

Полностью управляемый сервис DirecWay Wi-Fi Access поставляется клиенту «под ключ» и не требует дополнительных настроек, что является весьма существенным обстоятельством для выбранной Hughes сферы его применения. Все операции, которые доступны пользователям хот-спота, управляются и отслеживаются Центром управления сети, включая операции с кредитными картами, биллинг и оперативную поддержку пользователей без временны’х задержек. Доступ в хот-спот разрешается после простой процедуры регистрации на web-узле владельца хот-спота, которая соответствует политике безопасности данной компании.

Как национальный оператор США Hughes поставляет своим пользователям специализированные бизнес-приложения, адаптированные к конкретным требованиям заказчика. Они устанавливаются на рабочих местах и сервере компании. Например, DirecWay Private IP обеспечивает постоянную высокоскоростную связь между штаб-квартирой и удаленными офисами компании-заказчика, a DirecWay ePayments – электронные платежи по кредитным картам и весь сервис карточного обслуживания. Существуют также приложения для обновления программного обеспечения и дистанционного обучения сотрудников. Цена абонентского терминала для сервиса зависит от размера сети клиента, но, по заявлениям Hughes, в любом случае превышает $600.

Второе место по оперативности принадлежит Boeing, организовавшей зоны Sat Wi-Fi на борту самолетов. Сервис под маркой Connection by Boeing, предлагаемый с мая 2004 г. перевозчиком Lufthansa на рейсах в Сингапур, Японию, Скандинавию и Китай, включает высокоскоростной доступ в Интернет, доступ в корпоративную сеть и видеотрансляцию. Стоимость услуги в течение одного рейса от $9,95 до $29,95 (в зависимости от дальности полета).

Иное мобильное решение Sat Wi-Fi предлагает интернет-провайдериз Калифорнии IP Access International. Фирма оснастила специальной антенной автомобиль, внутри которого обеспечивается беспроводная связь (услуги телефонии, передачи мультимедийных данных и видео) с сохранением конфиденциальности передаваемой информации. Сервис ориентирован на репортеров, службы обеспечения безопасности и поддержания порядка, в том числе при чрезвычайных ситуациях.

В начале 2005 г. фирма Raysat анонсировала еще одно мобильное решение под маркой SpeedRay 3000. Оконечное оборудование пользователя появится на рынке в третьем квартале текущего года, но уже идут пилотные испытания. Комплект, включающий внешнюю антенну (крепится на крыше автомобиля и интегрирована с точкой доступа), превращает машину в движущийся хот-спот. Скорость в прямом канале – до 2 Мбит/с, в обратном – 128 кбит/с. В набор сервисов, доступных в салоне машины, включены доступ в Сеть, цифровое телевидение и музыкальные радиоканалы. Гарантированная непрерывность входного сигнала достигается благодаря использованию в качестве антенны движущейся фазированной решетки, которая отслеживает изменения спутникового сигнала при движении автомобиля и оптимизирует положение антенны по уровню сигнала за счет ее поворотов и перемещений.

Партнерство оператора спутниковой связи Loral Skynet и производителя спутниковых терминалов iDirect Technologies увенчалось успешным решением SkyReach для создания зон беспроводного доступа вокруг сетевых ретрансляторов в удаленных регионах Китая. Высокая (до 18 Мбит/с) скорость в прямом канале, обеспечиваемая маршрутизатором iDirect, и поддержка режима реального времени позволяют предоставлять доступ в Интернет, услуги телефонии, передачу видео и другие IP-сервисы с качеством, не уступающим проводным сетям. Стоимость абонентского комплекта (согласно заявлениям Loral) существенно ниже любого другого с использованием кабеля.

Согласно данным исследований консалтинговой фирмы Northern Sky за 2004 г., рынок интегрированных конвергентных решений беспроводного (включая WiMАХ) + спутникового доступа достигнет в 2007 г. объема в $7 млрд. В то же время опрос, проведенный Northern Sky и Telecom Asia, показал, что 67–75% респондентов ожидают еще в течение 3–5 лет высокого спроса на спутниковые Wi-Fi-решения. И если прогнозы аналитиков по мировому росту хот-спотов Sat Wi-Fi к 2009 г. до уровня 50–70 тыс. оправдаются, то потребность в спутниковых емкостях тоже резко возрастет.

По материалам Hughes Network Systems (SatMagazine № 2’2005)
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!