Rambler's Top100
Статьи ИКС № 11 2005
01 ноября 2005

Услуги XXI века на Выставке оптимизма

Электронная побудка регионов

В. ШУЛЬЦЕВА

Жизнь заставляет форсировать процесс ИКТ-взросления России. Инициатива – измерить зрелость регионов России с позиции использования ИКТ в госуправлении, бизнесе, здравоохранении и культуре, создать информационно-аналитический инструмент для выработки на федеральном и региональном уровнях политики развития информационного общества – принадлежит Институту развития информационного общества (ИРИО). В основе исследования, представленного в ходе «ИнфоКом2005», – методология, учитывающая зарубежный опыт, адаптированная к отечественным условиям, способная составить рейтинг регионов России по степени готовности к информационному обществу. Показатели, отражающие основные факторы развития и использования ИКТ, позволяют рассчитать индивидуальный индекс территории – ее готовность к восприятию новых технологий, а также задать правильный вектор развития региона.

Возглавляют рейтинг готовности Москва и С.-Петербург; за ними – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, имеющие высокий ВРП на душу населения, а следовательно, благоприятный климат для спроса на ИКТ; у Томской области (пятое место) высокий показатель человеческого капитала (третье место после двух столиц) и развития ИКТ. Относительно высокий рейтинг у Карелии, Чувашии и Самарской области, где ИКТ активно применяются в бюджетной сфере и органами власти.

Использование ИКТ тем интенсивнее, чем богаче регион и выше уровень развития человеческого капитала (образованность населения, число ИКТ-специалистов, доля работников умственного труда). «Чем больше научных работников в регионе, тем больше востребованы ИКТ и населением, и бизнесом, и органами власти, – отметил председатель совета директоров ИРИО Ю. Хохлов. – Таким образом, научное сообщество выступает в роли стимулятора социально-технологических инноваций. Для ИКТразвития регионов важнее не экономическая составляющая, а человеческий капитал. И серьезные проекты реализуются там, где деньги вкладываются в людей».

Пока не решена одна из главных проблем – организация взаимодействия органов власти на федеральной оси, а также между центром и регионами. Да и специфика финансирования ИКТ, к сожалению, такова, что основная его часть обычно относится к «расходам на госуправление». Ярославская область первой пошла по пути целевого финансирования, выделив отдельной статьей бюджета «финансирование доступа в Интернет органов власти». Инициативу подхватила Москва: в статье «на использование ИКТ» определены объемы средств на создание и разработку информационных систем в рамках программы «Электронная Москва». Но таких примеров пока мало.

Рано говорить и об эффективной работе электронного правительства, под которым понимается в том числе предоставление госуслуг гражданам и организациям. Тут еще одна болевая точка – каждое ведомство по-своему представляет границы прозрачности взаимодействия всех структур «Электронной России».

Наконец, принят и начал использоваться в практике статучета Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Все показатели по сектору и отдельным видам экономической деятельности вскоре можно будет получать из статистики предприятий, что соответствует международной практике.

Эффективность использования ИКТ госсектором и бизнесом страны – тема дискуссии, предложенной на круглом столе Ассоциацией документальной электросвязи. Исследовательская группа Momentum Research Group, проанализировав эффективность использования ИКТ в госсекторе России, пришла к заключению, что затраты на ИКТ в нашей стране пока много выше, чем в Западной Европе, и не оправдывают свои цели. Мешают низкий уровень подготовки IT-кадров, медленное внедрение web-технологий, неподготовленность к использованию технологий (в ЕС предприятия перестраивают бизнеспроцессы заранее), практика бумажного документооборота, отсутствие метрик – параметров детальной статистики обработки запросов (сложность, количество, время, цена) и др.

Чем дальше развиваются IT, тем выше цена информации и цена ошибки. Поэтому важно понять, что дает компании служба IT и как этот эффект измерить. По мнению С.С. Кузнецова (Computer Associates), для решения необходимо синхронизировать задачи IT и бизнеса. На уровне предприятия данной цели служит своеобразный «счетчик'BB – каталог, в котором детально прописан весь содержательный процесс взаимодействия подразделений IT и бизнеса (контроль, материальные и административные затраты и т.п.).

Количественно измеряемый результат дает эффект внедрения электронных торговых площадок в области госзаказов: на 5–15% снижается стоимость закупаемой продукции, на 60–80% уменьшается бремя различных процедур процесса закупки. По словам И. Карпачева (i2 CIS), ITподразделение компании перед стартом совместно с заказчиком разрабатывает метрики и методологию всех измерений бизнес-проекта.

В завершение дискуссии председатель исполкома АДЭ А.С. Кремер отметил, что ИКТ не перестают быть искусством. Одна из главных задач сегодня – создание методологии и рекомендаций по эффективному использованию ИКТ в различных отраслях экономики. Это может сделать ИКТ системообразующей отраслью.

«Электронный округ» хочет стать самостоятельным

А. КРЫЛОВА


Основной итог конференции «Интернет и электронный округ-2005» – завершение разработки концепции электронного округа. В качестве опытного полигона участники мероприятия – представители государственных, коммерческих, общественных структур и СМИ из 26 городов – предложили ведомствам-координаторам ФЦП «Электронная Россия» Приволжский ФО. Ее реализацией будет заниматься некоммерческое партнерство «Электронный округ».

Девиз нового некоммерческого объединения: координация, экспертиза, продвижение.

Координация – согласованная деятельность органов власти всех уровней по внедрению IT в ПФО. В его состав входит пионер информатизации органов госвласти – Республика Чувашия, глава которой Н. Федоров руководит рабочей группой Госсовета РФ по информатизации. В Приволжье создана инфраструктура удостоверяющих центров: корневой центр в Казани, три дочерних – в Казани, Уфе и ЙошкарОле. Еще один создается в Самарской области, в рейтинге готовности регионов к электронному правительству Самара занимает 6-е место.

Экспертиза – своего рода заявка на участие в формировании федеральной IT-политики для ПФО. Партнерство готово проводить экспертизу IT-проектов, выполняемых по заказам органов госвласти и коммерческих организаций.

Продвижение – поддержка предприятий, работающих на IT-рынке, содействие в реализации социально значимых программ, информирование общественности о рынке высокотехнологичных продуктов и услуг.

Задачи планируется решать с привлечением возможностей членов некоммерческого партнерства. Так, например, Cisco Systems, проявившая интерес к участию, готова развернуть на базе учебных заведений ПФО сетевую академию Cisco Networking Academy. Есть планы сотрудничества с подобными ассоциациями, действующими на юге страны и в Сибири. По словам одного из вдохновителей проекта «Электронный округ», гендиректора компании «Самара-Интернет» А. Санникова, к участию в партнерстве приглашаются как компании и организации Приволжья, так и федеральные органы власти и ведущие мировые производители.

Спутниковое сетевое строительство

Г. БОЛЬШОВА

ФГУП «Космическая связь» демонстрировало возможности обновленной национальной спутниковой группировки (СГ). По словам и.о. гендиректора ГПКС Ю.Д. Измайлова, общая емкость СГ – 277 транспондеров, пропускная способность – 10 ГГц; используются С/Ku/L-диапазоны. Ресурс КА – 12 лет; точность удержания на орбите – 0,050.

Мобильный офис был создан на базе микроавтобуса, оснащенного спутниковой антенной TracVision A5 и оборудованием для работы в спутниковой сети подвижной связи и доступа в сеть Wi-Fi. Посетители могли оценить качество приема цифрового пакета телепрограмм, высокоскоростного доступа в Интернет, телефонии. Офис может работать в европейской части страны и на Урале, поскольку обслуживается спутниками непосредственного вещания W4 и «Бонум-1». В обновленной СГ с помощью КА «Экспресс-А» и «Экспресс-АМ» организованы теле- и радиовещание, подвижная президентская и правительственная связь, современные сервисы.

На сентябрь 2005 г. российские потребители емкости СГ составляли более 30%, доля операторов сетей электросвязи Дальнего Востока и Крайнего Севера – лишь 0,9%. Поэтому для повышения доли использования СГ в дальних регионах предусмотрено ее дальнейшее развитие – планируется запуск не менее 15 КА.

Для многопротокольной доставки клиентского трафика необходимо создать мультисервисные сети VSAT, способные предоставлять услуги дистанционного образования и телемедицины, интерактивного вещания, электронных платежей и т.д. Как сообщил зам. гендиректора ГПКС по развитию А.В. Механик, основная задача компании – пополнение СГ перспективными КА, сопряженная – расширение набора услуг, повышение их качества и надежности. Главный акцент в развитии компании до 2010 г. сделан на построение региональных VSAT сетей, для чего будет расширена номенклатура VSAT-систем на базе средств ГПКС.

«Интерспутник» обнародовал на «ИнфоКом-2005» новый проект (компания оперирует ресурсами LMI-1, Atlantic Bird1, Sesat, W4, «Экспресс-3А», «Экспресс-АМ22», «Экспресс-АМ2», «Экспресс-АМ11», «Ямал-200»), который нацелен на новых операторов дальней связи.

«Интерспутник» принял решение о создании кооперации компаний, которые смогут инвестировать «в идею» и учредить независимого технологического оператора и владельца мультисервисной сети связи (МСС). Этот оператор строит и эксплуатирует МСС, но не получает собственной лицензии на предоставление услуг дальней связи, поскольку предоставляет не услуги, а лишь свои ресурсы в аренду «виртуальным» операторам. Пока известно только его название – «ДалГеоКом». «Интерспутник» будет выступать как интегратор в составе этого альянса и предоставит для МСС орбитально-частотный ресурс. В ее структуре – космический и наземный сегменты. Последний содержит транспортную сеть, территориальные узлы связи и системы доступа к ним, а также системы контроля и управления МСС, биллинга и СОРМ.

По словам советника гендиректора «Интерспутника» В.Е. Камнева, сеть будет удовлетворять нормативным требованиям к международным сетям. Ее пользователи – мелкие и средние «виртуальные» операторы дальней связи, операторы ведомственных сетей и местной связи. Разделение затрат и равный доступ к ресурсам значительно снизят стоимость «входного билета» на рынок дальней связи для «виртуального» оператора.

Начало коммерческой эксплуатации МСС – II квартал 2006 г. Ему будет предшествовать открытый тендер на финансового инвестора; строительство сети планируется начать в конце 2005 г.

«Интерспутник» также объявил о своем намерении предоставлять корпоративным пользователям разных стран полный пакет услуг по созданию и эксплуатации выделенных сетей спутниковой связи для объединения отделений и филиалов компаний. Для этого «Интерспутник» намерен создать альянс с региональными партнерами, выступая его головной компанией. Был представлен российский партнер – ООО «Исател». В ближайшее время будут заключены прямые соглашения с другими партнерами в странах СНГ, Западной Европы, Ближнего Востока и Азии.

Gilat Satellite Networks сделал акцент на оборудование SkyEdge, поскольку к новому году российская Stec.Com обещает запустить новый хаб. Переход на SkyEdge позволит предоставлять цифровую телефонию в удаленных районах и существенно повысить скорость передачи трафика.

Другой проект – сеть телемедицины – будет базироваться на SkyEdge и использовать новый хаб. Его намерена реализовать Stec.Com в партнерстве с группой «ТАНА» в рамках федеральной программы по улучшению медицинского обслуживания населения, прежде всего на селе. Помимо консультаций сеть предоставит возможность использовать мобильные лаборатории для проведения диспансеризации, оказания экстренной медицинской помощи. Если вся правительственная программа предусматривает оснащение 10 тыс. муниципальных поликлиник, то на село приходится около трети, т.е. будущая сеть должна включать не менее 3 тыс. терминалов.


«ГлобалТел» представила широкий спектр спутниковых модемов, телефонных аппаратов и таксофонов отечественного производства.

По словам зам. гендиректора «ГлобалТел» Я.В. Баранова, из 46 тыс. нетелефонизированных населенных пунктов более половины расположены в районах, где наземная связь недосягаема. Наиболее эффективно здесь использовать для телефонизации спутниковую сеть Globalstar. (По оценкам «ГлобалТел», затраты на оборудование «Глобалстар» и абонентское оборудование – 400–900 руб. на одного жителя, а при использовании VSAT – до 2000 руб. без учета стоимости оборудования узловой станции.) За 2003–2005 гг. совместно с операторами почтовой и электросвязи, администрациями субъектов федерации и муниципальных образований компания обеспечила связью 637 удаленных и труднодоступных населенных пунктов в 37 регионах России, из них в Сибири – 261, на Дальнем Востоке – 220, на Юге – 73.

Свыше 250 тыс. жителей получают эти сервисы, пользуясь спутниковыми телефонами, таксофонами и услугами переговорных пунктов в специальных пунктах коллективного пользования (ПКП). Стоимость оборудования ПКП «Глобалстар» – $1,3–3,5 тыс. Самые высокие показатели по размещению ПКП «Глобалстар» и уровню телефонизации населенных пунктов – в Дальневосточном, Сибирском и Южном ФО. В 2005–2006 гг. «ГлобалТел» планирует с помощью ПКП довести уровень телефонизации в ДФО до 80%, в СФО и ЮФО – до 25%.


Дополнения к ПКП на базе FAU200, которые уже используются в некоторых «охваченных» населенных пунктах, дают жителям возможности факсимильной связи, доступа в Интернет, передачи файлов, новостей, метеосводок, газетных полос, а также реализации системы МЧС-оповещения.

Почта России становится универсальной

А. КРЫЛОВА


ФГУП «Почта России», завершившая летом реструктуризацию и сразу поднявшаяся на 40-е место в рейтинге крупнейших предприятий страны, считает ИКТ своим стратегическим направлением. На повестке дня – создание единой корпоративной информационной системы. Включение законом «О связи» в состав универсальной услуги доступа в Интернет делает «Почту России» одной из основных соискательниц на право предоставления универсального обслуживания (позднее «Почта России» победила во всех 3 лотах объявленного Мининформсвязи конкурса на право передачи данных и предоставления доступа в Интернет с использованием пунктов коллективного доступа в Хабаровском крае. – Ред.).

Наряду с автоматизацией операторских мест в почтовых отделениях WinPost и внедрением общероссийской автоматизированной системы контроля за прохождением почтовых отправлений предприятие развивает за счет собственных средств киберпроекты в регионах. По результатам 2004 г. прибыль составила $920 млн, в I полугодии 2005 г. – более $1 млрд.

К концу года завершится программа «КиберПочт@» – количество действующих в отделениях почтовой связи ПКД в Интернет увеличится с 4 до 10 тыс., что даст в общей сложности свыше 12,5 тыс. рабочих мест. По словам гендиректора «Почты России» И.А. Сырцова, идут массированные поставки оборудования в регионы. Для подключения к Интернету в отдаленных селах планируется использовать наземные станции VSAT от Gilat.

Количество электронных денежных переводов, принятых «Почтой России» в 2004 г., выросло за год на 60% и составило 74 млн, а сроки их прохождения сократились до 72 час. Мощности системы используются банковскими структурами для сбора платежей в погашение кредитов населения. На ее основе развиваются услуги приема коммунальных платежей.

В 14 филиалах «Почты России» жители пользуются услугой «КиберПресс@» и могут получить любое из 20 российских и 108 зарубежных полноцветных изданий.

Вторжение современных технологий требует высокой квалификации персонала. Подготовленная во ФГУП программа обучения коснется практически всех работников, близятся к завершению переговоры с IBM по поставке системы дистанционного обучения.

Парки надежды

Л. ПАВЛОВА

О возможности использовать модель IT-парков как важный и действенный способ развития отрасли глава Мининформсвязи России Л.Д. Рейман говорил год назад, на открытии «ИнфоКом-2004» (см. «ИКС» № 12’2004, с. 25, а подробнее об IT-парках – «ИКС» № 3’2005, с. 36–45). Нынешняя экспозиция содержала новое направление – проекты IT-парков в Дубне, Черноголовке, Дмитровском районе Подмосковья, С.-Петербурге, Н. Новгороде, Новосибирске. Все проекты – в активной фазе: кто-то разрабатывает решения, кто-то уже сделал макеты парков.

По мнению Л.Д. Реймана, компании, участвующие в создании IT-парков, должны иметь свободу формирования своего сообщества, чтобы наилучшим образом реализовать имеющиеся преимущества. Поэтому ни территориального, ни количественного ограничения для IT-парков не будет. Инициатором их создания стал Московский регион: Дубна первой подняла этот флаг, подписав в ходе «ИнфоКом-2004» соглашение о создании в городе Российского центра программирования; в Черноголовке ITпарк, по сути, уже есть; Дмитровский район начинает «с чистого листа» – ЛАНИТ активно занимается организационной базой; Троицк пытается предложить свою концепцию парка…

Что дают IT-парки? Удешевление строительства инфраструктуры за счет госинвестиций и в итоге повышение ее эффективности; синергию, обусловленную постоянным взаимодействием компаний внутри IT-парка; различного рода льготы и преференции при налогообложении, которые мог бы предоставить бюджет. Немаловажный фактор – защита авторских прав.

Государство и бизнес объединились

Л. ПАВЛОВА

для создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Проект, выполняемый в рамках ФЦП «Электронная Россия», являет собой первый опыт государственно-частного партнерства в создании социально значимых информационных ресурсов России, поскольку участвуют Федеральное агентство информационных технологий (ФАИТ) и Российский союз автостраховщиков (РСА). Генподрядчик – «КомпьюЛинк».

Общая база данных об участниках дорожного движения необходима для урегулирования отношений между автовладельцами и реализации государственных функций (контроль движения через границу, борьба с терроризмом и криминалитетом, создание условий для вхождения России в международную систему автогражданской ответственности).

Информационный ресурс формируется на основе банков данных МВД, Минсельхоза, Минобороны и ФТС России, а также «Росстрахнадзора», страховщиков и др., что осложняет создание системы.

Однако, по словам директора спецпрограмм и консалтинга управления системных проектов «КомпьюЛинка» А.А. Лучина, выполнено концептуальное проектирование, на очереди – обеспечение скоординированного информационного обмена.

РТКОММ: новый облик старого знакомого

А. КРЫЛОВА

Начав в 2002 г. реализацию мероприятия № 49 ФЦП «Электронная Россия», РТКОММ к осени 2005 г. подключил к компьютерным сетям более 750 объектов в интересах 20 организаций и ведомств, в числе которых Администрация Президента, министерства и федеральные службы России. Наиболее значимые проекты были представлены на стенде компании.

РТКОММ, «Комет» и «ТелекомЦентр» объединились под брендом Synterra, задавшись целью создать национального мультисервисного оператора. Сети компаний позволяют предоставлять услуги связи более чем в 100 городах страны. В активе – лицензии на услуги телефонии в 17 регионах, на передачу данных и аренду каналов – по всей территории страны, а также более 50% российского рынка услуг доступа в Интернет. Существенно расширит возможности Synterra получение компанией РТКОММ лицензии на передачу голосовой информации в сети передачи данных по всей территории России. Уже сегодня группа компаний предлагает региональным операторам решение Synterra Media для предоставления платного ТВ и других интерактивных сервисов. Договор межсетевого взаимодействия с Synterra и наличие регионального узла связи (цена оборудования – $60–100 тыс.) позволяют оператору получать пакеты лицензионных ТВ-программ.

Synterra берет на себя связь с контентпровайдерами и правообладателями, централизованное формирование контента и эксплуатацию центрального узла единой системы распространения контента, доставку контента в своей инфраструктуре, взаиморасчеты между участниками проекта и поставку аппаратно-программной платформы. Региональные операторы предоставляют абонентам услуги доступа, формируют пакеты услуг и тарифную политику.

«ЦентрТелеком» за состоятельность бизнеса

Л. ПАВЛОВА

Директор департамента по работе с клиентами «ЦентрТелекома» С.В. Назаров представил новый стратегический подход к организации продажи услуг корпоративным клиентам: «Мы вводим понятие информационной состоятельности бизнеса. Это комплекс организационно-технических мероприятий, который позволит потенциальному потребителю товаров и услуг наших корпоративных клиентов принять решение в пользу наиболее доступной и эффектно представленной рекламно-справочной информации». Набор вариантов законченных решений на базе услуг связи поможет создать условия для формирования информационной состоятельности бизнеса корпоративных клиентов оператора. Для этого предлагается каждому клиенту создать единую корпоративную инфокоммуникационную среду, обеспечивающую взаимодействие сотрудников корпорации и конфиденциальность информации. Предлагаемая «ЦентрТелекомом» программа создания такой среды позволит предприятиям и организациям сократить расходы на услуги связи. По данным «ЦентрТелекома» за II квартал 2005 г., на долю дальней связи приходится около 43% всех затрат корпоративных VIP-клиентов на услуги оператора (у отдельных категорий клиентов – даже 60%). Интернет и передача данных занимают 14% общих платежей VIP-клиентов; наиболее активные потребители этих сервисов – СМИ (до 37%), а также финансово-кредитные и страховые организации (до 40%).

Оператору предлагается также организовать проактивное обучение и аттестацию сотрудников VIP-клиентов; предоставлять им доступ к информационным ресурсам Интернета; размещать рекламно-справочные материалы клиента на терминале. На базе терминалов доступа «ЦентрТелекома» в общественных местах может быть организован доступ к разным услугам связи, базам данных VIP-клиентов, сайтам органов местной власти, службе «одно окно». Технически мероприятия можно реализовать с помощью хDSL.

Единая сеть… в границах выставки

Г. БОЛЬШОВА

Стендовое пространство проекта «ТЕТРАРУС» выглядело несколько «субтильнее», чем год назад, и менее ПМР’изованным. Во-первых, стало меньше экспонентов. Из зарубежных партнеров присутствовали Motorola, Rohde & Schwarz, Siemens, Selex Communications (OTE), Sepura, но не было EADS (ранее Nokia), Frequentis, Teltronic. Зато активно выступили российские производители оборудования (ГК «Информтехника» и «Форатек») и ПО («ТетраСофт»), системные интеграторы (Optima, «MTK Телеком» и «Информтехсвязь»), операторы («Радиотел» и «МС-Спецтелеком») и «Тетрапром», предлагающий радиочастотные кабели и аксессуары. Во-вторых, из-за стагнации российского TETRA-рынка за последний год появились лишь две новые сети.

Что же представляли участники?

Motorola – терминалы MTH800 (цветной экран, встроенный GPS-приемник) и MTM800 (оба для диапазона 380–430 МГц), системы Compact TETRA, Dimetra IP, биллинга и администрирования для TETRA MiBAS.

Rohde & Schwarz – систему Accessnet-T; Siemens – оборудование Rohde & Schwarz и приложения для диспетчерских и мобильных терминалов, передачи изображений и видео и др., а также свой новый центр контроля и управления сетью, оснащенный диспетчерской системой и обеспечивающий взаимодействие пользователей конвенциональной связи и TETRA-групп.

Selex – систему и терминалы Elettra; Sepura – терминалы SRH3000 и интеллектуальный программатор Radio Manager, терминал скрытого ношения SRС3300.

«Форатек» – систему «ТЕТРАКОМ»; ГК «Информтехника» – систему «МиниКом-ТЕТRА» и диспетчерский терминал для сетей железных дорог, который может быть совмещен с ПК; он обеспечивает прием/передачу диспетчерских вызовов, прием групповых вызовов, специализированный алгоритм вызова в группах «Машинисты» и «Ремонтники» и др.

«ТетраСофт» – продукты на основе ТЕТRА: диспетчерский пульт, терминал данных и сервер сопряжений. Увы, на стенде отсутствовало описание функциональных или технических особенностей продуктов.


Игра как демонстрация EV-DO

Г. БОЛЬШОВА

Пресс-брифинг Lucent Technologies и «Скай Линк» был посвящен плановому введению в сеть «Скайлинк» технологии 1xEV-DO для передачи данных со скоростью 2,4 Мбит/с в прямом канале и 153 кбит/c в обратном. По словам коммерческого директора российского отделения Lucent Л. Платонова, из-за неинформированности пользователя множество сервисов не находит спроса, адекватного их качеству. Поэтому стенды партнеров были связаны между собой каналами 1xEV-DO и желающим предложили сыграть в интерактивную игру «гонки по широкой полосе», при которой все речи и действия игроков и судей доступны всем участникам. Зам. гендиректора «Скай Линк» Д. Александров считает, что такие «тяжелые приложения» лучше всего демонстрируют мультимедийную передачу в реальном масштабе времени.

На стенде Lucent можно было также поработать с приложениями Active Phonebook и AnyPath Video Mail. С помощью первого по сети 3G можно звонить абоненту, посылать e-mail, мгновенные сообщения, совместно с коллегой работать над документом, участвовать в видеоконференции. А видеопочта AnyPath Video Mail позволяет получить озвученный «авторский видеоролик» сообщения.

Кроме того, «Скай Линк» и производитель CDMA-терминалов Kyocera (Япония) подписали соглашение о намерениях о поставке телефонов диапазона 450 МГц, созданных специально для российского рынка и сопоставимых по цене и функциональности с GSM-трубками.

Курс на новые разработки и сервисы

Г. БОЛЬШОВА

Компания «Открытые Технологии» сделала акцент на трех решениях, среди которых – Центр компетенции (ЦК) по решениям IPTV.

Новосибирский ЦК создан для продвижения комплексных решений IPTV. «Сибирьтелеком» уже построил фрагмент NGN в Красноярске и реализует на ней первый проект IPTV. По словам директора ЦК С. Литовченко, идет закупка и монтаж оборудования. Ядро решения – система управления RIGHTv (Orca Interactive), способная поддерживать до 500 тыс. абонентов. Для приема и преобразования сигналов в IP-потоки использовано оборудование Harmonic, видео по запросу обеспечивают видеосерверы MediaBase XMP (Kasenna)и Vision (BitBand). В качестве абонентских устройств ЦК тестирует оборудование Amino Communications, Kreatel Communications, ADB, i3Micro, PaceMicro и др. Защита от НСД поддерживается бескарточными системами PIsys SoftClient (Irdeto) и Cypher (Widevine).

Другой продукт «Открытых Технологий» – операторская система инвентаризации сети на базе системы инвентаризации сервисов и ресурсов Inventory and Resource Management компании Gramer – позволяет не только вести контроль и учет абонентских линий, но и создавать топологию сети с привязкой к географическому положению сетевого элемента, а также формировать планы размещения оборудования.

МТТ организовал WLAN-роуминг

Л. ПАВЛОВА

«Межрегиональный ТранзитТелеком» анонсировал решение для операторов сотовой связи и беспроводных сетей для услуг роуминга в сетях WLAN. Компания обеспечивает межсетевой обмен аутентификационным трафиком, сбор тарификационной информации для межоператорских расчетов и координацию взаимодействия сторон в процессе предоставления услуг за счет возможностей своей транзитной сети федерального масштаба.

К работам над этим решением МТТ приступил еще в 2002 г., через год был создан узел WLAN-роуминга и начато его тестирование, а в 2004 г. к работам присоединился первый оператор – «ВымпелКом». В этом году организована опытная зона с участием уже трех операторов широкополосного доступа в сети передачи данных – РТКОММ, «Комстар» и «Петерстар». В сентябре были успешно завершены ее тестовые испытания, и с 1 октября МТТ начал оказывать услугу на коммерческой основе.

По рассчетам МТТ, уже в ближайшем будущем национальный и международный роуминг хот-спотов будет доступен большинству абонентов российских операторов Wi-Fi и сетей подвижной связи. Далее – заключение коммерческих договоров и расширение роумингового пространства, а также реализация международного WLAN-роуминга.

***


General DataComm привезла в «Крокус Экспо» большое семейство продуктов: систему управляемого доступа «Лучезар 100»; интегрированный мультиплексор каналов SDH, xDSL и PDH для объединения разных видов трафика «Лучезар 160»; мультисервисный маршрутизатор «Лучезар 860» – высокоскоростную сетевую платформу для предоставления сервисов бизнес-класса: IP, Frame Relay, AMT, Ethernet, TDM, выделенные каналы.

Кроме того, были представлены базовая BWA-станция WAWOOLA и система радиорелейной связи «Антерум 630» для построения систем связи любого масштаба.

***

Портфель решений «AMT Груп» с техподдержкой создавал благоприятный фон для сотрудников и потенциальных клиентов. Новая система управления производительностью – InfoVista используется в том числе для мониторинга, оптимизации и планирования сетей, эффективна для управления сетевой и IT-инфраструктурой. Инструменты анализа данных InfoVista позволяют снизить риски при модернизации, минимизировать потери. Совместно с российской «С-Терра СиЭсПи» проведены испытания первого в России шлюза безопасности для голоса и видео – CSP VPN Gate – на совместимость с мультисервисными сетями, в том числе с системой IP-телефонии (Cisco).

***


ФГУП НИИ радио объявило о завершении испытаний отечественной системы условного доступа «Роскрипт» в ЦКС «Медвежьи Озера» на сети ГП «Космическая связь». «Роскрипт» – разработка НИИ радио по заказу ОАО «Телеком» при участии ОАО «РНТ» и ОАО «Первый канал»; цифровые ресиверы – от НТЦ «Космос». Система обеспечивает прием ТВ-программ только санкционированными абонентами. При шифровании используются алгоритмы ГОСТ Р 28147-89; время вычисления ключей Smart Cart после активизации – более 3 лет (при смене не реже раза в год); скорость передачи шифрованного потока – 108 Мбит/c.

В «Роскрипте» решены задачи защиты контента цифровых DVB-каналов, охраны авторских прав производителей программ и управления спутниковой распределительной сетью. К числу ее преимуществ и.о. гендиректора НИИР В.В. Бутенко отнес также многоуровневую архитектуру, которая позволяет организовать интегрированную СУД всего цифрового тракта. Стоимость модуля СУД – $80, Smart Cart – $6.

Comverse представила свое видение стратегии повышения эффективности бизнеса сотовых операторов. Она основана на использовании возможностей биллинга в реальном времени. Вице-президент подразделения EMEA Comverse Р. Чарит: «Необходимо прибегать к стратегиям, минимально затрагивающим прибыль и повышающим лояльность абонентов. Персонализация услуг стимулирует потребление и привязывает абонента к оператору, ее основу создают интеллектуальные возможности биллинга».

***


Национальный оператор дальней связи «Ростелеком» (пока единственный в России, однако Мининформсвязи выдало уже девять лицензий на предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи) построил и ввел в эксплуатацию высокоскоростную ВОЛС Уфа–Оренбург протяженностью 824 км. В первый день работы выставки в режиме телемоста Москва–Оренбург прошла презентация проекта, реализованного оператором в сотрудничестве с «ВолгаТелекомом» . Как отметил глава администрации Оренбургской области А. Чернышев, с появлением мощной линии связи регион получил дополнительный импульс для экономического развития.

Новая ВОЛС даст «Ростелекому» конкурентные преимущества на рынке дальней связи, как и сертификация системы менеджмента качества на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (вручение сертификата состоялось 29 сентября).

***


Siemens провела на стенде демонстрацию своих инновационных решений SURPASS Perfect Voice, Media Delivery Solution, Mobile Office, а также мобильных услуг на базе IMS.

SURPASS Perfect Voice обеспечивает плавный переход к сетям VoIP. На стенде был представлен фрагмент реальной NGN, совмещенной с TDM-сетью. У Siemens уже есть опыт внедрения элементов NGN на сети Калужского филиала «ЦентрТелекома». Media Delivery Solution обеспечивает доставку мультимедийного контента. В зоне роуминга абоненты смогут получать видео по требованию и в режиме реального времени, скачивать контент. С помощью Mobile Office сотовые абоненты корпоративных сетей имеют дистанционный доступ в Интернет и могут работать с электронной почтой, календарем, контактами в форматах Microsoft Outlook, Lotus Notes.

***


«ИнКОМа» показала на выставке последние разработки в области web-конференцсвязи и телефонии, а также решения по оптимизации оптических сетей связи и межоператорского взаимодействия по передаче телефонного трафика. «ИнКОМа» обеспечивала видеоконференцсвязь между всеми выставочными площадками «Инфоком-2005».

«ВымпелКом» и «КОМКОР» выбрали Nortel в качестве поставщика оборудования для построения своих NGN. В ближайшие два года «ВымпелКом» планирует развивать в регионах России оптические сети на оборудовании Nortel Optical Multiservice Edge 6500. Строительством сети будет заниматься российский партнер Nortel – «Инсталсайт» . «КОМКОР» внедряет технологию спектрального уплотнения Metro DWDM на платформе Nortel Optical Metro 5200 для модернизации своей городской транспортной сети. Metro DWDM многократно повысит пропускную способность ВОЛС «КОМКОР» и расширит спектр широкополосных услуг.

***


На стенде «МегаФона» состоялась демонстрация первого в России видеозвонка между абонентами, имеющими мобильные телефоны с поддержкой видеосвязи. Для передачи данных использовались базовые станции и коммутационное оборудование 3G.

***


«Интеркросс» представил новую разработку в области оборудования широкополосного доступа – модем ADSL 2+ на базе чипсета AR7 (Texas Instruments), который представляет собой высокоинтегрированное интероперабельное решение. Американская компания впервые в России лицензировала технологию ADSL «Интеркросса».

ZTE представила свое ви’дение организации IPТV. Были подробно рассмотрены способы построения сетей IPTV, технологии доступа (xDSL, FTTP, FTTC, DOCSIS 1.0, DOCSIS 3.0), проблемы выбора кодека (MPEG2/MPEG4) и методы обеспечения QoS.

Производитель, участвовавший в создании сети гонконгского оператора PCCW-TV, намеревается к началу следующего года представить российскому рынку законченное решение IPTV – полный набор аппаратно-программных средств.

***


Центральное место в экспозиции Huawei занимало решение IPTV, которое демонстрировалось при поддержке компании DeLight 2000. Была представлена IP Multimedia Subsystem и новейшее оборудование ПД для сетей операторского класса – универсальный коммутирующий маршрутизатор NetEngine40E и серия коммутаторов Quidway S56xx на10 Гбит, которая включает в себя устройства на 24 и 48 портов, поддерживающие до 8 стекируемых устройств, а также их модели, поддерживающие стандарт 802.3 af PoE.

***


«Эрикссон» и «ВымпелКом» провели в ходе выставки первую в России демонстрацию на мобильной сети решений «Эрикссон» на базе IP Multimedia Subsystems. Участники опробовали абонентские приложения сети «Билайн» в режиме тестирования: Instant Messaging и Chat, устанавливающие сеанс обмена сообщениями в режиме on-line между двумя и более абонентами; Shared URL, позволяющее абоненту отправлять корреспондентам ссылку на просматриваемую интернет-страницу в формате higtlighted. Затем протестировали игры и попробовали совместно отредактировать рисунки и документы. Демонстрация завершилась показом Push-to-Talk over Cellular.

КРОК предлагал на выставке решения для корпоративного бизнеса – contact- и callcenter на оборудовании Avaya: Media Server 8300, Contact Center Express и CMS для сбора статистики call-center.

***


Новый сервис-провайдер «ИнКор» представил мощный программно-аппаратный комплекс ВI.3А на оборудовании IBM, Sun и Buongiorno. Любой контент-провайдер может реализовать на этой платформе свой ресурс (мелодию, картинку и т.д.).

***


НАТЕКС предъявил новые решения широкополосного доступа семейства UniSpot; интегрированные решения интернет-телефонии VoiceCom, новые технологии в коммутации второго и третьего уровня ЛВС (семейство NetXpert), модульные маршрутизаторы Routers.

***


«Светец» показал одну из последних разработок – универсальную платежную систему TelePay, популярность которой в России быстро растет.

«ИскраУралТЕЛ» представил всю гамму оборудования SI2000 – MSAN, CS, Multimedia, MN – для предоставления услуг triple play. Изюминкой стал впервые показанный шлюз ParlayX, работающий совместно с SI2000 MSAN. Он обеспечивает быстрое создание сервисов на базе телефонной станции. Существенно удешевляют продукт программные средства Open Source.

***


Cisco Systems предстала на «ИнфоКом2005» еще и в качестве бизнес-партнера, готового также инвестировать в проекты. Продукты ее подразделения Capital – из иной сферы: финансовый лизинг и кредитование за счет относительно дешевых кредитных ресурсов. В основном они применяются при поставках оборудования для информационных сетей.

***


IBM оптимизировала под открытую ОС Linux все свои продукты. О преимуществах ПО с открытым кодом шла речь на конференции «Открытый и закрытый исходный код ПО: сбалансированный подход». Другая представленная на выставке стратегическая линия IBM – приверженность стандарту BS7799-2 (см. «ИКС» № 7’2005, с. 35–41), реализованная в методологии Global Service Method для создания систем ИБ.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Поделиться: